1 ≫

Уже в XVI столетии по территории Британии разъезжали наемные экипажи, которые стали первыми предками современного лондонского такси. Окончательное формирование данной услуги в королевстве произошло в XIX веке благодаря появлению блэк-кэбов. Эти автомобили известны своей надежностью, выносливостью и необычным для машины внешним видом.

Первая модель такси в Лондоне

Дебютными городскими кэбами стали автомобили компании London Electric Cab Co. Как вы уже догадались, их двигатели работали от электричества. Такому новшеству британская столица обязана 23-летнему Уолтеру Берси – бизнесмену, который был владельцем вышеупомянутой компании и автором проекта электромобилей. Первые кэбы проезжали на одной зарядке до 75 км.

За годы существования компании машины Берси стали участниками сотни аварий со смертельным исходом. Это привело к банкротству молодого бизнесмена и полному исчезновению электромобилей с улиц города.

Совершенствование лондонского такси в XX веке

В 1903 году в столице Британии появляются автомобили с бензиновым двигателем. Несколько десятков лет не было единства касательно марок такси. Компании закупали разные модели машин, среди которых были Rational, Austin, Prunel и Simplex. Единственное, что всех их объединяло – это черный цвет.

В 1919 году промышленник из Шотландии Уильям Бердмор попытался получить контракт на разработку такси для Лондона. Он стал автором таким моделей, как Beardmore Mk1, Mk2 Super и Mk3 Hyper. Именно в то время и был создан классический вид салона: место рядом с кэбменом служило не для пассажиров, а для их багажа.

Позже Бердмор обжился конкурентом в лице компании Morris, которая в 1929 году сконструировала свою версию лондонского такси (фото выше). Модель отличалась от предыдущих перевозных автомобилей тем, что сидения пассажиров располагались выше водителя. Единственным и самым крупным минусом этого кэба оказалась его стоимость. Она была слишком завышена, и ни одна фирма не могла себе позволить массово закупать продукцию Morris.

В 1929 году компания Austin включилась в борьбу за монополию и выпустила автомобиль, который идеально подходил на роль такси. Потолок салона был настолько высоким, что пассажиры могли ехать стоя. Причиной исчезновения конкурентов Austin стала низкая цена на их автомобили. Спустя пару лет компания создала марку лондонского такси с низким полом, как в современных английских автобусах. Внешний вид этих машин напоминает нынешние кэбы.

После Второй мировой войны Austin вместе с кузовным ателье Carbodies выпустила линию автомобилей FX3. По сравнению с довоенными моделями, новые машины были выносливее, быстрее и с более современным внешним видом. В 1954 году Beardmore попыталась вернуться на рынок, выпустив довольно успешную модель Mk7 Paramount Taxicab. Правду сказать, автомобиль практически полностью был скопирован с Austin FX3.

1958 год ознаменовался разработкой того самого классического такси, за сохранение которого боролись английские патриоты и сторонники традиций. От предыдущих моделей FX4 отличался закрытой площадкой для багажа и сидениями, на которых пассажиры могли сидеть друг напротив друга.

После банкротства Austin разработкой кэбов занялась компания Metro Cammell Weymann. Внешний вид автомобилей поменялся на более современный, но внутренняя компоновка оставалась прежней, всеми полюбившейся.

Такси на улицах современного Лондона

После решения об остановке выпуска FX4 LTI спроектировала замену Metrocab. Кэб марки TX1 сохранил классическую форму, тем не менее его облик выглядел современнее. В 2007 году LTI создала модели TX2 и TX4. В новых автомобилях преимущественно был обновлен салон, тогда как внешний дизайн остался прежним.

В 2014 году компания Kamkorp возродила Metrocab, представив кэб под названием New Metrocab. Автомобиль стал первым полностью электрическим такси с классическим внешним и внутренним дизайном. Таким образом, компания Kamkorp частично вернула времена Уолтера Берси.

Надежность поездок

Садясь в лондонские такси, пассажиры могут быть спокойными за свою безопасность. Современные блэк-кэбы на весь мир славятся своим удобством, скоростью и прочностью. Производители английского такси гарантируют минимум десятилетний срок эксплуатации. За этот промежуток времени километраж автомобиля обычно составляет около 800 тыс. км.

