1 ≫

Адрес: 152610, Ярославская обл., г. Углич, Кремль

Главный собор Углича.

С XIII в. здесь стояла небольшая деревянная церковь, а в конце XV в. при видном политическом и военном деятеле того времени угличском князе Андрее Большом строится большой каменный собор. Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматических событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Дмитрий (его останки в 1606 году перенесены в Москву). Потом в 1611г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор подожгли изнутри.

После польского разорения собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. Но время брало свое – собор обветшал, стены потрескались. Поэтому на исходе XVII века, с разрешения Петра I, начинается строительство нового собора. В 1706 году он был освещен.

Интерьер храма уникален. Он представляет собой обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом. При ширине 14 метров, он имеет высоту 17, что было выдающимся инженерным достижением своего времени. Строили собор, несомненно, очень хорошие мастера. Известно, что это была артель под руководством Григория Федорова из крепостных князя Голицына. В строительстве мог принимать участие и уроженец Углича будущий прославленный архитектор петровского времени Григорий Устинов. Эта ширина сводов и необычный простор обратили на себя монарший взор Екатерины II, которая в мае 1767 года посетила Углич.

Росписи 1809 -1811 гг. выполнены артелью крепостного живописца князя Голицына Тимофея Медведева и включают сюжеты, скопированные с работ итальянских художников барокко и Возрождения Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино. Главная храмовая композиция – «Преображение» - на северной стене является копией с одноименной картины Рафаэля Санти, которая находится в Ватикане. Другие сюжеты повествуют о земной жизни Иисуса Христа и иллюстрируют евангельские притчи.

Грандиозный шестиярусный резной иконостас установлен в 1853 году. Почти все иконы, наполняющие иконостас (а всего их 60), старинные, относятся к XVII-XVIII вв.

Соборная каменная колокольня построена в 1730 г., но вероятно и у старого деревянного собора тоже была колокольня, так как упоминание о ней связаны с драмой, разыгравшейся в Угличе майским днем 1591 г., когда вдовый поп Федот (Афанасьев) Огурец возвестил набатным звоном с колокольни Спасо-Преображенского собора об убийстве малолетнего царевича Димитрия. С давних пор еще на старой колокольне были часы, звоном колоколов отбивавшие время. На новой они работали до конца XIX века. Уже в наше время в 1984 г. на Угличском часовом заводе были изготовлены современные электронные башенные часы и вновь установлены на колокольню. На ярусе звона также сохраняется часть древнего механизма. Одновременно был восстановлен и уничтоженный в 1920-х гг. набор колоколов. Их собрали по селам и церквам, где чудом уцелели эти гонимые музыкальные инструменты.

Материалы: http://amtg-rus.ru/uglich/sightseeing/obj_504.html

2 ≫

Собор. Действует.

Ссылки:

Адрес: Ярославская область, Угличский район, Углич. Кремль.

Координаты: 57.528954, 38.317071

Углич. Собор Спаса Преображения.

11 августа 2013

22 октября 2011

Вид со смотровой площадки

Турбаев Роман

23 февраля 2016

Турбаев Роман

23 февраля 2016

Башкин Георгий

26 февраля 2012

Вид с юго-востока

12 октября 2002

12 октября 2002

26 февраля 2012

24 сентября 2011

24 сентября 2011

24 сентября 2011

24 сентября 2011

Интерьер собора. Росписи XIXв.

Внутри колокольни собора Спаса Преображения.

11 августа 2013

Неизвестный автор, г. Углич и Угличский район, 1910—1917 с http://mhistory.dev.nordcode.ru/photo/51955

Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1

1880 год. фото с сайта https://pastvu.com/p/340881 Автор:Лопатин

Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"

фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914

Фото из журнала "Родина".

Построен в 1713 году крепостными мастерами во главе с Григорием Федотовым. Настенная роспись выполнена в XIX веке артелью Т. Медведева. Южный портик, западный и северный приделы пристроены в XIX веке.

