1 ≫

Покровский собор, пожалуй, одна из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. «Центр российского Черноземья», как его часто называют, ведет свою историю с 16 века, со строительства «засечной черты» — линии крепостей, отделявших Россию от Степи. История города оказалась трудной, он не раз подвергался разрушениям и пожарам. Поэтому историческая застройка почти не сохранилась, здесь преобладают здания 20 столетия. На этом фоне Покровский собор — настоящая редкость.

Что посмотреть

Особенностью храма было постепенное строительство, здания возводились не сразу, а в несколько приемов, поэтому разные его помещения различаются стилистически. Самая старинная часть собора — трапезная с двумя боковыми приделами, ее датируют серединой 18 века. Позже, уже в конце века, пристроили колокольню. Затем, в 19 столетии, возвели основную часть церкви и под господствующий в то время классицизм переделали прежнюю трапезную.

После революции храм переходил из рук в руки, здесь размещался даже Дом обороны. Это сильно сказалось на внешнем облике здания. Когда после войны его вновь передали верующим, состояние было удручающим. Кроме того, в 70-е гг. прошлого столетия, вплотную к храму пристроили драматический театр, и некоторые помещения пострадали. Правда, главные его части удалось отстоять. Сегодня храм значительно расширился, отстроены здания воскресной школы, ризницы и просфорной, прошла реставрация.

Специалисты считают церковь образцом позднего классицизма, и даже барочная трехъярусная колокольня удачно вписалась в общий ансамбль и не создает архитектурного диссонанса.

Интересно, что мастера, строившие храм, учитывали изящество и небольшие размеры колокольни, здесь никогда не было огромных колоколов, однако звук их ровен и мелодичен. Внутренняя отделка храма в значительной мере восстановлена, здесь можно видеть иконы «нового письма» и недавно позолоченный высокий иконостас. При храме работают воскресная школа для детей и взрослых и паломнический отдел епархии.

Практическая информация

Адрес: Воронеж, ул. Бехтерева, 36. Веб-сайт.

Проезд: автобусами №№ 1нв, 101, 120, 13н, 2н, 23к, 41, 44н, 52, 79; троллейбусами №№ 4, 8; маршрутными такси №№ 1кв, 3, 5, 13, 20, 20 м, 25а, 27к, 29, 50, 37а, 49 м, 70а, 70 м, 77к, 88, 88а, 104, 312а до остановки «Театр кукол».

Время работы: ежедневно с 7:00 до 19:00.

Поделиться

Воронежская область

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по городу удобнее всего останавливаться в его столице — Воронеже.
  • Куда отправиться:Воронежская земля богата на достопримечательности. Тут тебе и старинные города Богучар, Острогожск или Борисоглебск, и город котенка с улицы Лизюкова Воронеж, к слову, примечательный не только «кошачьими местами». Более того, славятся на все Черноземье монастыри Дивногорья, конюшни Хренового и привидение из замка настоящей принцессы в Рамони.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Покровский собор в Воронеже есть в этих экскурсиях

Покровский собор в Воронеже: популярные отели рядом

  • Ramada Plaza Voronezh City Centreот 4 980 руб. Voronezh Ulitsa Ordzhonikidze 36A
  • Petrovsky Passageот 3 900 руб. Voronezh 20 Letiya VLKSM Street 54A
  • AZIMUT Hotel Voronezhот 2 700 руб. Voronezh Ulitsa Plehanovskaya 9
  • A Hotel BRNOот 1 190 руб. Voronezh Ulitsa Plekhanovskaya 9

Оставляйте отзывы и участвуйте в розыгрыше ценных призов

Материалы: http://tonkosti.ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B5

2 ≫

Покровский собор (бывший кафедральный) — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположен в городе Воронеж.

XVII век. Первые упоминания

Название пригородной слободы - Белое место - означало, что населявшие ее служилые люди были освобождены от уплаты налогов в казну. В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года храм отмечен вновь: «Церковь во имя Покрова пресвятые Богородицы в отоманской и в казачьей беломестной слободе, во дворе поп Григорей, во дворе поп Емельян». Возможно, это тот же священник Григорий Степанов, упомянутый тридцатью годами ранее.

XVIII век

Вторая деревянная церковь простояла недолго и в 1736 году была перестроена в каменную. В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня, после возобновления молитвован вторично в 1779 году. Историки архитектуры давно уже обратили внимание на то, что ныне существующий Покровский храм был создан не в один прием. Наиболее древней является трапезная (помещение, соединяющее колокольню с храмовой частью). Весь ее цоколь почти по самые окна врос в землю. Это все, что осталось от первой каменной церкви.