Что касается обязанностей кэбмена, то его умения, знания, стаж и опыт контролируются общим регламентом правил для водителей. Кроме того, в лондонских такси практически невозможно встретить современные приборы вроде GPS-навигатора. Дело в том, что каждый, даже начинающий представитель этой замечательной профессии считает своей обязанностью знать наизусть каждый уголок столицы и ее окрестностей.

Нелегальные таксисты

Высокие тарифы на проезд, как и в любой другой стране, вызвали появление нелегалов. Таких таксистов вы не встретите у железнодорожных вокзалов и аэропортов, поскольку им строго воспрещается зазывать там клиентов. А вот рядом с концертными залами, ночными клубами и театрами нелегальных водителей более чем предостаточно. Тарифы на их услуги гораздо ниже, чем у официально работающих таксистов, но за последствия таких поездок ответственность несут только клиенты.

Примечательные факты

Слово «такси» произошло от названия прибора для определения стоимости поездки - таксометра. Автором данного изобретения стал немецкий барон фон Тур-и-Таксис.

Популярные желтые такси Нью-Йорка родом из Англии. В столице Британии машины двух моделей Austin красили в яркий цвет и экспортировали в Америку. Марки автомобилей не прижились среди ньюйоркцев, но желтый оттенок стал символом такси в городе.

За столетия существования в Британии наемного перевоза эта услуга именовалась по-разному. О том, как называлось лондонское такси в конце XVI века, можно судить по значению французского слова hacquenée, которое означает «лошадь по найму». В середине XIX столетия hackney сменилось на кэб. Название пошло от только что появившихся в то время кабриолетов. Водителей кэбов называют кэбменами.

Высокие крыши у лондонских такси были созданы специально для пассажиров, дабы те имели возможность сидеть в машине, не снимая шляпу-цилиндр. Классический блэк-кэб – не единственный вид перевозок в столице. На улицах города вы можете встретить мини-кэб – точную копию его «старшего брата», корпус которого щедро обклеен яркой рекламой. Проезд в таком такси стоит дешевле, и заказать его можно исключительно двумя вариантами – через интернет или по телефону. Водители мини-кэбов не имеют права подбирать пассажиров на улицах. Для них это чревато внушительным штрафом и лишением лицензии.

Материалы: http://fb.ru/article/320347/londonskoe-taksi-istoriya-marki

2 ≫

Своими первыми наемными экипажами Британия стала знаменита уже в XVI веке, однако сформировалось такси в Англии лишь к XIX веку, когда речь лондонцев обогатилась новомодным словом «кэб». Оно является сокращенным производным от названия открытых двухколесных повозок - «кабриолетов», которые, собственно, и стали прародителями современного «блэк кэба».

Однако пришлось ждать еще несколько десятилетий, пока родилось слово «такси». Случилось это в 1905 году, когда машина оставшегося неизвестным для потомков частного извозчика в Англии пополнилась первым прибором учета – таксометром. Родина новшества – Германия, таксометр был изобретен бароном фон Турн-и-Таксисом, причем поначалу обкатка производилась на берлинских авто.

В Англии нововведение оказалось настолько ко двору в решении разногласий между ездоком и пассажиром по части размера оплаты за проезд, что уже несколько лет спустя каждое английское такси имело свой таксометр. Такая обязанность вменялась отныне городскими властями, и контроль был не особо сложным, поскольку к началу XX века водителей лондонских такси насчитывалось не более сотни.

Уже тогда порядки в этом деле были довольно строгие, каждый кэб-мен получал лицензию на осуществление своей работы только в том случае, если неукоснительно выполнял строго регламентированный свод правил.

Правила оказания услуг таксомоторами в Англии были настолько серьезными, что, к примеру, только в первую половину прошлого века был разрешен разнобой в марках автомобилей. «Роверы» и «Воксхоллы» щеголяли в те времена наряду с «Униками» и «Марками», а шотландские «Уильям Бредморы» - с «Моррис Коммерсиалами».

Впоследствии лондонские власти решили, что отныне все такси британской столицы должны быть марки «Остин» и непременно черного цвета.