Информация с памятной доски на храме

Спасо-Преображенский собор — самое значительное сооружение кремлевского ансамбля — воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году. Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой, издалека сияющей в кронах деревьев приволжского бульвара. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. Теперь каждые полчаса город слышит мелодичные перезвоны часовых колоколов. Старый механизм собран и законсервирован на ярусе звона.

Необычен интерьер Спасо-Преображенского собора. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Такая конструкция — незаурядное инженерное достижение мастеров XVIII века. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева, происходившего из села Тейкова Владимирской губернии. Художники хорошо владели приемами академического письма, хотя их творчество не лишено оттенка провинциализма. На широких плоскостях стен и сводов размещается более пятидесяти композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Их сюжеты, почерпнутые из Евангелий, повествуют о земной жизни и чудесах Иисуса Христа. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.

Грандиозный шестиярусный иконостас установлен в 1860 году. В его оформлении использованы барочные мотивы. Оплетенные вьющейся лозой колонны с витыми фустами и композитными капителями, сильно выступающие карнизы составляют обрамление икон, расположенных в каноническом порядке, представляющем иерархию небесной церкви. Иконостас символизирует ее присутствие в храме и моление о спасении членов церкви земной. Нижний, местный ряд включает в себя иконы святых, почитавшихся в Угличе и в самом соборе. Среди них — царевич Дмитрий, князь Роман, преподобный Кассиан Учемский. Самая древняя из помещенных здесь икон — «Покров Пресвятой Богородицы» — относится к ярославской школе иконописи XVII века. Влияние костромских мастеров ощущается в монументальных линиях храмового «Преображения» XVII века. Иконы Спасателя и Богоматери по сторонам Царских врат темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Они попали в собор на рубеже XVII—XVIII веков, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил Углич, занимали митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий. Следующий в иконостасе — праздничный чин. Здесь помещены иконы главных двунадесятых церковных праздников. Третий — апостольский, с изображением Деисуса и обращенных к Христу в молитве апостолов. Затем следует пророческий чин с иконами ветхозаветных пророков, царей и законоучителей. Пятый ряд включает в себя изображения двенадцати праотцев. Наконец, самый верхний ряд, установленный позднее, составляют картины Страстей Христовых с «Распятием» в центре. Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф. Рожновым. Несмотря на уход великих традиций русской иконописи, они являют собой отзвук блестящего искусства мастеров Оружейной палаты предшествующего периода.

В северо-западном углу собора находится открытый археологами фрагмент белокаменного контрфорса, подпиравшего стену древнего храма. На нем заметен темный след «польского» пожара начала XVII века. Он позволяет наглядно представить одну из страниц истории города. В северном приделе и на западной паперти собора располагается экспозиция древнерусского искусства. Здесь представлено более пятидесяти произведений иконописи XV- начала XVIII века, различных школ и направлений, в русле которых развивалось искусство Углича.

XVIII век оставил в Угличском кремле наиболее интересный памятник того времени — Спасо-Преображенский собор, самое крупное сооружение кремлевского ансамбля. Построен он в 1713—1716 годах вместо собора XV века, сооруженного при князе Андрее Большом. В угличских писцовых книгах сохранилось его описание: «Собор. на высоких папертях об одной главе. крыт по закомарам тесом, а глава на деревянных дугах покрыта чешуею деревянною. А в той церкви исстари было стеновое письмо. Да в паперти колокольница рубленая шатровая. да на той колокольнице часы боевые».

Спасо-Преображенский собор воплотил в своем облике черты, характерные для архитектуры начала XVIII века, особенностью которой было сочетание традиций древнерусского зодчества и новых приемов. Дань прошлому сказалась в композиции, основой которой является массивный центральный куб, увенчанный пятью главами. В оформлении фасадов присутствуют новые декоративные формы. Так, здесь применены наличники с «разорванными» сандриками — деталь, характерная для архитектуры русского барокко.

