1 ≫

Вологодский кремль начал возводится Иваном IV Грозным. Планируемая территория была в 2,1 раза больше территории Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила под непосредственным досмотром царя 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде – Насон-город, известное по песням и преданиям. Крепостные стены должны были оградить детинец (кремль) – новый городской центр, выбранный царем и не совпадавший с прежним центром города, – Ленивой площадкой, находящейся несколько выше по течению реки Вологды, на ее высоком правом берегу. Всеми градостроительными работами руководил один из выдающихся русских инженеров XVI века Размысл Петров.

На протяжении 1565 – 1571 годов Иван Грозный часто бывал в Вологде, наблюдая за сооружением крепости и каменного Успенского (Софийского) собора. Очевидно, царь предполагал основать в Вологде хорошо укрепленную личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а кремль не был построен. Тот комплекс сооружений, который называется Вологодским кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля.

В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывший Архиерейский дом, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийскую колокольню. Стоящий на высоком берегу реки Вологды монументальный Софийский собор – первый каменный храм города, построенный при Иване Грозном, находится вне кремлевских стен, но исключить его из состава кремля было бы неправомерно: именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля своей суровой, величественной красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем первоначальном кремле Ивана Грозного собор появился намного раньше каменного двора архиереев, и в настоящее время главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским кремлем.

Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора. В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор – Воскресенский.

Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом – комплекс сооружений двора вологодских архиепископов. Первоначально палаты вологодских архиереев находились на Ленивой площадке, близ кафедрального Воскресенского собора. В 60-х годах XVI века Архиерейское «дворище» было перенесено на территорию возводимого кремля, в непосредственное соседство с новым главным храмом города – Софийским собором.

До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Двор был обнесен деревянным забором с несколькими воротами, главными из которых были восточные Святые – большие «створистые», с прорезной решеткой, украшенные иконами и увенчанные тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых «чешуей» шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. Даже после разборки этой церкви главные ворота долгое время именовались и Трехсвятными, и Святыми.

Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Здесь располагались также архиерейские, «крестовые» и «казенные» кельи (в последних хранилась казна и ценности), «судная» изба, домовая, «клецкая» церковь, изба «воротная» (для привратников), а также многочисленные хозяйственные помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года.

В конце 1650-х годов в Архиерейском доме появилась первая каменная постройка – здание Казенного приказа, или Экономский корпус, где помещались казенные и казначейские кельи.

Второе по времени каменное здание Архиерейского двора – большой трехэтажный Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 – 1671 годах. В XVII и первой половине XVIII века это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднейшие пристройки значительно исказили внешний и внутренний облик этого сооружения. В результате реставрации 1960-го года был частично восстановлен прежний роскошный архитектурный декор фасадов здания. В настоящее время Симоновский корпус по праву может служить прекрасным образцом гражданской архитектуры второй половины XVII века.

Сразу после появления епископского «дворца» Архиерейский двор в очень короткий срок (1671 – 1675 годы) был обнесен высокими каменными стенами с многими неразрывно связанными с ними хозяйственными постройками, несколькими воротами и четырьмя башнями на углах образованного стенами неправильного четырехугольника. Годы построения стен отмечаются в исторических документах, как времена крайне дешевой рабочей силы: в Вологде был голод и население работало «из хлеба безденежно». Этим воспользовался епископ Симон, при котором были построены и крепостные стены, и первые Архиерейские палаты с церковью Рождества Христова.

Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Возведение столь мощных стен вологодского двора было вызвано идеологическими задачами возвеличения и прославления церкви и самого архиерея. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века.

Первоначально стены были покрыты на один скат деревянной крышей на столбах. Под крышей с внутренней стороны устроен переход с перилами, позволяющий пройти по всему периметру ограды.

В архиерейской ограде было несколько ворот, но почти все они в настоящее время заложены. Главными были Святые (или Трехсвятные) ворота, расположенные в восточной стене, прямо против Софийского собора (ныне заложены). Святые ворота представляли собой нарядную двухъярусную постройку. Часть нижнего яруса ворот, обращенная к собору, сохранилась и дает представление об их былом декоре.