Священники храма

Сохранились подробные сведения о служившем в храме причте. В 1782 году настоятелем был Феодор Иванович Прибытков (1750-1789), ему сослуживали священник Иоанн Иванович Орловский, диакон Феодор Миронович Тычинин, дьячок Иоанн Макарович Макаров, пономари Иаков Семенович Красногорский да Игнатий Анисимович Богомолов. По смерти протопопа Прибыткова, в 1789 году началось многолетнее служение в храме Евфимия Васильевича Базилиева (1762-1842). По Клировой ведомости 1805 года штат церкви возрос. Настоятелем был Е.В. Базилиев, с ним служили священник Петр Яковлевич Баженов, диакон Михаил Герасимович Бунин, дьячки Роман Григорьевич Попов и Петр Прохорович Абрамов, пономари Андрей Ананьевич Яковлев и Илия Михайлович Назаревский. В приходе состояло 250 дворов, где проживали 845 душ мужского и 950 душ женского пола. В 1814-1820 гг. диаконом являлся Спиридон Ильич Шимкевич. Прежде он служил в Могилеве, но в 1812 году, спасаясь от наполеоновского нашествия, покинул родное гнездо. Сын его Федор, в будущем известный ученый-лингвист, в это время только учился в Воронежской духовной семинарии.

XIX век. Перестройка церкви

В 1822 году к Покровской церкви приписана открытая с разрешения Святейшего Синода домовая церковь во имя Воскресения Христова в Дворянском собрании. «В воскресные, праздничные и постные дни» в ней служили Е. Базилиев и В. Успенский с причетниками, получая за труды по 400 рублей в год.

XX век. Суровая пора испытаний

В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. На содержание причта шли проценты с пожертвованного капитала в восемь с лишним тысяч рублей и арендная плата за 54 десятины земли. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков. В канун революции здесь несли службу протоиерей Александр Княжев и Димитрий Иванович Митрофанов, диакон Феодор Мануйлов, псаломщики Тихон Курбатов и Феодор Григорьевский, просфорней - вдова диакона Людмила Никонова. В 1900 году при церкви упоминаются: штатный диакон Феодор Баранович и паломщик Иван Васильевич Попов.

В 1926 году священники Петр Иванович Новосельцев (1883 - после 1932), Павел Николаевич Пашин и Павел Васильевич Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом. Оба они были репрессированы, а Павел Смирнский в 1937 году расстрелян. Василий Ижогин принес покаяние, но потом вновь вернулся к обновленчеству. Известно, что в октябре 1927 г. церковь перешла в руки григорианцев: «автокефалисты безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали царские врата в алтаре, изгнали православный причт и в скорбь и слезы повергли тысячи покровских прихожан, лишив их возможности удовлетворять свои потребности».

В 1942 году Антирелигиозный музей был эвакуирован, а по возвращении вновь слился с краеведческим. В январе 1943 Воронеж был освобожден от фашистов и на какое-то время возле церкви развернули выставку трофейной техники. Само здание было повреждено при бомбежках и артобстрелах, сгорело покрытие купола, крыша и стропила на трапезной, были обрушены карнизы, сбиты кресты. Тем не менее вернувшиеся в разрушенный город воронежцы быстро приспособили церковь под жилье, разместившись даже в узком пространстве колокольни.

Возвращение храма

В 1943 году здание оставалось за Краеведческим музеем. Восстанавливали его по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896-1963). В августе 1945 года возникла так называемая «двадцатка» во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым, которые стали стучаться во все двери с ходатайствами о возвращении храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими обращениями патриарх Алексий I (Симанский). 2 марта 1948 г. Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение: «Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Покровской церкви в городе Воронеж и предложить уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества». 10 мая 1948 года было принято решение открыть Покровскую церковь для верующих, 26 мая здание передали православной общине. Настоятелем храма стал протоиерей Василий Капитонович Казьмин.

Возможность обустройства церковной территории появилась с конца 1980-х годов. На усадьбе выросли крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, воскресная школа, ризница, просфорня, на обрыве к Поднабережной - епархиальное управление. При церкви собираются члены православного братства во имя святителей Митрофана и Тихона. Кстати, именно в честь этих воронежских епископов, устроителей местной церковной жизни, в соборе недавно появились новые приделы взамен прежних, утраченных.

XXI век. Новое время

В июне 2003 года настоятелем кафедрального собора назначен игумен Андрей (Тарасов), одновременно являющийся секретарем епархиального управления.