Конструкция сооружения соответствует достижениям строительства XVIII века, когда строятся в основном бесстолпные церкви. Поражают размеры центрального объема, где четырнадцатиметровый пролет перекрыт легким сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов. Подобное инженерное решение ставит угличский собор в ряд лучших сооружений русской архитектуры начала XVIII века. Отсутствие опорных пилонов дало возможность древним зодчим максимально раскрыть внутреннее пространство храма. Большие плоскости стен способствовали размещению крупных живописных композиций и хорошему их восприятию.

Расписала собор в 1810—1811 годах артель крепостных мастеров под руководством «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева из села Тейково Владимирской губернии. Художники уверенно владели приемами академической школы, поэтому живопись отличается достаточно высоким уровнем ремесленного мастерства.

Более пятидесяти композиций выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Храмовая фреска «Преображение» со сценой исцеления бесноватого является копией с картины Рафаэля. Провинциальный художник утрировал работу великого мастера, отличающуюся внешней патетикой и динамикой страстей. Резкие контрастные цвета вызывают ощущение дисгармонии. Сильный декоративный эффект производит включение живописи в «рисованную архитектуру»: уходящие вдаль колоннады, выступающий портик с «разорванным» фронтоном, резные картуши, карнизы создают иллюзию пространства, перспективу для размещения фресок. Этими средствами усиливается задача зрительного расширения объема: как бы разрушается замкнутость, материальность стен.

Грандиозный многоярусный иконостас Преображенского собора установлен в 1860 году. Он варьирует формы пышного «нарышкинского барокко», однако пластика его суха. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованные карнизы составляют обрамление икон. Наиболее старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» — образец живописи ярославской школы XVII века.

К этой же школе принадлежат иконы праздничного чина, написанные, вероятно, в начале XVIII века одновременно с сооружением собора. Иконы Спаса и Богоматери в местном ряду по обеим сторонам царских врат своим общим темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Иконы попали в собор на рубеже XVII—XVIII столетий, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил и Углич, возглавляли митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий.

Рядом с собором высится тридцатипятиметровая колокольня, возведенная в 1730 году, на полтора десятилетия позднее собора. Возможно, задержка строительства произошла из-за вступившего в силу в 1714 году петровского указа, запрещавшего строительство каменных сооружений в провинции. Колокольня относится к типу ярусных. Примечательно, что в Угличе сохранилась еще одна подобная колокольня —- у Корсунской церкви, выстроенная одновременно с соборной. Внутри кремлевской колокольни сохранился механизм башенных часов с боем — редкий памятник искусства часовщиков XVIII века, ставший сегодня музейным экспонатом.

В наше время мастера Угличского часового завода установили на колокольне современные электронные часы с боем, и вновь над древним городом раздается мелодичный звон. Так встретились творения угличских мастеров XVIII и XX веков, символизируя преемственность и развитие традиций.

Из книги С.Е. Новикова "Углич. Памятники архитектуры и искусства" 1988, М., "Советская Россия"

Преображенский собор существует с XIII века. Храм этот в 1595 г. был перестраиваем и при сем случае обретены нетленные мощи св. благов. князя Романа Владимировича, 32 года владычествовавшего в Угличе и погребенного в 1285 г. Мощи сии, освидетельствованные тогда митрополитом Гермогеном, почивают здесь в приделе во имя св. князя.

Престолов в Угличском соборе шесть: в холодном - Преображения Господня, св. и благ. князя Романа Угличского и Похвалы Богородицы; в теплом - Богоявления Господня, Донской Божией Матери, святых: благов. царевича князя Димитрия Углич. и великого князя Александра Невского. Приписная к сему собору церковь во имя св. вмц. Параскевы, воздвигнута в 1764 г. и состоит в качестве приписной к Преображенскому собору.

Апол. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, от типографии Германа Фалька, 1861 г.