В конце XVII века над выходящими к Софийскому собору воротами взамен трех небольших шатров поставили небольшую одноглавую церковь Воздвижения. На месте юго-восточной башни в XVIII веке построен Воскресенский собор.

Постепенно в Архиерейском дворе возникали новые постройки, переделывались и надстраивались прежние. Многие каменные постройки внутри двора, неразрывно связанные со стенами, воспринимаются как одно целое с ними. Они представляют определенный интерес как редкие из сохранившихся образцов хозяйственных построек XVII века.

В конце XVII – начале XVIII века, при архиепископе Гаврииле на Архиерейском дворе появилось новое трехэтажное здание, названное впоследствии Гаврииловским корпусом. С юга он примыкал к архиерейским палатам (Симоновскому корпусу), а в настоящее время соединен с ними в одно здание.

Вскоре после его появления, в противоположной, восточной части двора к северному торцу Экономского корпуса было пристроено простое двухэтажное здание, как бы соподчиненное Экономскому в функциональном отношении – Безымянный корпус (в нем находились казенная и казначейская кельи).

В середине XVIII века Гаврииловский корпус был как бы продолжен к северу двухэтажным каменным зданием, названным Иринеевским корпусом.

В 1740-х годах перпендикулярно к Симоновскому корпусу, к восточному концу его северного фасада примкнули одноэтажные каменные кладовые. В эти годы деревянные закрытые переходы, соединявшие домовую Рождественскую и надвратную Воздвиженскую церкви, были заменены крытым двухъярусным переходом, имеющим окна с обеих сторон. В его нижнем ярусе находится двухарочный проезд в северо-восточную, изолированную часть комплекса, оказавшуюся обособленной в результате сооружения здесь между 1740 и 1753 годами одноэтажного здания, расположившегося между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, – здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория.

С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. Корпус этот был сильно переделан, вероятно, во второй половине XIX века, при этом были изменены фасады с некогда эффектными фигурными наличниками. Первоначально внешний вид корпуса был иным и почти наверняка был выдержан в стиле барокко. Разумеется, и в XVIII веке здание было гораздо скромнее Иосифивского корпуса.

Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе Золотом. Главным результатом этих строительных работ можно считать создание его личных апартаментов – роскошных трехэтажных каменных покоев. Иосифовский корпус, поставленный вплотную к южному торцу Гаврииловского корпуса, был построен между 1764 и 1769 годами и отличался от всех прочих построек Архиерейского дома не только своей нарядностью, но и новым, еще необычным для Вологды барочным стилем. При том же епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни было возведено еще одно барочное здание, большое и значительно – теплый Воскресенский собор. Его строительство вологодским архитектором Златицким началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Своими барочными формами Воскресенский собор как бы поддержал здание Иосифовского корпуса, без такой поддержки епископские хоромы чрезмерно выделялись бы среди прочих построек Вологодского кремля.

В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.

Известно, что при Иосифе Золотом в Архиерейском доме был разбит сад с фруктовыми деревьями и большим прудом – вне кремлевских стен. Также были посажены новые деревья в центральном, главном дворе.

Таким образом, сооружения, создающие архитектурный ансамбль Вологодского кремля, могут служить примером гармоничного соединения архитектурных стилей трех столетий.

Современный Вологодский кремль

В настоящее время в бывший Архиерейский дом ведут два входа: с восточной стороны – главный вход, расположенный между теплым Воскресенским собором и колокольней; второй – почти у северного угла каменной ограды, приводящий на Консисторский дворик.

Современная территория кремля, огражденная высокими каменными стенами, разделена бессистемно расположенными на ней разновременными зданиями на три двора. Из них главный, центральный, занимает большую часть территории; в северо-восточном ее углу находится небольшой Консисторский дворик, в северо-западном – хозяйственный двор.

Основные здания главного двора образуют в плане четырехугольник, незавершенный с южной стороны.

Восточная линия начинается почти рядом с современными главными въездными воротами и состоит из трех зданий: Экономского и Безымянного корпусов и бывшей Воздвиженской надвратной церкви. Эта церковь соединяется крытыми переходами на арках с северной линией, состоящей из одного большого здания – Симоновского корпуса. К его западному торцу примыкают две небольшие постройки: южнее – Гаврииловский, севернее – Иринеевский корпуса. Западную линию территории центрального двора кремля наряду с малым Гаврииловским корпусом составляет большой и пышный Иосифовский корпус, в котором в течение 150 лет, вплоть до революции, жили вологодские архиереи.