26 мая 2003 года после торжественного богослужения прихожане проводили к месту нового служения митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия (Немцова), возглавлявшего Воронежскую епархию в течение 21 года. Несколько дней спустя, 30 мая, здесь же состоялась встреча нового воронежского архиерея, митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина).

Службу в кафедральном соборе ведет ныне обширный штат - протоиереи Сергий Шалатонов (ключарь) и Василий Володько, священники Борис Белоглазов, Алексий Калинин, Роман Танцюра, Сергий Дорофеев, Димитрий Бондаренко, протодиаконы Георгий Наумов и Александр Палий, диаконы Константин Баязов, Виталий Богданов и Всеволод Зализняк. Звоном колоколов будоражит окрестности Сергей Жабров. Дел у клира много и в стенах собора, открытого для прихожан целый день, и за его пределами. Воронежцы без боязни идут теперь в храм, по их просьбам совершаются крещение, венчание, отпевание, прочие таинства и обряды. Проводится все это и в других церквях, но в кафедральном соборе службы выглядят величественнее.

Реликвии и святыни храма

Текст благословенной грамоты на построение нового храма (1700 год)

«Божиею Милостию мы Преосвященный Митрофан Еп(ископ) Воронежский. В нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам преосвященному епископу, били челом гор(ода) Воронежа, с посаду Беломестныя слободы, Покровский поп Козма да приходские люди: Поликарп Севастьянов, Федот Тозлуков, Дементий Клочков, Федор Осминин, Павел Аксенов, Семен Фролов, Яков Кувакин, Оксен Миронов, Ефим Кутуков, Леонтий Белобородов, Яков Сукочего, Иван Дубровин, Филат Мосалов, Константин Зубков и все той церкви прихожане; а в челобитной их написано: «в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятые Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они поп Козма и приходские люди обещались построить вновь церковь Божию во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без нашего благословения они поп Козма и прихоцкие люди не смеют. И нам преосвященному епископу пожаловать бы их попа Козму и прихоцких людей велеть им на то церковное строение и лес ронить и строить церковь Божию, и о том дать нашу, преосвященного епископа, грамоту. И мы, преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, того челобитья слушав, пожаловал их попа Козму и прихоцких людей Поликарпа Севастьянова с товарищи, благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и пространный, чтоб священнику мочно было около престола между богородичного иконою с каждением обходить, а богородичную икону на престол и близ престола не ставить, поставить ее позади престола к алтарной стене для того, чтоб на престоле срачица, литон и антиминс от свещей и от искр падающих не горело; и в алтарь построити три двери: царския, южныя и северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые, как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящей святого храма того во имя Покрова Пресв(ятой) Богородицы и прочие святые образы поставляти по чину, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня во алтаре и царския и входныя двери, и поставляти святые образа так же, как и в настоящей церкви. А как та церковь Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме, лето 1700 сент(ября) в день. К сей благословенной грамоте наша, преосвященного Митрофана еп(ископа) Воронежского печать приложена».

Текст храмозданной грамоты на перестройку храма (1833 год)

«Божиею Милостию смиренный Антоний Арх[иепископ] Воронежский] и Задонский. Паствы мерности нашея гор [ода] Воронежа Покровской церкви свящ[енник] Василий Успенский и прихожане: коллеж[ский] совет[ник] и кавалер Петр Сарычев, коллежский асес[сор] Иван Лавров и купцы: церковный староста Логгин Шашков, Григорий Мелентьев и Ник[ита] Вяхирев в поданном нам прошении, изъявляя желание свое и всех тое церкви прихожан вместо показанного каменного здания церкви, сделавшейся по многолюдству невместительной, построить вновь каменным же зданием также во имя Покрова Божией Матери в соответственном приходу пространстве, просили они у нас на то благословения. По власти же от Бога нам данной мерность, похваляя их усердие и соизволяя их намерение, так как препятствий не открылось, преподаем им пастырское благословение в испрашиваемой помощи Вседержителевой вступить в начинание сие, с тем, чтобы храм оный по сделанному архитектором плану и фасаду, Строительным Комитетом М.В.Д. одобренному, Высочайшего Государя Императора рассмотрения 3 марта 1833 года удостоенному и нами подписанному, непременно от сего времени в течении 5 лет всем нужным и пристойным снабжен, алтарем на восток по обычаю Восточной Греко-Российской церкви и алтарь тот был бы не темный, престол вышиною в 1 аршин 6 вершков и со доскою, а шириною и длиною по мере алтаря, под наблюдением благочинного, для чего по чиноположению строение оного храма на том же месте обложить дозволить местному благочинному кафедральному ключарю прот[оиерею] Михаилу Скрябину. Дана сия грамота мая по 2 день 1833 года».