Материалы: http://sobory.ru/article/?object=01005

3 ≫

Путешествия по России

Необыкновенные путешествия

Церкви Углича поражают красотой и разнообразием. Словно прекрасные жемчужины рассыпаны по городу угличские храмы, формируя неповторимый облик Углича. Церкви играют основную роль среди достопримечательностей Углича. Стоит совершить путешествие в Углич, чтобы осмотреть хотя бы самые красивые из них.

Перейти к основной статье "Углич"

На том месте, где произошла угличская драма, и погиб царевич Дмитрий, в первые годы XVII века срубили деревянную часовню. В 1630 году ее сменила деревянная шатровая церковь. Строительство каменной церкви царевича Дмитрия «на крови» было начато в последней четверти XVII века. Она была освящена в 1692 году.

Это небольшое здание, состоящее из храма, трапезной, паперти и невысокой шатровой колокольни, поставлено на открытом кремлевском мысу, и словно вырастает своими ступенчатыми объемами из волжского берега.

Церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе – образец декоративного «узорочного» стиля, характерного для второй половины XVII века. Нарядная, изящная каменная постройка возведена по типу трехчастного посадского храма – «кораблем». Все части здания – собственно церковь, трапезная и колокольня с крыльцом – расположены на одной оси. Они имеют общий подклет, но выделены в самостоятельные объемы.

Композиция колокольни типична для угличских храмов. Ярус звона, увенчанный невысоким шатром и миниатюрной главкой, возвышается не на промежуточном восьмерике, а сразу на четверике колокольни.

Невысокая колокольня не отличается стройностью и выверенностью пропорций. Поэтому в силуэте главенствует стройный высокий объем четверика самой церкви, завершенный слитной группой пятиглавия. Пятиглавие выполняет декоративную функцию и не связано с внутренним пространством церкви.

Раньше с западной и северной стороны храм обходила открытая паперть-гульбище. В середине XIX века с севера, со стороны Волги, вместо паперти был построен придел, плохо сочетающийся с общей композицией сооружения.

Южный фасад сохранился почти без изменений. Здесь все подчинено великолепной группе из шести окон, расположенной в два яруса. Их обрамления, не связанные непосредственно с проемами, зрительно увеличивают небольшие окна.

Белые наличники заполняют все поле стены, едва заметное смещение осей вносит в композицию движение, усиленное вибрацией светотеней. Красный цвет стен, символизирующий пролитую кровь, создает в сочетании с белыми деталями и синими, усыпанными золотыми звездами главами, яркий и звучный красочный аккорд. Тонкие глухие барабаны тянутся, как стебли, ввысь и несут массивные маковицы глав.

Церковь царевича Дмитрия «на крови» была расписана спустя почти столетие после постройки.

Главное сооружение кремля в Угличе — Спасо-Преображенский собор. Монументальный пятиглавый собор был построен в начале XVIII века бригадой каменщиков во главе с оброчным крепостным Григорием Федоровым на месте обветшавшего собора XV века.

Талантливые крепостные мастера создали в Угличе торжественное нарядное здание , занявшее главенствующее положение среди сооружений центральной части города. Это бесстолпный храм, который зодчие, в совершенстве владевшие инженерным искусством, перекрыли сводом, пролет которого 14 метров.

Особенно выразителен главный южный фасад храма, который обращен к городу, а ранее выходил на центральную площадь кремля. Деление фасада по вертикали на три части и по горизонтали на два яруса не соответствует единому внутреннему пространству храма. Это как бы воспоминание об архитектуре четырехстолпного крестово-купольного храма. Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь стен. Фасад украшают тонкие полуколонки, нарядные наличники, особенно хорош пышный белокаменный портал. Завершают фасады ложные закомары. Храм украшен декоративным пятиглавием, которое участвует в создании живописного компактного силуэта храма.

Интерьер собора необычен. Просторный квадратный зал высотой около 17 метров завершается легким, как бы парящим перекрытием. Свободное пространство, ровные плоскости стен содействуют лучшему восприятию живописи.

Собор был расписан заново в 1810-1811 годах под руководством крепостного живописца Т.А.Медведева.