С северо-востока к Симоновскому корпусу примыкает корпус Консисторский, образующий западную сторону двора, также именующегося Консисторским. С северной и восточной сторон этот небольшой дворик ограничен высокими кремлевскими стенами с позднейшими к ним пристройками.

Во второй половине XX века проводилась реставрация некоторых кремлевских зданий. До этой реставрации Иосифовский корпус по нарядности и роскоши был лучшим среди кремлевских построек зданием, в настоящее время внимание посетителей кремля явно привлекает еще одно старинное здание – Симоновский корпус (XVII век). Научная реставрация возвратила зданию его былую нарядность вместе с пышными формами его древнего декора.

Завершает ансамбль Архиерейского дома теплый Воскресенский собор, расположенный возле современного входа на территорию кремля.

В настоящее время большая часть бывшей архиерейской резиденции, почти все помещения ее главного центрального двора используются Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Материалы: http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/vologda-kremlin/

2 ≫

Этот архитектурный комплекс получил своё название по прямому назначению: здесь с 16 века помещались епископы вологодские. Другое название Архиерейского двора (или «дома») — Малый кремль, и оно вполне справедливо: обнесённый собственной оградой, он и вправду представлял собой как бы «кремль в кремле».

Строения в комплексе датируются разными периодами времени начиная от современных кремлю и заканчивая 19 веком. К тому времени, как начали возводить «настоящий» кремль (в смысле укрепления), Архиерейский двор уже существовал, и его пришлось перенести поближе к Успенскому собору. Самое старое из дошедших до наших дней городских зданий невоенного назначения — Экономский корпус — было выстроено на территории двора в 50-х гг. 17 века. Позднее появились Симоновский корпус с Рождественской церковью, Гавриловский корпус и надвратная церковь. В 18 веке двор продолжал расширяться, были выстроены Консисторский корпус и собор Воскресения.

Сейчас можно сказать, что Малый вологодский кремль — одна из наиболее хорошо сохранившихся епископских резиденций в стране. Поскольку её постройки никогда фундаментально не видоизменяли, она может сравниться по оригинальности происхождения с аналогичным комплексом в Ростове. Не все постройки двора пребывают в идеальном состоянии, но наиболее значимые отреставрированы, и их стоит осмотреть.

Помимо собора в состав Архиерейского двора входят семь корпусов, во многих из которых сохранились элементы оригинального интерьера. Самый старый корпус — Экономский (или Казённый), который отличает небольшой мезонин над главным входом. Этот корпус был выстроен в 1659 г. Спустя 10 лет было начато строительство Симоновского корпуса, который стал первой каменной резиденцией архиепископа. К сожалению, оригинальные элементы внешнего декора были утеряны, но во второй половине 20 века многие из них удалось восстановить. Главная ценность Симоновского корпуса — Крестовая палата, предназначенная для торжественных приёмов, очень красиво и богато отделанная. При Симоновском корпусе была выстроена и Христорождественская церковь, которая тоже сохранилась, но не в качестве действующей: сегодня здесь помещена музейная экспозиция.

С 1923 г. и по сей день в Архиерейском дворе находится главный музейный комплекс города — Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Следующие два корпуса плавно выросли один из другого. Небольшой узорный Гавриловский корпус был построен на рубеже 17—18 веков и затем разросся до двух зданий. Второй корпус был назван Иренеевским. Одновременно с Иренеевским был выстроен Консисторский корпус; из всех зданий Архиерейского двора он в наибольшей степени поменял свой внешний облик. Сегодня в Консисторском корпусе проходят ежегодные городские фестивали. Трёхэтажный корпус — современник Гавриловского, в нём помещалась славяно-латинская школа.

Самый молодой корпус двора легко определить по архитектурному стилю: это очевидно барочное здание классически петербургского вида. Корпус носит имя Иосифа Золотого и отличается обилием декоративных элементов на фронтоне и контрастными белыми деталями на тёмно-красном фоне. Согласно письменным сведениям, этот корпус был великолепно отделан изнутри, но до наших дней отделка не дошла: остались только облицованные расписным кафелем печи.

