1 ≫

Высота над уровнем моря 342.2 м

Гора Лысая расположена в центре Логойской возвышенности, находится на территории Минской области, Минского района, Юзуфовского сельсовета, в 21 км севернее Минска (1 км на северо-восток от д. Лекаровка и на 1 км на запад от д. Пунище). Ее высота – 342.2 м, это вторая (после горы Дзержинской, 345.0 м) по высоте точка Беларуси, она лишь на три метра уступает самой высокой точке Республики Беларусь. Именно здесь, на этой горе, проходит водораздел бассейнов морей. Часть ручьев несут свои воды на запад, в Балтийское море, вторая часть – на восток, к Черному морю. Четыре или пять из них сливаются перед деревней Шершуны и образуют речку Удра. Гора сложена мареновыми суглинками. Склоны покрыты лугами, лесом или кустарником. Координаты: 54º 10,017' N, 27º 31,997' E.

В отличие от горы Дзержинской, гора Лысая представляет собой довольно эффектное зрелище, несмотря на то, что покрыта лесом. На трассе Р-58 Минск-Мядель между деревнями Шепели и Жуковка есть автобусная остановка Весёлка. Двигаясь из Минска, около остановки следует повернуть направо. Через несколько сот метров покажется дачный посёлок № 1. Не заходя в него, перед воротами нужно повернуть налево. Извилистая узкая асфальтированная дорога приведѐт к дачному посёлку №2. На противоположной его стороне находится водонапорная башня. Доходите до нее, заходите в лес, и несколько сот метров двигаетесь по тропе до выхода на лесную дорогу, далее – перпендикулярно границе дачного посѐлка, пока не выйдете на лесную дорогу. Пересекаете эту дорогу под углом 90º и идете по лесу, отдаляясь от поселка, в направлении возвышенности. Гора Лысая расположена на небольшой лесной поляне. Имеется геодезическая отметка в виде бетонного столбика.

Согласно данным Дутчиц Л. и Климкович И., на территории Беларуси почти что в каждом округе есть своя Лысая гора. Кроме того, встречаются созвучные названия: Лысуха, Лыска, Лыскагор и т. п. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и "облысели". Прилагательное "лысый" имеет тут двоякий смысл. Это может объясняться и как "голый без растений и деревьев", и как "ясный", "светлый", связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам.

В мире известнейшей считается Лысая Гура в Польше под Сандомиром, которую даже трактуют как польский Олимп, после нее Лысая Гора возле Киева, напротив Выдубицкого монастыря, и Лысая Гора вблизи Заславля в Минском районе. Кстати, гора Алтария в Вильнюсе и Успенская гора в Витебске также некогда назывались Лысыми. В Беларуси некоторые Лысые Горы имеют и двойные названия. Так, около Нисимковичей в Чечерском районе Лысая гора называется еще и Белая гора, а Лысую гору в Браславе называют также Красной Горой.

На некоторых таких холмах есть курганные кладбища, как, например, в деревнях Устиж и Старое Село Осиповичского района и Селище Вилейского. А на других, как в деревне Кушляны Сморгонского района, лежат культовые камни. В деревне Залесье Глубокского района считают, будто Лысую гору насыпали французы. О сакральности многих из таких холмов свидетельствуют и предания о храмах, которые там провалились (бывшая деревня Горовая Щучинского района), или о закопанной в горе золотой карете. В XIX веке в деревне Кроменица Зельвенского района о местной Лысой Горе было записано предание про две свадьбы, одна из которых возвращалась из Волковыска, а другая из Кроменицы. Столкнувшись, они не хотели уступать друг другу дорогу. Началась жестокая драка, в результате все погибли. Их похоронили, а на месте захоронения возникла Лысая гора. На Лысой Горе около местечка Освея в Верхнедвинском районе по преданию похоронены собаки графа Шандурского, а около местечка Телеханы Ивацевичского района - тело татарского хана. Отсюда якобы и название Телеханы.

Согласно поверьям, на Лысых Горах в купальскую ночь собирается нечистая сила, случаются разные чудеса, неожиданно появляется огонь, вокруг которого танцуют черти. В XIX веке в Южной Беларуси и Могилевском Поднепровье бытовали рассказы, что на Купалу все бесы собираются в основном на Лысую Гору близ Киева. В качестве же транспортного средства они используют хлебные лопаты, кочерги, ступы, веники, а иногда и рогатый скот. В те времена в бывшем Чериковском уезде в эту ночь не оставляли на поле коней, так как очень боялись, мол, их используют ведьмы для езды на Лысую Гору.