Южнее собора в 1730 году была построена колокольня — главная вертикаль Углича. Высота ее около 40 метров. Поставленная на небольшое возвышение, она объединила все пространство кремля. От земли поднимается ввысь массивный восьмигранный столп. Наклон граней, вертикали угловых лопаток, убывание горизонтальных чтенений создают впечатление неуклонного движения ввысь, которое неожиданно завершается двумя резко убывающими восьмеричками. Миниатюрность верхних ярусов усиливает эффект перспективного сокращения.

Колокольня отличается подчеркнутой монументальностью и несколько грубоватой и архаичной пластикой.

Спасо-Преображенский собор фото

Одноглавый Богоявленский зимний собор был сооружен в 1830-х годах в восточной части кремля. Это протяженное здание с плоскими монотонными фасадами.

Интерьер здания больше похож на светский зал. Созданная артелью Т.А.Медведева, роспись не дошла до наших дней.

В советское время в здании размещался клуб, собор лишили завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. От замечательного интерьера остались одни колонны, росписи были скрыты под побелкой.

Сейчас в соборе Богоявления развернута большая экспозиция провинциального дворянского и купеческого портрета XVIII – начала XX вв. Здесь представлена также музейная коллекция древнерусской живописи XV - XVIII веков.

В Богоявленском соборе в летнее время можно услышать в исполнении вокального ансамбля «Ковчег» классические музыкальные произведения. Ярко вписались молодые люди с консерваторским образованием в культурную жизнь Углича, став одним из символов города. Пение «Ковчега» - новая страница в истории возрождения утерянных духовных ценностей России. Это еще одна причина приехать в Углич.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи – одна из самых ярких достопримечательностей Углича. Она строилась в 1689-1690 гг. на средства посадского человека Никифора Чеполосова.

С церковью связано местное предание, согласно которому у Никифора был 6-летний сын Иван, который однажды весной не вернулся домой после занятий с местным учителем. Потом оказалось, что его убил приказчик Чеполосова Рудак. Причина, побудившая Рудака совершить убийство, продолжает оставаться тайной за семью печатями. В 1689 году, спустя двадцать шесть лет после трагедии, Никифор Чеполосов начал возведение нового каменного храма у могилы сына. Мощи младенца были обретены при строительстве храма нетленными. Память блаженного младенца Иоанна Угличского празднуется Православной Церковью 8 июля.

По мнению исследователей, это была первый каменный посадский храм Углича. Церковь Рождества Иоанна Предтечи является одним из признанных шедевров русского зодчества конца XVII века. Здесь в полной мере воплотилась знаменитая пропорциональность церквей Углича со сложным силуэтом, читающимся совершенно по-разному с разных ракурсов. Ее считают самым красивым сооружением в Угличе.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи – бесстолпный, пятиглавый храм на подклете с приделами и трапезной. Устремленность вверх центрального пятиглавого куба и стройной шатровой колокольни подчеркивают массивные одноглавые приделы, примыкающие к храму с севера и юга, и монументальное южное крыльцо.

Церковь замечательна своим внешним убранством: её фасады опоясаны многоцветным изразцовым карнизом, центральный световой барабан по верху, под главой, тоже окольцован широким карнизом из полихромных изразцов; разнообразные по форме окна украшены характерными угличскими наличниками с колонками и парными кокошниками, между окон поставлены изразцовые ромбы.

Изразцовый убор Предтеченского храма самый богатый и лучший в городе.

Крыльцо церкви произвело такое сильное впечатление на художника Н.К.Рериха, что он посвятил ему отдельную картину под названием "Углич".

Церковь Рождества Иоанна Предтечи была закрыта в 1935 году. В 1970-х годах была проведена реставрация по проекту архитектора С.Е. Новикова.

Сейчас храм возвращен верующим. Главный престол церкви освящен во имя Спаса Нерукотворного Образа, два боковых придела – Рождества Иоанна Предтечи (это был первый освященный придел, давший имя всей церкви) и Симеона Столпника. В настоящее время находится в ведении Воскресенского монастыря.