Архиерейский двор расположен в центре бывшего Вологодского кремля, в 2,5 км от железнодорожного вокзала, прямо у реки Вологда.

Поделиться

Вологодская область

  • Где остановиться: самый большой выбор гостиниц — в Великом Устюге и в Вологде.
  • Куда отправиться: для начала — в сердце Вологодчины, в резную-расписную красавицу Вологду. Затем стоит увидеть изумительные фрески и иконы монастырей Кириллова, Ферапонтово и Белозерска. И, конечно, заглянуть на родину Деда Мороза — в Великий Устюг. Примечательная область и своими старинными городами: Череповец («Северные Афины» конца 19 века), прообраз города N из гоголевского «Ревизора» Устюжна, удивительный Весьегонск, а также забавные Сизьма и Тотьма, что славятся традиционным оканьем и деревянной архитектурой.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Тоже интересно

Архиерейский двор в Вологде есть в этих экскурсиях

Архиерейский двор в Вологде: популярные отели рядом

  • Aria Spa Hotelот 3 800 руб. Vologda Predtechenskaya 68
  • Spasskaya Hotelот 1 950 руб. Vologda Oktyabrskaya Street 25
  • Apartment on Predtechenskayaот 2 500 руб. Vologda Ulitsa Predtechenskaya 54

Оставляйте отзывы и участвуйте в розыгрыше ценных призов

Материалы: http://tonkosti.ru/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B5

3 ≫

Архиере́йский двор (Архиерейский дом) — резиденция вологодских архиепископов и епископов, административный и культурный центр Вологодской епархии c 1560-х по 1920-е годы. Представляет собой историко-архитектурный комплекс в центре Вологды, на территории бывшего Вологодского кремля, состоящий из каменной ограды и построек, сооружённых в XVII, XVIII и XIX веках.

За Архиерейским двором укрепилось название Вологодский кремль. Впервые определение «малый кремль» к зданиям Архиерейского двора было применено в 1855 году автором «Русской Фиваиды на Севере» А. Н. Муравьёвым [1] . В настоящее время постройки архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник.

После перенесения в Вологду в конце XV века кафедры Великопермской и Вологодской епархии (Вологда стала вторым кафедральным городом епархии после Усть-Выми), архиерейское подворье находилось в районе Ленивой площадки около соборной церкви Воскресения. Строительство крепостных сооружений вологодского кремля Ивана Грозного в 1560-е повлекло за собой перенос архиерейского двора ниже по реке, к строившемуся Успенскому (Софийскому) собору [2] . В 1589 году патриарх Московский и всея Руси Иов возвёл Вологодскую и Великопермскую епархию в ранг архиепископии и архиерейский двор в Вологде стал её центром [1] .

До второй половины XVII века все постройки Архиерейского двора были деревянными и неоднократно перестраивались. 22-25 сентября 1612 года архиерейские палаты, наряду с большей частью города, были сожжены во время захвата Вологды одним из грабительских отрядов, состоявшим из поляков и «тушинцев». После реконструкции архиерейского подворья переписные книги 1620-х годов фиксируют огороженную территорию двора, на которую вели створчатые ворота с деревянными решётками, увенчанные тремя шатрами, покрытыми лемехом. На дворе располагалась деревянная клетская церковь Стефана архиепископа Пермского, келья архиепископа на подклете и несколько построек. Также внутри двора находился небольшой пруд с карасями.

… Против Соборные церкви Совей Премудрости Божии двор архиепискупль, ворота створистые, а другие одинокие: на них три шатра побиты чешуею; вереи и столбы точеные: а над большими вороты с лица от Собору Деисус стоячей, семь образов на золоте; а над меньшими вороты три образа Распятие Господне, а по сторонам Великомученик Феодор Стратилат да Стефан архиеписком Пермский на золоте; а с надворную сторону над большими вороты Деисус-же пять образов на золоте, а над меньшими вороты три образа — Пречистая Богородица с Превечным Младенцем, да преподобный Димитрий да благоверный князь Игнатей Вологодский на золоте; по обе стороны ворот решетки деревянные, прорезные, круглые.

