1 ≫

Лютеранская кирха в Полоцке

Лютеранская церковь в Полоцке была построена 18 декабря 1888 года в неологическом стиле. Это одно из немногих памятников архитектуры Полоцка, которому удалось уцелеть после войн и неправомерных действий людей.

На месте каменного храма раньше был деревянный, поэтому эту достопримечательность Полоцка могли лицезреть и наши далекие предки. В 1988 году в Полоцке насчитывалось 850 лютеран, поэтому было решено строить кирпичную кирху взамен деревянной, которая к тому времени уже была в плохом состоянии.

В день освящения пастор провел службу и прочел молитвы на немецком и латинском языках, а ближе к вечеру состоялся праздничный обед в честь открытия кирхи. Проходил он в помещении женского пансиона госпожи Вильгельмины Рульковиус.

Революция внесла корректировки в ход истории, а также значительно изменила отношение к религии. В 1924 году Лютеранскую церковь в Полоцке закрыли, а в 1930 году сюда был переведен Окружной краеведческий музей из Софийского собора. Во время Второй мировой войны, по некоторым свидетельствам, служба в храме вновь возобновилась. Уже после войны здесь располагался сначала кинотеатр, а затем храм служил хранилищем для зерна. В 1950 году в святыне вновь был организован краеведческий музей, который до сих пор располагается там и является одной из популярнейших достопримечательностей Белоруссии.

В разные времена экспозиция музея включала древние рукописи, коллекции оружия, книги. Сегодня в музее хранится около 2000 экспонатов. Это и археологические находки, и этнографические материалы, и книги о войне с Наполеоном, и предметы быта, и старинные печатные издания, а также многое другое.

Вообще, Полоцк — город, который обязательно нужно посетить всем ценителям и почитателям белорусской культуры, которые выбрали отдых в Белоруссии. Это самый дверной город страны, родина Франциска Скорины, город, хранящий дух истории и представляющий огромный культурный интерес, как для жителей Беларуси, так и для зарубежных гостей.

Развернуть полное описание

Завершающий репортаж из цикла #Беларусь3000 про "кругосветку" на Ford Mondeo по.

Вы знали, что Полоцк - город необычных музеев? Наша очередная поездка на Lada Vesta.

Новые грани древнего Полоцка, удивление от Новополоцка и занятный тест-драйв.

Команда на внедорожниках Land Rover вплотную приблизилась к Браславским озерам, но.

Полоцкая земля славится гастрономическими фестивалями. Праздник молока.

Сегодня в очередном обзоре авторских экскурсий мы пробуем Минск наощупь.

Спецпроект "Секретная Беларусь" совместно с Samsung выехал на север, чтобы найти.

Как выглядят белорусские Дублин, Париж и Бали мы отправились изучать на.

Усадьба «Лукоморье» объявило акцию: только в августе стоимость в будние дни с.

Добавляйте сюда любые предложения или статьи на сайте, чтобы вернуться к ним позже. Для этого на страницах используйте кнопку

Материалы: http://www.holiday.by/by/skarb/970-ljuteranskaja-kirha-v-polocke

2 ≫

Великая, Пробойная, Рижская, Вознесенская, Богородицкая, Крестовая, Спасская, Плиговская. Старые названия полоцких улиц звучат словно дивная, чарующая песня. И в этих названиях, в отличие от повсеместно клонированных «пролетарских», «коммунистических, «интернациональных», воплотились история и дух древнего Полоцка; забыты радости и чаяния не одного поколения полочан. И чтобы окунуться в историческую атмосферу Полоцка, необходимо неторопливо пройтись по одной из древнейших улиц города - Нижне-Покровской.

Дом № 9 был построен в начале XIX века и являлся средоточием финансово-кредитной активности Полоцка, вступавшего в противоречивую эпоху капиталистических преобразований. В двухэтажном каменном здании размещался городской банк, а также уездное казначейство и касса. В подвальных помещениях располагалось хранилище, где в специальных сейфах хранилось золото, серебро, а также крупные денежные активы и депозиты.