В окрестностях Мстиславля верили, будто перед Купальем колдуны и ведьмы оборачиваются в летающих животных с крыльями и в таком виде добираются до Лысой Горы в деревне Кокота, что за 14 верст от Мстиславля, чтобы присоединиться там к шабашу. В полночь они возвращаются, каждый в свой двор, ударяются о землю и снова принимают человеческий вид. А в городе Петрикове на Гомельщине считали, что местные ведьмы справляют на Купалу свой шабаш на Лысой Горе около Припяти. На Лысой Горе в Старом Копыле в полночь также, мол, собираются ведьмы и колдуны. На Витебщине про одну из местных Лысых Гор рассказывают, будто солдат, сбившись с дороги, попросился в один дом переночевать, да хозяйка там была ведьмой. Один только запах волшебной хозяйкиной пищи вынудил солдата оказаться на Лысой Горе. А на Брестчине в XIX веке было записано предание о черте-женихе, который своей девушке-невесте принес в подарок вершину Лысой Горы.

На Минской возвышенности есть деревня, которая называется Лысая Гора, а возле нее находится Высокая гора. В предании рассказывается: Давным-давно в одну из купальских ночей ведьма и леший выбрали себе для плясок старейший на горе ясень. Люди в деревне, услышав колдовское улюлюканье и нечеловеческий хохот, попрятались по домам. Не испугался только один молодой кузнец, богатырь Янка, он как гулял, так и гулял со своей девушкой Марийкой. Забывшись, они так и взошли на самую гору. Вдруг с нижней ветки ясеня высунулась чья-то белая рука, а таинственный голос позвал: "Иди, иди, Марийка, к нам в хоровод. ". Девушка и не заметила, как подала свою руку, а неведомая сила уже несла ее на вершину ясеня. Но Янка и не думал пускать девушку. Он так разозлился, что стал в семь раз сильнее. И с такой силой потянул Марийку назад, что вместе с нею стянул с ясеня целую дюжину колдунов и ведьм, связанных одной веревкой. Дьявольский смех сразу стих, бесы стали плакать и проситься у Янки, чтобы он пустил их обратно на дерево. А тот схватил за волосы одного лешего и поволок целый хоровод к пруду под горой, где толкнул их в трясину. Болотце вдруг закипело и моментально высохло. Ясень впоследствии назвали Яновым. И говорят, что уже никогда там не появлялось никакой нечисти.

В одном из сказаний, которое касается Лысой Горы около деревни Лоточки Браславского района, рассказывается о богатом помещике, не имевшего наследников. Перед смертью, чтобы его богатство не досталось простым крестьянам, он все свое золото положил в лодку и закопал под камнем. На сокровище он наложил заклятие, согласно которому лодка с золотом достанется только тому, кто выполнит три условия: разожжет костер на Лысой Горе, сдерет шкуру с живого коня, запряжет его и вспашет тем конем три борозды вокруг камня.

Со временем древние мифы и образы теряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые, однако, сохраняют некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся и в белорусской сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь неслучайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себе шкуру священного животного, как и современные шаманы, устраивали условные путешествия на мировую космическую гору в потусторонний мир. То же относится и народным рассказам о полетах ведьм и шабашах на Лысых Горах, которые у наших предков имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол. Языческие же божества и их слуги жестоко преследовались и карались, ведь провозглашались дьявольским отродьем, слугами дьявола.

Из данных, приведенных Дутчиц Л. и Климкович И. следует, что Лысые Горы, т.е., не имевшие в стародавние времена густого лесного покрова, который мог препятствовать взлету и приземлению, служили своеобразными аэродромами для левитирующих на их собрания-шабаши, мифических или вполне фольклорных ведьм.

Источник: Пасанен, В.Э. Вертикальная Беларусь : справочник-путеводитель по 125 уникальным и самобытным туристско-экскурсионным объектам Беларуси / В.Э. Пасанен, Е.А. Дикусар, В.Е. Подлисских. – Минск : Право и экономика, 2013.