Так родились «блэк кэбы», которые остались «визитной карточкой» столицы Великобритании по сию пору - в виде модифицированных версий тех самых старых-добрых «Остинов». Наемный авто-извозчик в Лондоне по-прежнему называется кэб-меном, и вообще старушка-Англия очень любит сохранять свои добрые традиции, проверенные временем.

Современный пассажир, как и столетие назад, вызвав такси, первым делом договаривается о стоимости поездки. И в этой трогательной «проверке документов» - вся Британия, с ее неподражаемыми нравами, столь чудесно воспетыми Джеромом К. Джеромом!

Интересно, что история нью-йоркских желтых такси (там они также имеют свой единый цвет) напрямую связана с развитием в Англии данной сервисной сферы. Дело в том, что две модели «Остина» - FX3 и FX4 – выкрашивались в желтый цвет и отправлялись в США, но популярность, увы, обошла их стороной.

Английский кэб внутри

80-е стали переломными в развитии истории такси в Англии, когда консервативная британская мода, идя навстречу процессу европейской интеграции, обрела континентальные черты.

Именно тогда новое лондонское такси приняло более современный облик автомобильной марки LTI (Международное такси Лондона).

Компания, специализирующаяся на производстве машин данной марки, осуществила выпуск нескольких версий. Марка TX IV имеет полное соответствие стандарту Евро 4 по своим экологическим нормативам. Салон просторен, он легко вмещает в себя 5 пассажиров и славится, как и все его предшественники, высоким потолком.

Согласно духу и традициями старого Лондона, багаж неизменно ставится впереди, недалеко от водителя. Времена внесли некоторую сумятицу в неукоснительное соблюдение традиций Англии, к примеру, сейчас, наряду с классическим черным цветом все чаще можно встретить машины с кричащей, разноцветной рекламой на строгом прежде салоне.

Английское такси марки LTI

Однако, что касается надежности, то вряд ли найдется более послушное, крепкое, быстрое и удобное создание, чем лондонский «блэк кэб»! Средний срок эксплуатации английского такси, гарантируемый производителем, составляет 10 лет, и это притом, что за десяток лет машина проходит 800 тысяч километров.

В Лондоне немало автомобилей, «трудовой стаж» которых равняется четверти века и более.

По-прежнему, обязанности и необходимый минимум профессиональных знаний, умений, опыта и стажа регулируется и контролируется строгим регламентом правил истинного лондонского кэб-мена.

Знаниям представителей этой интереснейшей профессии впору позавидовать! К примеру, среди них не в почете всевозможные современные приспособления вроде GPS навигаторов, потому что даже начинающий водитель такси считает делом чести знать на память не только каждый уголок британской столицы, но также и ее окрестности.

Помимо традиционных «блэк кэбов», такси в Англии представлены также мини-кэбами. Это точно такие же автомобили, что и обычные частные авто-извозчики, но поездка в них обойдется дешевле.

Мини-кэб нельзя остановить просто так посреди Лондона, поездку на нем можно заказать только с помощью телефонного вызова диспетчера. В противном случае кэб-мен рискует не только потерять лицензию, но и заплатить за свою вольность крупную сумму штрафа.

Для того, чтобы привыкнуть к лондонскому такси, следует знать несколько базовых правил. Прежде всего, в Англии не принято садиться в кэб, если в кармане нет суммы, начиная с 3-4 фунтов стерлингов.

Если пассажир сел в машину, договорился с водителем относительно маршрута и стоимости поездки и экипаж тронулся, то он уже должен 2,2 фунта. Последующая оплата будет производиться, согласно показаниям таксометра.

Вечером и ночью, в праздники и выходные кэб-мену старой-доброй Англии положены надбавки.

Так же, как и во всем мире, свободное такси сложно поймать в дни уик-эндов, особенно это касается пятницы и субботы.

Не стоит отчаиваться, если, турист находится в популярном районе Лондона, изобилующем барами и клубами, а проезжающие мимо такси никак не желают останавливаться. Просто они уже заняты, и обязательно вернутся за развлекающимися гостями столицы. Надо только набраться немного терпения.

Если сконцентрироваться и проявить немного внимания, то сразу обнаружится, что каждый автомобиль «блэк кэб» имеет свой личный стандартный опознавательный знак. По тому, каков огонек, горящий в нем, можно сразу определить, свободна машина или занята.