Да на архиепископли-ж дворе келья архиепископля с комнатою на подклете, да келья казенная на подклете-ж, а промеж ими повалуша, да двои сени, да келья задняя на подклете с сенми-ж, да у задних ворот изба судная, да против избы клеть, а промеж ими сени да келья на подклети с сенми подьяческая, да четыре житницы, да два погреба, да ледник, а над погребами сушила рубленныя да хлебня, да поварня, да конюшня, а на верху сенницы, да на архиепископли-ж дворе середи двора прудец не велик, копаной, а в нем сажена рыба караси, да ворота задние, а у ворот изба воротная с сенми, а около двора забор в длину двора от ворот семьдесят сажен, поперег шестьдесят сажен.

— Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году [3]

В 1657—1659 годах на территории Архиерейского двора построено самое древнее сохранившееся каменное гражданское сооружение Вологды — Казённый приказ (более позднее название — Экономский корпус). Архиепископом Симоном в 1667—1670 годах были построены новые архиерейский палаты (Симоновский корпус) с домовой церковью Рождества Христова, а в 1671—1675 годах построены каменные стены вокруг Архиерейского двора. В конце XVII века был возведён трёхэтажный Гаврииловский корпус, а также надвратная Воздвиженская церковь в 1687—1692 годах.

В 1693, 1702 и 1724 годах Архиерейский двор посещал император Пётр I, встречавшийся здесь с вологодскими преосвященными епископами. Самым парадным помещением архиерейского двора до конца XVIII века оставалась Крестовая палата Симоновского корпуса со слюдяными окнами. В ней устраивали приёмы, и в частности, в 1775 году было празднование заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В XVII—XVIII веках владения архиерейского двора выходили за территорию, ограждённую стенами. В неё входил и летний архиерейский дом, простоявший на Соборной горке до середины XVIII века (последние упоминание в 1730 году) [4] .

Вторая волна строительства в Архиерейском дворе была развёрнута при вологодском епископе Иосифе Золотом в 1760-е — 1770-е годы. Возводится новый трёхэтажный корпус архиерейских палат в стиле барокко и в этом же стиле тёплый кафедральный Воскресенский собор на месте разобранной юго-восточной башни. Также в период 1740—1774 года были построены корпуса Консисторского корпуса.

В 1724 в Архиерейском дворе была открыта архиерейская школа, позднее преобразованная в духовную семинарию. К концу XVIII века духовная семинария стала одним из крупнейших учебных заведений на Севере, и для неё было выделено новое здание на берегу реки Вологды (современный адрес — улица Ленина, 15). Также в Архиерейском подворье начинали свою историю другие учебные заведения Вологды: цифирная школа (существовала в 1714 году) и славяно-латинская школа (с 1730 года), которая затем была преобразована в духовное училище.

29 сентября 1896 года в честь 500-летия памяти святителя Стефана Пермского в Архиерейском доме было открыто Вологодское епархиальное древлехранилище, чьи фонды послужили основой будущей коллекции Вологодского музея-заповедника [1] .

С 1923 года территорию кремля — Архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник.

Архиерейский двор Вологды — одна из наиболее полно сохранившихся резиденций русских архиепископов. Наряду с наиболее известным двором архиерея в Ростове Великом, является оригинальным вариантом представительских дворцовых средневековых ансамблей духовных владык. Большинство построек Архиерейского двора относятся к XVII—XVIII векам.

В плане Архиерейский двор представляет собой четырёхугольник, обнесённый каменными стенами с тремя башнями и Воскресенским собором в его углах. Севернее двора находится Софийский собор, к его главному входу ведут Святые ворота. Внутри двора расположены палаты архиереев (Симоновский и Иосифовский корпусы) с домовой церковью Рождества Христова и другие постройки [5] .

Стены и башни

До середины XVII века Архиерейский двор был обнесён деревянным забором с несколькими воротами, главными из которых были Святые, напротив Софийского собора.