За время жизни храма мощи младенца Иоанна Чеполосова, открывавлись несколько раз, в последний раз они были обретены при реставрации. Позднее их перенесли в Корсунскую церковь, где они покоятся и сейчас.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи фото

Адрес церкви Рождества Иоанна Предтечи: Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, д. 14.

Одним из наиболее совершенных созданий древнерусской архитектуры является Успенская церковь Алексеевского монастыря. Эта трехшатровая церковь, воплотившая народный идеал прекрасного, с самого времени ее возведения и до наших дней вызывает чувство восхищения и удивления у людей. Уже в старину ее назвали красиво и поэтично — Дивной.

Здание состоит из самой церкви и трапезной, поставленных на высоком хозяйственном подклете. Храм имеет два симметричных придела, смещенных к востоку. Все три объема — собственно храм и два придела, — увенчаны шатрами. При взгляде с запада кубический объем храма воспринимается как постамент троеверхого храма. Восточный фасад отличается скульптурностью форм и нарядностью убранства. Лаконичная цельность массивного основного объема оттеняет изящество алтарных выступов и плавное парение трех шатров.

Эффект движения масс к центру и по вертикали достигнут за счет расположения шатров треугольником, постановки сдвинутого к западу главного шатра на более высоком основании, увеличением кокошников к центру и уменьшением их с высотой. Таким перспективным сокращением достигается иллюзия большей, чем на самом деле, высоты. Крайние шатры сделаны более легкими и заостренными (с меньшим отношением ширины основания к высоте), и этим нюансом усиливается впечатление могучего взлета центрального завершения.

Почти глухие шатры выглядят монолитными. Они воздействуют, подобно скульптуре, лишь внешним объемом, который намного превосходит полезное пространство скромной трапезной церкви. Памятник восхищает благородством пропорций, ясностью линий, изяществом и легкостью. У меня есть несколько любимых мест рядом с храмом, с которых модно бесконечно любоваться пленительной гармонией этого сооружения.

Дивная церковь — не просто храм. Это храм-памятник погибшим угличанам, торжественный и скорбный.

Дивная церковь фото

Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1688 году в Алексеевском сонастыре рядом с Дивной. Этот небольшой храм совершенно теряется рядом с великолепными шатрами Успенской церкви. В Угличе это первая пятиглавая бесстолпная церковь с асимметричным приделом. Построена она по типу храмов Ярославля этого периода. Облик храма лишен той гармонии целого, которая свойственна Дивной церкви.

В убранстве фасадов интересны наличники с килевидными кокошниками, а также полихромные изразцы, которые украшают ширинки лопаток паперти и придела.

Росписи, сохранившиеся внутри здания, выполнены в 1845 году артелью Д.Г.Буренина.

Воскресенский собор господствует в ансамбле Воскресенского монастыря в Угличе. Монументальное здание собора с высоко поднятыми крупными главами возвышается над монастырскими строениями. Крупный четверик храма, приподнятый на подклете-цоколе, с трех сторон окружает открытая галерея, которая с южной и северной сторон заканчивается симметричными приделами. Миниатюрные одноглавые храмики создают выразительный масштабный контраст.

С юга галерея переходит в звонницу, соединяющую собор с трапезной.

Декор подклетного этажа прост, для него характерно простое обрамление дверных и оконных проемов. Апсиды алтарной части имеют разнообразные по рисунку наличники окон. Декоративный кирпич различной формы искусно использован при оформлении порталов, ведущих с галереи в храм и приделы. Аркада галереи украшена изразцами. Стены собора выше галереи украшает декоративный пояс.

Собор Богоявления − самый большой в Угличе. Это зимний собор Богоявленского монастыря. Голубые его главы видны почти со всех концов города.

Сооружение этого собора в Богоявленском монастыре было завершено в 1853 году. Его построили по типовому проекту знаменитого столичного архитектора К.А.Тона, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве.