Не стоит ориентироваться в поиске на одни «блэк кэбы», если появилась машина, сверху донизу обклеенная рекламой, то это, как уже говорилось выше – тоже такси! Поездка в лондонском такси, аккуратном и ухоженном – удовольствие в любое время суток!

Материалы: http://englishgid.ru/o-strane/transport/taxianglii.html

3 ≫

19 декабря 2016 08:29

Почему-то все думают, что лондонское такси — одной-единственной модели. На самом деле оно действительно ограничено стандартным форм-фактором, но вот моделей лондонского такси сменилось множество. Кстати, лондонские «чёрные кэбы» до сих пор называются hackney — словом, происходящим от французского hacquenée, как называли французы берущихся внаём лошадей.

Bersey Electric Taxi (1897)

Первые автомобили-такси в Лондоне были электрическими. Их введению город был обязан молодому, 23-летнему бизнесмену Уолтеру Берси, основавшему компанию London Electric Cab Co и спроектировавшему специальные электромобили для использования в качестве городских кэбов. Машины с 3-сильным мотором могли проходить до 75 км между двумя зарядками. Компания разорилась в 1900 году.

В 1903 году такси в Лондоне появились снова — уже бензиновые. Вплоть до 1929 года никакой системы и единства не было, разные компании закупали разные автомобили. На снимке — такси марки Rational, также были Simplex, Herald, Prunel, Fiat, Sorex, Belsize, Austin, Humber, Wolseley-Siddeley, Argyll и Darracq. Это как минимум. У них были разные компоновки, и в принципе, их отличал только обязательный чёрный цвет.

Но абсолютное большинство лондонских кэбов были сделаны французской компанией Unic — к концу 1910-х годов «Юники» составляли до 80% всего подвижного состава. Вот такие старенькие «Юники» ездили по Лондону вплоть до середины двадцатых (впрочем, были и более новые модели), правда, как уже говорилось, в чёрном цвете.

Beardmore Mk2 Super Taxi (1923)

В 1919 году шотландский промышленник Уильям Бердмор первым попытался получить эксклюзивный контракт на такси для столицы. Он представил сперва модель Beardmore Mk1, затем, в 1923-м модель Beardmore Mk2 Super, затем, в 1927-м модель Beardmore Mk3 Hyper. Примерно в это время сформировалась и классическая компоновка — место рядом с водителем не имело сиденья, а служило для багажа.

Morris G International Taxi (1929)

Основным конкурентом Бердмора была компания Morris. Она представила свою первую версию такси в 1926-м, а в 1929-м выпустила модель G, отличающуюся своеобразной компоновкой — пассажиры сидели много выше водителя (видно на снимке) и вообще находились в замечательном комфорте. Проблемой и Beardmore, и Morris была высокая цена одного таксикэба. Что подходило для обычного автомобиля, не годилось в такси, предназначенном для массовых закупок одной фирмой.

Austin 12/4 Taxi High Lot (1929)

И в том же 1929-м с неба грянул гром, потому что в борьбу за монополию включилась компания Austin, выпустившая идеальное такси и попавшая в яблочко с первого раза. Деньги на разработку компании выделила крупная лондонская компания такси Mann & Overton. Машина была сделана очень высокой, человек мог практически стоять внутри. Это, вкупе с очень низкой ценой, тут же убило конкуренцию — Austin за несколько лет выдавил все альтернативные компании.

А ещё через несколько лет на моделях Austin появился низкий пол — как в современных низкопольных автобусах. Линейка с таким полом получила наименование LL (Low Loader). Под этим наименованием можно встретить и более старые 12/4, и новые шасси Austin — то есть речь шла именно о компоновке, а на каком шасси это делалось — неважно. Внешность машин 2-й половины 30-х уже чем-то отдалённо напоминала современные таксикэбы.

После войны старые такси уже бесповоротно устарели, и Austin представила очень успешную модель FX3. У неё по-прежнему не было левой передней двери (там было место для багажа), задние двери по-прежнему имели петли на задней части, то есть распахивались для удобства пассажиров. Но при этом машина была современной, более выносливой и скоростной. Производились такие кэбы вплоть до 1958 года. Кстати, индекс FX3 имеет такой порядковый номер, потому что до того было два послевоенных прототипа FX1 и FX2, но они оказались неудачными. Кузова для FX3 строил не Austin, а известное кузовное ателье Carbodies, то есть это было совместное производство.