Каменные стены были возведены в 1671—1675 году при епископе Симоне, сразу после постройки каменного Архиерейского корпуса. Первоначально, стены были покрыты деревянной крышей. В литературе советского периода отмечается, что Симон пользовался даровой рабочей силой для строительства стен во время голода 1671—1672 годов [4] , в дореволюционных источниках, напротив, говорится о том, что грандиозная стройка помогла многим спастись от голода благодаря безденежным выплатам в виде продуктов [6] .

Исследователями отмечается несколько версий возведения крупных стен вокруг Архиерейского двора. Наиболее распространены версии оборонного и символического значения. Сторонники оборонного значения стен объясняют возведение крепости в крепости (в Кремле Ивана Грозного) боязнью архиепископа Симона повторения событий 1612 года — т. н. «вологодского разорения» [6] или возможных крестьянских восстаний наподобие тех, что происходили в 1667—1671 годах под руководством Степана Разина [4] . В соответствии с другой точкой зрения, несмотря на кажущуюся массивность, стены скорее всего не были предназначены для целей обороны, а имели символическое значение. Наряду с Ростовским, Вологодский архиерейский двор мог быть своеобразной «крепостью духа», видимым памятником превосходства «священства» над «царством». В XX веке появляются версии сакрального значения архитектуры и композиции архиерейских дворов. Создатели таких ансамблей стремились уподобить весь комплекс «огромному дому Божию» [7] .

Ограда Архиерейского двора имела несколько ворот:

  • Святые ворота. В 1687 году над Святыми воротами возведена надвратная Воздвиженская церковь (освящена в 1692 году). Она представляет собой небольшой четверик, увенчанный одной главой, поставленной над прямоугольным алтарём и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Современное купольное покрытие и глава появились в XVIII веке.
  • Въездные (Водяные). Расположены между Воскресенским собором и колокольней — единственные, используемые со второй половины XX века.
  • Пятницкие. Расположены в недостроенной с внутренней стороны западной стене.
  • Проезжие задние.

В углах стен вокруг Архиерейского двора размещались башни:

  • Юго-западная. В ней размещались каретник и сеновал. Сейчас в башне одна из экспозиций Вологодского государственного музея-заповедника.
  • Юго-восточная. Использовалась для нужд консисторского архива.
  • Северо-восточная. Разобрана и в 1772—1776 годах на её месте построен Воскресенский собор
  • Северо-западная, Пятницкая, с «проезжими задними воротами [8] ». Ворота позднее были заложены.

    Пятницкая (Северо-западная) башня

    Заложенные ворота Пятницкой башни

    Въездные (Водяные) ворота

    Ворота со стороны Софийского собора

    Надвратная Воздвиженская церковь над Святыми воротами

    Стена Консисторского дворика

    Юго-западная башня. Внутренний вид

    Экономский корпус (палаты Казённого приказа)

    Двухэтажные «казённые кельи с мезонином», построены в 1659 году. Древнейшее каменное гражданское сооружение Вологды. На верхнем этаже были расположены «Келья казённая приказная» и «казначейская келья», в нижнем — погреба и ледники для хранения. В результате переделок было утрачено ведущее на второй этаж крыльцо с крышей-«бочкой» и деревянной чешуёй.

    В одной из палат открыта роспись XVII века, представляющая цветной орнамент с поясным изображением Христа.

    Симоновский корпус (Архиерейские палаты)

    Симоновский корпус с церковью Рождества Христова (1669—1670 гг.) — первые каменные архиерейские палаты. Название получил по имени архиепископа Симона, при котором он был воздвигнут. Здание построено с декоративными элементами узорочья, которые впоследствии были утрачены, но многие из них восстановлены при реставрации в 1960-х годах.

    Подклетный этаж корпуса служил для хозяйственных нужд. В среднем этаже находились архиерейские кельи, парадные комнаты и небольшая домовая церковь. Здесь находится и Крестовая палата с семью слюдяными окнами, богатым внутренним убранством, где вологодские епископы принимали знатных гостей, в том числе и Петра I.

    Палата была увешана образами в богатых окладах и ризах; тяжёлое медное паникадило свешивалось со свода. На архиерейском месте, обитом тёмно-зелёным сукном, лежала золотая бархатная подушка" [4] .

    Верхний этаж занимали комнаты слуг.