Лютеранская кирха (ул. Нижне-Покровская, 11) - практически единственный памятник архитектуры в стиле неоготики, была построена во второй половине XIX в. на месте деревянного храма, заложенного еще в 1775 году. Обращение архитекторов к готическому стилю не было случайным и являлось духовной, художественно-эмоциональной реакцией на однообразный мещанско-казенный классицизм николаевского времени.

Несмотря на то, что первая протестантская община в Полоцке появилась в ходе Реформации еще в XVI веке и состояла в основном из местных зажиточных горожан, в XIX веке прихожанами кирхи уже являлись исключительно этнические немцы и латыши, обосновавшиеся в городе. Соответственно и язык богослужения был немецким или же латышским. Не всегда жизнь лютеранской общины в Полоцке была безоблачной. В 1815 г. пастор Венцель жаловался в Петербург на притеснения со стороны униатских священников, которые самовольно вмешивались в дела лютеранских прихожан, занимались их крещением, венчанием и отпеванием. По данным переписи 1897 г. в Полоцке проживал всего лишь 221 протестант. Однако предприимчивость и состоятельность этой небольшой религиозной общины позволила ей безо всякой помощи государства возвести на свои средства небольшой, но удачный в художественно-архитектурном плане храм, в здании которого ныне располагается Полоцкий краеведческий музей.

Среди застройки XIX - начала XX вв., сохранившейся на Нижне-Покровской улице, обращает на себя внимание внушительное здание жилого дома № 17. В начале XX в. он принадлежал городскому голове М. В. Ласковичу. Появление этой административной должности в Полоцке связано с 1875 г., когда на белорусские города было распространено действие Городового положения, введенного в русских губерниях пятью годами раньше. Согласно этому закону, распорядительная власть в городе по вопросам народного образования, благоустройства и охраны здоровья передавалась бессословной городской думе, избираемой на четыре года плательщиками городских налогов. Члены думы из своего состава избирали городскую управу и городского голову, который и являлся председателем думы. Однако, «отцы города» зачастую радели не столько о нуждах горожан, сколько о пополнении своего кармана. Скандальную известность приобрело дело крупного полоцкого купца Шмакова, который в начале XX века, будучи городским головой, был уличен в казнокрадстве и изгнан со своего поста. Пытаясь сохранить за собой доходное место. Шмаков изъявил готовность исполнять обязанности головы без всякого жалованья. Ответом явилась язвительная резолюция Министерства внутренних дел: «Проворовавшийся городской голова нам не нужен, даже при согласии служить бесплатно».

Монастырь францисканцев (ул. Нижне-Покровская, 20) был возведен в 1628 г. благодаря пожертвованиям Теофила и Кристины Храповицких и первоначально представлял собой комплекс деревянных строений. Францисканский орден является одним из старейших католических нищенствующих монашеских орденов и был создан известным религиозным деятелем Франциском Асссизским еще в начале XIII в. Изначально францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа — бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало росту и популярности и притоку пожертвований. Свою миссионерскую деятельность в Беларуси они начали еще в XIV в., во времена правления Гедимина. В XVI в. орден получил разрешение принимать в дар и пользоваться движимым имуществом, владеть костелами и монастырями, исполнять пастырские обязанности, а также содержать коллегиумы, которые имели характер университетских теологических курсов. Эти изменения привели к существенному укреплению позиций францисканцев в Беларуси, где к 1772 г. насчитывалось более 20 монастырей ордена. Полоцкий монастырь и парафия св. Антония Падуанского являлись центром полоцкой кустодии (округи), в которую входили монастыри в Губине, Дисне, Лукомле и Мацевичах. В 1763-1775 гг. на территории полоцкого монастыря был возведен каменный костел св. Антония, представляющий из себя 3-нефный двухбашенный храм, накрытый двухскатной крышей с черепичным покрытием. Над бабинцем были хоры, где размещался орган на 10 голосов. В 1778 г. был построен каменный двухэтажный прямоугольный в плане жилой корпус, вплотную прилегавший к костелу.