Материалы: http://www.belpohod.info/publ/vozvyshennosti_gory/nazvannye/gora_lysaja/50-1-0-284

2 ≫

В эфире моя любимая рубрика «Бешеной собаке семь верст не крюк»! Как-то, по привычке ковыряясь в базах расписаний общественного транспорта Беларуси, мне пришла в голову бессмысленная, но очень притягательная идея найти самое глухое место Минского района (и, конечно, побывать там). Для выполнения миссии нужно было договориться с самим собой об условиях, позволяющих определить это самое место. Наибольшая удаленность от нулевого километра? Скорее всего, это будет лесной массив или поле. Наиболее удаленный населенный пункт? Определенно, теплее. Легко нашлась деревня Дашки Шершунского сельсовета в без малого 39 километрах от Октябрьской площади. Однако я решил усложнить задачу и выбрать что-нибудь менее банальное: такой пункт, который связан коммунальным транспортом со столицей, но при этом являющийся настоящим медвежьим углом. Все получилось как нельзя лучше. Итоги экспедиции, состоявшейся в прошлое воскресенье, перед вами.

Предлагаю для начала посмотреть на сам Минский район.

Хорошо видно, что он неправильной формы и вытянут к северу, а на севере полно лесов.

Крайний населенный пункт в этом направлении, куда ходит автобус, это деревня со странным названием Средняя. До Средней можно добраться дважды в сутки. Неплохо, но «глухо» разве что относительно.

Тогда я взял список всех автобусов Минского района и стал выбирать места методом исключения, ориентируясь одновременно на удаленность от столицы и наименьшую частоту хождения транспорта.

Так в поле моего зрения попала деревня Лысая Гора Юзуфовского сельсовета (порядка 33 километров от Минска). Это северо-восточная окраина района:

В Лысую Гору автобус ходит всего два дня в неделю (четыре рейса), а в зимнее время года остается и вовсе два рейса. Маршрут:

В пути он 1 час и 1 минуту, отправляется по субботам и воскресеньям в 7:45 и 17:00 с ДС Карастояновой.

Подбив на авантюру трех товарищей, я в их компании отправился в искомую деревню. Вез нас МАЗ-103 с рестайлинговой мордой:

Большая часть пути проходит по старому Долгиновскому тракту и только у границы районов автобус сворачивает на видавшую виды грунтовку:

По пути до Лысой Горы от поворота две деревни — Лекоревка и Пунище, обе всего с несколькими прописанными жителями, но множеством дач. Где-то здесь в лесах спрятана гора Лысая, вторая по величине высота в нашей стране (342 м). Между Лекоревкой и Пунищем, если можно так сказать, есть перевал через холм. Автобус долго забирается по грунтовке вверх, а потом спускается вниз. Как он тут справляется зимой в гололедицу, ума не приложу.

В Лысой Горе проживает всего 13 человек. Приехали! Автобус встречает лишь один пассажир:

Самое маленькое расписание на территории Минского района :)

Автобус уезжает — вернется он сюда только через 10 часов. Ни о каком автостопе, да еще втроем, речи быть не могло, но у нас имелся план.

До его осуществления немного осмотрелись. Небольшая частная ферма с двумя (!) железнодорожными вагонами. Один допущен до работы на дороге до ноября 2017-го года. Чудеса.

Вообще деревня построена очень хаотично, выделяется только новенький домик фермера с крестами. Потом мы узнали, что это «сотрудник» монастыря, расположенного неподалеку. До него мы еще дойдем.

Выходим из деревни и по грунтовке идем в сторону села Жуковка, откуда через 2 часа будет автобус на Минск.

В лесу, несмотря на яркое солнце и чистое небо, очень сыро и зябко, кое-где лежит снег.

Доходим до деревни Буды. Она даже меньше Лысой Горы, но здесь есть монастырь и большой храмовый комплекс. Ого!

Буды настолько маленькая деревня, что даже по жестким социальным стандартам столицы ей не положен автобус хотя бы 1 раз в неделю.

Держим путь дальше. Через 2 километра показывается Жуковка, конечный пункт нашей «экспедиции». У местного храма куча машин, люди приехали на воскресную службу. Чудные дела.

Мы рассчитывали на магазин в Жуковке, но увы. Традиция лакомиться мороженым в глухих деревнях оказалась нарушена :) Сюда приезжает автолавка «Евроопта». Любопытно, что у нее в расписании есть даже деревня Абрицкая Слобода (3 жителя). Круто!

Обратный автобус у нас через Юзуфово, центр местного сельсовета. Долго-долго пришлось ехать по убитым грунтовкам, пока не выехали обратно на Долгиновский тракт.

У меня в запасе еще имеется маршрут, по которому ходит автобус всего 2 раза в месяц. Это в Витебской области, но бешеной собаке семь верст не крюк :)

Не менее интересно почитать:

Обратно что за автобус был?

Короткий МАЗ второго поколения в пригородном исполнении, все забываю его модель

А я помню. МАЗ 256 это.

А, ну 206 значит.

В пригородном исполнении это МАЗ-226

Мороженого не поели.. Печаль..