Использованы архивные фотографии сайта: Большой Воронежский Форум

Использованная литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа"

П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"

Яндекс-фотки

Материалы: http://rustemple.narod.ru/voronezh_pokrovsky_sobor.html

3 ≫

ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА. Первые храмы в Воронежском крае были деревянными. Преобладали небольшие постройки клетского типа. Каменное строительство церквей началось в последней трети XVII века в городе Воронеже: церковь Алексиевская Алексеевского Акатова монастыря (1674, сохранилась шатровая колокольня), 5-главый кафедральный Благовещенский собор (1684-1690, не сохранился). На рубеже XVII-XVIII веков был возведён храм Воронежского Успенского монастыря (1699 или 1703 год, ныне Успенская Адмиралтейская церковь), кубический, 5-главый, 2-столпный, с низким 3-частным алтарём.

В начале XVIII века в церковной архитектуре появились формы барокко (в городе Воронеже - Никольская церковь, 1712-1720). В 1730-1750-х годах в Воронеже началась замена деревянных храмов каменными: церковь Богоявления (Богоявленская) (1733-1752), церковь Покрова (1736-1748), церковь Иоанна Богослова (1748-1759), церковь Рождества Богородицы (1748-1761) и Тихвино-Онуфриевская церковь в усадьбе П.Н. Гарденина (1735-1746); затем в сёлах: церковь Архангельская в селе Чертовицкое (1763), усадебная Алексиевская церковь в селе Репное (1764), Троицкая церковь в селе Верхний Ольшан (1769).

Со 2-й половины XVIII века повсеместно использовался стиль барокко, усложнялись типология и декор храмов, формировались некоторые локальные традиции. Важный признак храмов 2-й половины XVIII века, не имеющий прямых аналогий в зодчестве других регионов, - широкие полуциркульные фронтоны четвериков (например, Воскресенская церковь в городе Воронеж, 1768). В Петропавловской церкви города Воронеж (1758-1765, не сохранилась) впервые появилась характерная для местных храмов деталь - карниз четверика, находящийся на уровне карниза алтарной части и отделяющий полукруглые люнеты фронтонов с окнами верхнего света. Храмы подобного типа: Богоявленский в селе Терновое (1769) и Благовещенский в селе Лосево (1782). Также в этот период строили церкви по типу «восьмерик на четверике» - Архангельская церковь в селе Новосолдатка (1769), Тихвинская церковь в селе Тихвинка (1777), Никольская церковь в селе Колбино (1786).

Значительную роль в распространении форм раннего классицизма в церковном зодчестве Воронежского края сыграли храмы в крупных дворянских усадьбах, например Покровский в селе Семидубравное (1785) Потаповых, Иоанно-Предтеченский (1789) в селе Староживотинное Веневитиновых. В конце XVIII века под влиянием классицизма сложилась новая разновидность храма типа «восьмерик на четверике»: церковь Богоявления в селе Губарево (1800), церковь Рождества Богородицы в селе Шестаково (1800), церковь Рождества Христова в селе Малышево (1801), церковь Вознесения в селе Коршево (1818) и другие. Мотивы барочного декора еще использовались в 90-е годы XVIII века, например, в Троицкой церкви село Боровое (1792-1794). Изредка возводились кубические одноглавые церкви, например Вознесенская церковь в селе Аношкино (1784), Никольская церковь в селе Землянске (1794), а также Успенский собор в городе Борисоглебске (1792, Тамбовская епархия).

В 1-й трети XIX века было выстроено около 200 храмов, облик которых являл собой широкий диапазон архитектуры классицизма. Появился тип центрического храма: Алексиевско-Воскресенская церковь Акатова монастыря (1804-1819),

И. Ветхопещерника (1808)

в слободе Новая Мельница, Знамения церковь в селе Александровка (1825). Церкви в имениях крупных землевладельцев представляют стиль классицизм в наиболее чистом виде, например Покровская церковь (1809) в селе Пады графов Орловых, Покровская церковь же в селе Липовка (1824) графини А.А. Орловой-Чесменской. Среди усадебных церквей в стиле ампир: Петропавловская церковь (1824) в селе Павловка князей Волконских (ранее Тамбовская губерния), Богоявленская церковь в селе Пекшево (1826), Казанская церковь (1845) в селе Казанская Хава Шуриновых. 5-главые храмы соборного типа: Крестовоздвиженский в слободе Россошь (1834, не сохранился), 2-этажный Преображенский в слободе Гнилое (1841-1846).