    В 1770-х годах Крестовая палата была превращена в «крестовую» церковь Рождества Христова. В 1841 году церковь значительно перестроили: сделали выше и длиннее, объединили с соседними помещениями, и в результате получился высокий четверик с четырёхугольным алтарём, дошедший до наших дней. В 1860-е годы некогда пышное пятиглавие церкви заменили одной главой. Немного позднее она была расписана ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора и стенной росписи тёплого Воскресенского собора. Затем церковь упразднили, и в ней располагался архив консистории. Южный фасад церкви Рождества Христова на уровне галереи украшает белокаменная плита с храмозданной надписью — непременный атрибут многих культовых построек этого времени.

    На уровне основного этажа расположена открытая обходная галерея, которая первоначально имела форму гульбища (в 1776 году она была перестроена в крытую галерею; свой нынешний вид приобрела в 1850 году).

    Симоновский корпус подвергался многочисленным перестройкам, в результате которых древняя планировка помещений нарушена. Не сохранилось и нарядное двухрундучное крыльцо — большая трёхэтажная закрытая пристройка, заключающая в себе лестницу, ведущую с нижнего крыльца на второй этаж, и верхнюю крылечную площадку.

    Сейчас в здании Симоновского корпуса размещаются экспозиции отдела природы и отдела истории Вологодского государственного музея-заповедника.

    Гаврииловский и Иринеевский корпусы

    Гаврииловский корпус построен в конце XVII — начале XVIII века, при архиепископе Гаврииле. Представляет собой небольшое трёхэтажное здание в стиле московского узорочья.

    В первой половине XVIII века в нём находились кельи архиепископа, а вместо второго этажа его северной части, у западного торца Симоновского корпуса было устроено большое гульбище, из которого был ход в Крестовую палату.

    В 1750-х годах гульбище было перестроено в двухэтажное каменное здание, ставшее продолжением Гаврииловского корпуса и получившее название Иринеевского. Архитектура здания сочетает древнерусские приёмы в строительстве и новые тенденции в архитектуре, пришедшие с запада.

    Консисторский корпус

    Построен между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене. В 1770-х годах был надстроен второй этаж, куда перевели духовную семинарию, а в XIX веке Консисторию. Корпус подвергался перестройке, в результате чего были изменены фасады.

    Дворик, образовавшийся между стеной Архиерейского двора и корпусом, носит название Консисторского. С конца 2000-х используется в качестве основной сцены фестивалей «Лето в Кремле» и «Голоса истории».

    Трёхэтажный корпус (Славяно-латинская школа)

    В большом каменном корпусе, примыкающий к Воскресенскому собору, первоначально помещалась учреждённая в 1730 году славяно-латинская школа (семинария), где было 20 учеников. Частично корпус был жилым.

    Сейчас в Трёхэтажном корпусе располагается экспозиция художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника, представленная выставками «Древнерусское искусство», «Вологодские художественные промыслы», «Народное искусство».

    Иосифовский корпус (палаты Иосифа Золотого)

    Иосифовский трёхэтажный корпус построен в 1764—1769 годах. Получил название по имени архиепископа Иосифа Золотого, при котором был построен. В него из Иосифовского корпуса переместились жилые кельи вологодских архиереев, парадные залы, канцелярия.

    Здание выполнено в стиле барокко. Архитектором, вероятно, являлся зодчий из Санкт-Петербурга. Фасады декорированы ризалитами, вычурным фронтоном, изогнутыми наличниками. Боковые части фасадов украшены широкими пилястрами, рустовкой на углах и завершены антаблементом на углах.

    В середине 1790-х годов к зданию с западной стороны главного фасада была пристроена лестничная клетка со спаренными полуколоннами по сторонам входа и крышей-куполом.

    В одном из залов располагалась портретная галерея вологодских архиереев. Интерьер Иосифовского корпуса почти не сохранил своего первоначального убранства, в отдельных помещениях остались лишь лепная отделка потолков и изразцовые печи с жанровыми сценками и надписями.

    Воскресенский собор

    Тёплый кафедральный собор построен в 1772—1776 годах, на месте разобранной Юго-Восточной башни. В настоящее время в Воскресенском соборе располагаются экспозиции и выставки Вологодской областной картинной галереи.

    Материалы: http://ru-wiki.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0)