А так-то скучновато. Ну съездили, и что? В чем профит?

В двадцатых числах еду кататься по железным дорогам Литвы, туда-сюда, туда-сюда. В чем профит? Мне это нравится :)

мы на этой просёлочной дороге, что в Лысую гору, подбили оленя — он нас подрезал сбоку, в сумерках заранее и не заметили, да и вообще не ожидали. Он чирканул по капоту (как крутые копы в американских фильмах) и ускакал в лесок

Пейзажей хотелось бы побольше или там все настолько грустно?

Довольно тоскливые пейзажи

Зато это все — Купаловский ландшафтный заказник.

Материалы: http://blisch.by/lysaya-gora

3 ≫

Сейчас на Лысой горе расположилось подворье Елизаветинского монастыря. Но слава Лысой горе как и раньше нехорошая.

В прошедший раз, почетаемые слушатели, мы расстались в деревне Жуковца на Долгиновскому тракте. Поговорив о временах Купалы, древняя Мария ведает о нынешних времена. И о самой наболевшей дилемме округи.

Корреспондент: "А почему они злые?"

Мария: "Да, наверняка, Бог отдал. Вот сейчас вор желал меня задушить ".

Мария: "Через забор перепрыгнул. Я говорю: "Я не одна". А у меня никого же не было. "У меня тут, — говорю, — внук и внучка". Как высказалась так он тогда через забор вспять перепрыгнул. А на последующую ночь на эти две дома напали ".

Корреспондент: "А что же все-таки это такое? Пьяницы? "

Мария: "Воры. Тюремщики. Тут же у нас на Лысой горе монахи. Они берут этих из тюрем. Они пьют, делать не желают, прогуливаются и грабят. У нас здесь четыре дома на горе паабирали ".

Корреспондент: «Охотятся на пенсии?"

Мария: "Пенсию забрать, уничтожить. А что все-таки делать? Две Старушки уничтожили, ровненько положили — и лежи ".

Корреспондент: "Где это?"

Мария: "Деревня здесь неподалеку. Придут, задушат, и все. Жутко тут жить. Прогуливаются бандиты ночкой ".

Заинтригован лысагорскими бандитами, которых приютила церковь, я поехал на ту Лысую гору. Но по дороге решил заехать в Мацки. Зная о существовании на тех кладбищах старой древесной церкви. Поверх Мацко, крошечной адмираючай деревней, высится реальный дворец. Из красноватого кирпича, в три этажа, со Остроконечные фасадом. Владелец этого Баскервилей-холла — предводитель Мацко, крестьянин Владимир Матусевич, 50-летний крепкий бородач с колющейся взором, повстречал меня не очень нежно.

Удивившись таковой оценки моей старенькой "Волги", я протянул владельцу поместья удостоверение Союза писателей. Что вызвало новые вопросы. В внимательности и абазнанасьци мацковскаму старосту не откажешь.

Владимир: "Альянс писателей Беларуси"? Это какой Альянс писателей? Это пана генерала? "

Только назвав свою фамилию, я в конце концов снял все вопросы. Спасибо среднем волнам радио "Свобода". Государь Владимир проводил меня до остатков Троицкой церкви, чьи сероватые стенки держатся только с божьей помощью.

Корреспондент: "И что все-таки им никто не сказал-а-я-яй?"

Владимир: «Кто-то водку здесь гнал. Брал околесину ".

Фермерством Владимир Матусевич занимается уже лет 20. Ранее прогуливался в море на рыболовецкой судах. Не поэтому ли и на земле он стоит твердо и живет не только лишь хлебом единым?

Владимир: "Прошедший год — борьба за белорусский язык. Писал утомившись. Мои владения именуется "Имение" Матусевичы ". Я был самый 1-ый крестьянин. За эти годы пришлось пройти четыре перерегистрации. Я до этого времени все писал на российском языке. А сейчас уперся, произнес, что на белорусском буду писать. И начались мои мучения. Пошел в райисполком, и там засранка мала — "я не буду читать". «Есть закон, ты язык мою бесчестишь. Читай ". "Ну, тогда я буду со словарем читать. Долго-долго ". У их даже бланков нету на белорусском языке. Принудили перевести на российский язык слово "имение". У меня написано "усадьба Матусевичы". Я говорю, у нас есть ансамбль "Сябры". Они же не пишутся — ансамбль "Друзья". Ну напишите мне так. "Имение Матусевичы".

Корреспондент: «Так вы одолели?"