К середине XIX века относятся первые постройки в византийско-русском стиле, связанном с творчеством К.А. Тона, например церковь Крестовоздвиженская церковь в слободе Бутурлиновка (1841), Воскресенский собор (1861) в городе Новохопёрск, Успенская церковь (1863) в городе Бобров и другие. В 60-е годы XIX веке в Воронежском крае отказались от столичных проектов. Среди местных архитекторов известны В.В. Стайновский, C.Л. Мысловский, А.А. Кюи, А.М. Баранов, Д.М. Знобишин, В.Н. Шебалин. В 1900 году была учреждена должность епархиального архитектора, которую вплоть до 1918 года занимал И.Н. Афанасьев. Наиболее значительные постройки того периода: церковь Петра и Павла в селе Репьёвка (1877, архитектор В.В. Стайновский), Преображенский собор в слободе Бутурлиновка (1885-1893, архитектор В.В. Стайновский и С.Л. Мысловский). С.Л. Мысловскому принадлежат проекты храмов с центрическим крестообразным наосом и короткими трапезными, например, церковь Александра Невского в слободе Калач (1887), Рождества Христова в селе Анна (1899), церковь Иоанна Воина в городе Богучар (1905).

Сельские кирпичные храмы во 2-й половине XIX века возводились по единому образцу: 2-светный куб с небольшой главкой, короткая трапезная, 2- или 3-ярусная колокольня. Наиболее распространение этот тип получил в южных уездах (ныне Богучарский район, Острогожский район, Репьёвский район, Лискинский район): церковь Никольская в селе Дьяченково (1868), Покровская церковь в селе Плесновка (1868), Казанская церковь в селе Фабрицкое (1904). Другой распространённый тип храма - куб с крупным световым барабаном 8-гранной формы: церковь Иоанна Богослова в селе Нижний Мамон (1876), церковь Митрофана Воронежского в селе Меловатка (1891). Редки прямоугольные многостолпные храмы с небольшими главками, например церковь во имя Сицилийской иконы Богоматери в городе Острогожск (1870), церковь Рождества в селе Самодуровка (1870), а также храмы в неорусском стиле с крупным 5-главым или 5-шатровым завершием, например, церковь Покрова в селе Малая Грибановка (1903, Тамбовская губерния).

К началу XX века относятся немногие 5-главые церкви в византийском стиле: церковь Михаила Архангела в селе Скрипниково (1912), церковь «Новая» в селе Переволочное (1918); воздействие неорусского стиля сказалось в облике церкви святителя Митрофана Воронежского в посёлке Верхний Мамон (1912). В городе Воронеже появился 5-главый в византийско-русском стиле Владимирский собор (1896-1918, архитектор А.А. Кюи, не сохранился). Последним ярким примером русского стиля в городе Воронеже стала Казанская церковь в селе Отрожка, ныне в черте города Воронежа (1903-1911, архитектор В.И. Гайн). Композицию и декор храмов эпохи ампира воспроизводили церковь Параскевы Пятницы в селе Боево (1873), церковь Николая Чудотворца в селе Никольское, ныне Аннинского района (1885), церковь Богоявления в селе Орлово (1886), церковь Святой Троицы в селе Верхняя Тишанка (1905).

Деревянных церквей XIX - начала XX веков сохранилось 15, например церковь Михаила Архангела в селе Ячейка (1846), Покровская церковь в селе Бароновка, ныне в черте села Терновка (1916), самая сложная из сохранившихся - деревянная 5-главая церковь Введения (1886) в селе Русаново.

В 1909 году в Воронежской епархии действовали 1 096 храмов. Большой ущерб памятникам церковного зодчества Воронежского края нанесли антирелигиозные кампании 1930-х и 1960-х годов и события Великой Отечественной войны. Уцелело немногим более 300 церквей, большинство к 1980-м годам нуждалось в срочных восстановительных или ремонтных работах. С конца 1980-х годов храмы и монастыри стали возвращаться в епархиальное ведение, около 100 церквей уже полностью восстановлены. Строятся новые храмы, в которых используются традиции православной архитектуры, например церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в посёлке Каменка, церковь Иверской иконы Божией Матери в городе Эртиль и другие. В городе Воронеже выстроено 19 новых храмов.

  • Главная
  • Архитектура Воронежской области
  • Церковная архитектура Воронежской области

Общие сведения

История и архивы

Культура и спорт

Наука и образование

Общественная жизнь

vrnguide

658709568

8 (473) 258 23 00

Электронное периодическое издание «Воронежский Гид» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-70052 от 07.06.2017 года.

Центр сохранения культурного наследия «Воронежский Гид» (ООО)

Материалы: http://vrnguide.ru/architecture/church-architecture.html