Богоявленский собор стал одним из самых значительных зданий города.

Несмотря на видимое благосостояние обители, постройка собора, стала настоящим подвигом для насельниц. Обошлось строительство в 60000 рублей серебром. Женщины сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования.

Собор возведен в русско-византийском стиле, свойственном данной эпохе. Это грузное, богато декорированное здание.

Собор имеет очень строгие и простые очертания, но в то же время он грандиозен и величествен. Его огромные главы (прежде они были не просто синими, а были покрыты золотыми звездами) и крупные полукружия закомар, в которые были вмонтированы металлические листы с росписями, являются главным украшением Богоявленского собора.

Смоленская церковь или Храм Смоленской иконы Божией Матери – первая каменная церковь Богоявленского монастыря.

Каменное строительство в монастыре началось в конце XVII века при игуменье Елене. Первой в камне в 1689-1700 гг. угличские мастера построили Богоявленскую церковь с приделом Смоленской Божьей Матери. На её нижнем этаже находилась церковь во имя Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Рядом с церковью располагалась палатка, где в 1775 году устроили придел в честь Димитрия Ростовского и Иоанна Милостивого. Эти храмы упразднили в 1840 году, а вместо них устроили больницу.

В октябре 1853 года после освящения Богоявленского собора старую Богоявленскую церковь упразднили. Главный её престол в 1854 году освятили в честь Смоленской иконы Божьей Матери, северный – в честь Воздвижения Креста.

Основной четверик храма, увенчанный пятью главами, поднят на подклет. К нему примыкают трапезная, боковой придел во честь Воздвижения Креста и галерея. На востоке храм имеет одну полукруглую апсиду. Когда-то с запада всю композицию замыкала шатровая колокольня, сходная с колокольней церкви Димитрия «на крови» в кремле. В то время Смоленская церковь имела с южной стороны крыльцо с лестницами «на два восхода» и напоминала по архитектуре старейшие сохранившиеся храмы Углича: церковь Иоанна Предтечи « на Волге» и Димитрия «на крови». Главы Смоленской церкви покрыты зеленой поливной (глазированной) черепицей.

В XIX веке произвели перестройки: была разобрана колокольня, старое крыльцо заменили на другое уже с северной стороны, выполненное в классическом стиле. Над его куполом было завершение в виде шпиля с крестом. С южной стороны на месте старого крыльца построили небольшую палатку.

В 1972-75 гг. проводилась реставрация храма. Была разобрана южная пристройка, на месте проема были выполнены две арки, которые повторяли формы западной галереи. Также во время реставрации были восстановлены наличники и поливная зеленая черепица глав.

Сегодня в здании церкви Смоленской иконы Божией Матери живут насельницы монастыря.

Фёдоровская церковь или Храм Федоровской иконы Божьей Матери Угличского Богоявленского монастыря посвящена иконе, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича.

Церковь была заложена 21 мая 1805 года при игуменье Маргарите, строительство храма завершилось в 1818 году при игуменье Августе.

План церкви необычен: в проекции он имеет форму правильного креста (по-гречески квадрифолия). Основной объем со всех четырех сторон окружен полукруглыми пристройками. Пять сферических куполов храма завершают покрытые сусальным золотом миниатюрные луковичные главы. Восточный, северный и южный фасады украшены четырехколонными портиками. В 1837 году с западной стороны к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В нижнем этаже ее находилась библиотека. Колокольня была разрушена в 1930-е годы.

Федоровский храм был расписан Епифаном Медведевым в 1822-1824 гг. Новые росписи в 1862 году выполнил ярославец Егор Дьяконов, эти фрески сохранились. В 1970-1980 гг. Федоровская церковь отреставрирована под руководством архитектора С. Е. Новикова.

Материалы: http://www.veter-stranstvii.ru/jarosl-krai/uglitch/dostoprmetsatelnosti-uglitch/201-zthrjv-dimitria.html