Последующая остановка перед Лысой горой — деревня Лекаравка. Мой собеседник — 80-летний Василий Денисевич. Старенькый очень прекрасный, похож на актера Соломона Михоэлса.

Корреспондент: "Чем ваша Лекаравка была славная? Откуда заглавие такое? "

вырастают всякие травки фармацевтические. И тут жил доктор. Тот доктор издавна погиб, а заглавие осталось ".

Но главное, чем славилась Лекаравка на всю округа, это своим самогоном. Тоже, кстати, лекарства.

Василий: "Сорта, естественно, были. Если взять рожь, прарасьциць, да картофеля добавить еще, не плохая самогон. Лучше, чем в Магазын на данный момент. А кто сахара добавить, так это не то ".

Корреспондент: "А что лучше, самогон либо водка?"

Василий: "Самогон лучше. Только чтоб неплохой самогон. Он здоров. Там химия добавляется. А здесь природное. Хлеб, рожь, картофель. Гласили, Машеров — он не пил водки с гамазея, а только самогон ".

Василий: "Ты бы лучше написал про сегодняшний. Была у Юзуфове поликлиника. Закрыли. Старикам необходимо ездить аж в Боровляны. Так ранее хотя были льготы на автобусный проезд. А сейчас эти льготы закрыли, и как хочешь ".

Лысая гора находится за Лекаравкай. И всего приблизительно один километр и еще пройти павкилямэтра в лес четко налево от дороги. 2-ая по высоте точка Беларуси — поляна среди леса. Среди поляны вбит древесный кол с надписью "Да благословит Господа Беларусь". А вокруг поваленные буреломом деревья. Что, непременно, добавляет мистычнасьци.

Корреспондент: "Мне поведали, что тут собирают бомжей …"

Юноша: "Ну, как собирают. Они, в принципе, приезжают сами. Батюшка милосердный человек. Он воспринимает всех. Главное, чтоб люди работали. Сами видите, территория большая ".

Корреспондент: "А вы здесь живете как монахи?"

Юноша: "Да. Работаем и молимся. Как в монастыре. Мы оторваны от мира ".

Корреспондент: "А вы сознательный избрали этот путь? Оторваться от мира? "

Юноша: "Я в Бога уверовал с 15 лет. После того как в трагедии побывал и остался живой. В суровой трагедии. На машине разбились с папой. А в мире жизнь не сложилась. На работе было плохо, с семьей плохо. Вспять мир мне надоел за 27 лет. Я сам себе решил, что для меня это будет лучше. Молитва, работа … "

Александр: "В главном все люди приходят с одной целью — выжить. Какое-то время побыть, месяц, два, три. Аклямацца и после снова пойти. За зиму человек 50 придет. Дармоедов никто держать не будет. Если человек пришел, свалился на колени к батюшке. "Батюшка, спаси. Не могу, погибаю. Ни средств, ни дома, ни семьи, ни родины, ни флага. Дайте чего-нибудть! "-" Отлично, идет на подворье, там спасешься ".

Корреспондент: "Как вы тут оказались? Юный, здоровый человек? Вы бродили, пьянствовали, посиживали в кутузке? "

Александр: "Все. Была одна семья. две семьи, три семьи. Пропил все, раздарил все. А сам на улице ".

Корреспондент: "Я просто начинаю уважать православную церковь, которая делает такие штуки …"

Александр: "Просто противно становится, когда кто-то начинает осуждать сестер, церковь. Ты же, сука, сволочь последняя, пришел сюда еле живой, поднялся и начинаешь крыть грязюкой. Люди живут на корпусе. Двухместные комнаты, домашний кинозал. Только работай ".

Мы беседуем на питомнике сторожевых собак. Тут их выращивают на продажу. Есть даже такая услуга, как собачий отель. Для городских жителей, которым некуда деват

ь собственного любимца на время отпуска. За решеткой окном меня приветствует большие пес.

Александр: "Что ты тут делаешь и вообщем, кто ты таковой? Чего пришел? "

Корреспондент: "Собака Баскервилей".

Александр предложил мне походить вдоль клеток.

Александр: "Собаки, которые натренированы, они просто покусают и отбегала и ожидают. А эти, они сходу … Если уж пошел на человека, то … "

Корреспондент: "На погибель?"

Корреспондент: "Это отлично либо плохо?"

Александр: "Это нормально. Здесь такие собаки пока необходимы. Так как если павпадворъя перепьется, возьмут ножики … "

Облако меток

Белорусские новости, происшествия, история и культура Белоруси, молодежная политика Беларуси. Новости и история Беларуси

Материалы: http://belhist.ru/2014/03/lysaja-gora/