Beardmore Mk7 Paramount Taxicab (1954)

Надо сказать, что компания Beardmore так просто не сдалась. Она выпустила модели Mk4 Paramount, Mk5 Paramount Ace, Mk6 Ace и, наконец, довольно удачную Mk7 Paramount Taxicab, по компоновке практически копирующую Austin FX3. На тот момент официальной монополии не было, были только «гостовые» требования к городским такси, и в Beardmore их соблюли. В ранних версиях площадка для багажа была открытой, но на снимке поздняя, 1965 года (всего Mk7 производили до 1966-го и сделали около 650 экземпляров), когда это ограничение сняли, и появилась левая дверь.

И, наконец, в 1958-м появилось самое каноническое лондонское такси — то самое, против исчезновения которого так сражались все британские патриоты и сторонники соблюдения традиций. От FX3 автомобиль отличался в первую очередь тем, что площадка для багажа стала закрытой, плюс изменилась компоновка — пассажиры могли сидеть напротив друг друга. Эта машина с различными изменениями производилась вплоть до 1997 года (!), и в какой-то момент 100% лондонских такси были именно FX4. В 1982 году компания British Leyland практически прекратила своё существование, но Carbodies перехватила падающее знамя у Austin, и последние 15 лет машина производилась как Carbodies FX4. Всего было построено более 75 000 машин FX4.

Вот на снимке уже машина производства Carbodies. На деле компания пыталась сделать свой ход, представляя в разное время модели Carbodies FX5 и FL6. После перекупки модели FX4 у разоряющейся Austin компания пошла в гору и регулярно вносила в модель различные усовершенствования. Последняя версия, производившаяся в 1990-е, называлась Carbodies Fairway. А в 1984-м лицензию купил лондонский такси-оператор London Taxis International (LTI) (тот самый, упоминавшийся ранее Mann & Overton) и наладил своё производство под маркой LTI FX4.

Ещё в 1972 году Austin предлагали операторам новую, более современную и соответствующую времени своим дизайном модель Metrocab, но те отказались — FX4 всех устраивал. После разорения Austin разработки были приобретены компанией-производителем автобусов Metro Cammell Weymann (MCW), которая специально для производства легковых кэбов основала бренд Metrocab и начала производство более современных такси — правда, всё с той же любимой компоновкой. В 1989-м бренд перешёл к Reliant, в 1991-м — к Hooper, в 2001-м — к Kamkorp, а модель продолжала производиться вплоть до 2006 года и сосуществовала с FX4. На снимке — Metrocab периода Reliant.

Когда было принято решение об окончании производства FX4, понадобилась замена. LTI не стала обращаться к сторонним производителям, тем более уже имея опыт производства FX4 своими силами, и спроектировала модель TX1 — первую за много лет «официальную» замену (Metrocab всё-таки был альтернативной моделью). Основной задачей было сохранение классических форм и при этом придание машине современного облика.

Затем последовали обновления — в основном, внутренней начинки, дизайн оставался прежним. Модели назывались TX2 и TX4 — эта, последняя, по сей день является основным такси Лондона. Надо сказать, что в том же 2007 году компанию LTI приобрела китайская Geely и начала выпускать модель для китайского и не только рынка под брендом Englon TX4 (слово Englon для китайца созвучно слову England).

Но не спала и компания Kamkorp. В 2014-м она возродила бренд Metrocab, представив модель New Metrocab — первый в истории полностью электрический «чёрный кэб» классической компоновки. Таким образом, Kamkorp замкнула круг, вернувшись к истокам — электрокарам Bersey Electric Taxi.

и нажмите CTRL+ENTER

Введите ваше имя

Предсказание основывается на вашем имени, поэтому, пожалуйста, введите ваше настоящее имя, если оно отличается от того, которое вы используете для посещения нашего сайта.

Материалы: http://fishki.net/auto/2168545-polnaja-istorija-londonskogo-taksi.html