После подавления восстания 1830-1831 гг. многие католические монастыри, в том числе и полоцкий францисканский, были обвинены властями в содействии повстанцам и закрыты. В 1833 г. здания и имущество монастыря св. Антония были переданы православному ведомству. Однако новый «хозяин» не был рачительным, и после пожара 1861 г. костел св. Антония практически перестал существовать как великолепный памятник архитектуры барокко. Жилые корпуса монастыря сохранились практически без изменения до наших дней; ныне здесь находится административное учреждение города - районный отдел Министерства внутренних дел.

Богоявленский монастырь (ул. Нижне-Покровская, 22) был основан в XVI в. и являлся центром полоцкого православного братства. Изначально здания Богоявленской церкви и жилого корпуса, входившие в комплекс монастыря, были деревянными и неоднократно страдали от пожаров. В конце XVI века в атмосфере наступления католицизма и насильственного насаждения церковной унии, на базе монастыря была создана братская школа. В свое время братские школы являлись общедоступными образовательными учреждениями высокого уровня, призванными формировать интеллектуальную элиту в среде белорусского православного населения. После получения первоначального образования ученики приступали к изучению «семи свободных наук»: «тривиума» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриума» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Также изучались церковнославянский, греческий, белорусский (русский), латинский и польский языки. Большое внимание уделялось искусству стихосложения и декламации. В период с 1654 по 1664 г. в Богоявленской братской школе преподавал талантливый поэт, переводчик, педагог и общественный деятель Симеон Полоцкий, в результате чего школа становится важным культурным центром Беларуси середины XVII в., собравшим в своих стенах таких мыслителей и писателей, как Филофей Утчитский, Игнатий Иевлиевич, Василий Янович и других.

После визита Екатерины II в Полоцк (1780 г.) и посещения ею Богоявленского собора на благоустройство монастыря было выделено более 35 тысяч рублей золотом.

В 1782 г. архитектор Дж. Кваренги разработал проект расширения монастырского комплекса, который предусматривал раскрытие композиции ансамбля строений вдоль Нижне-Покровской улицы. Церковь фланкировали два двухэтажных здания, размещенные по красной линии улицы. В 1782-1785 гг. к западу от церкви на месте деревянного здания братской школы был возведен Г-образный в плане корпус, где размещались кельи монахов, палаты игумена и две теплых церкви - Евфросиниевская и Екатерининская.

В начале XIX века к востоку от храма был построен корпус «экономического дома» (не сохранился), где позже размещалась женская гимназия. В сохранившемся и отреставрированном здании монастыря ныне располагаются музей белорусского книгопечатания и музей-библиотека Симеона Полоцкого.

После очередного пожара в 1757 г. Богоявленский собор (ул. Нижне-Покровская, 24) начинает отстраиваться в камне на добровольные пожертвования полочан, однако окончательно завершен и освящен он был лишь в 1779 г. Изначально собор имел барочный облик и представлял собой крестово-купольный одноапсидный храм с двумя одноярусными башнями на главном (западном) фасаде. Над пересечением основного объема и трансепта размещается высокий световой барабан со сферическим куполом, завершенным граненым фонарем. Такими же куполами завершаются и фасадные башни, северная из которых являлась звонницей на семь колоколов. Поскольку архитектура барокко православными иерархами Российской империи воспринималась как « пагубное наследие католичества», то это «несоответствие» Богоявленского собора всячески нивелировалось. В 1839 г. из 4-х фронтонов, возвышавшихся над стенами храма, два (западный и восточный) разобрали, а два других значительно уменьшили. До нашего времени фрагментарно сохранилась фресковая роспись на внутренней части барабана: трехметровые фигуры трех святителей (2-я половина XVIII века).

Многочисленных паломников привлекала в храм знаменитая икона «Богоматери Иверской» в серебряном позолоченном окладе, украшенном восемнадцатью драгоценными камнями, которая считалась верующими чудодейственной.

После реставрации, с 1981 г. в соборе размещалась картинная галерея, а в 1991 г. храм был передан верующим.

Домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, 33), памятник архитектуры с элементами стиля барокко, единственный жилой дом конца XVII в., сохранившийся в Полоцке. Здание было построено в 1692 г. в центре города и на рубеже XVIII-XIX вв. частично перестроено. Каменное одноэтажное (с полуподвальным этажом) строение имеет в плане форму неправильного прямоугольника. Основные декоративные элементы сосредоточены на южном и торцевых фасадах. Плоскости стен прорезаны прямоугольными оконными проемами с наличниками и фигурными профилированными карнизами. Парадные входные двери декорированы растительным резным орнаментом и двумя маскаронами в виде львиных голов. Летом 1705 г. в доме проживал Петр I, который приезжал в Полоцк для руководства русской армией в Северной войне 1700-1721 гг., что и дало неофициальное название зданию. До недавнего времени здесь размещалась детская библиотека им. Л. Толстого, в честь которого перед зданием установлен памятник. А с 1998 г. в здании располагается стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской», или возвращение в Полоцк начала XX вв.

Перед тем, как продолжить свой путь по бывшей Нижне-Покровской улице, совершим небольшое отступление-экскурс. Почти напротив домика Петра I, на противоположном берегу Западной Двины среди частной деревянной застройки отчетливо различаются белые каменные стены бывшего монастыря бернардинцев (ул. Лепелъская). Последователи Бернарда Сиенского (знаменитого проповедника XIV-XV вв.) стали первым католическим орденом, основавшим свой монастырь в традиционно православном Полоцке. Произошло это при непосредственной поддержке великого князя литовского Александра в 1498 г. Деревянный монастырь размещался в Заполотье при впадении Полоты в Западную Двину. Как полагает ряд историков, именно у бернардинов получил свое начальное образование Франциск Скорина, что и явилось «стартовой площадкой» для его поступления в Краковский университет. Однако уже в 1563 г., после захвата Полоцка Иваном Грозным, монастырь был сожжен, а монахи зверски убиты, что на долгое время приостановило деятельность ордена в Полоцке.

В 1696 г. полоцкий воевода Доминик Слушка вновь приглашает бернардинцев в Полоцк, размещая их в задвинской слободе Кобак. После пожара 1758 г. был построен костел Матери Божией Марии Небесной и жилой корпус. Кроме того, монастырский комплекс включал в себя ряд хозяйственных построек (кузница, конюшня, амбар и др.) и плодовый сад с огородом. В конце XVIII века при монастыре действовала школа философии.

Сам костел был построен в стиле барокко и представлял собой однонефный храм с двухбашенным главным фасадом и двухскатной черепичной крышей. Фронтоны на главных и боковых фасадах имели фигурные завершения. В 1832 г. монастырь был ликвидирован царскими властями как «неблагонадежный», а костел переделан в православную церковь. В 1930-х годах костел был фактически разрушен (сохранились подвальные помещения и часть стен), а жилой корпус монастыри был приспособлен под районную тюрьму НКВД где содержались, подвергались допросам и пыткам сотни и тысячи «врагов народа» и «агентов буржуазных разведок». И прекрасно сохранившиеся монастырские корпуса, где ныне размещается медучреждение, до сих пор ожидают мемориального знака в память о жителях Полотчины, невинно погибших в сталинских застенках и лагерях.

Продолжив свой путь по Нижне-Покровской улице, на время остановимся возле памятника 23-м воинам-гвардейцам, героически погибшим при освобождении Полоцка от немецко-фашистских захватчиков. Мемориальный комплекс, созданный в 1986 г. по проекту новополоцкого скульптора Льва Оганова, был воздвигнут рядом с тем местом, где ранее размещался деревянный мост через Западную Двину, который 3 июля 1944 г. оборонялся взводом под командованием лейтенанта А. Григорьева. Из 23-х гвардейцев, удерживавших мост и небольшой плацдарм на правобережье до подхода основных сил, погибло 22 бойца. Но их смерть не была напрасной. Захваченный мост позволил завершить разгром фашистской группировки в Полоцке, который был окончательно освобожден от захватчиков 4 июля 1944 г.

Жилой дом (ул. Нижне-Покровская, 46), памятник архитектуры конца XIX в., приобрел новую жизнь уже в начале III тысячелетия. После тщательной реставрации здания, здесь с 2004 г. размещается Детский музей, не имеющий аналогов в Беларуси. Бронзовая скульптура веселого школяра с часами, стоящая при входе в музей, приглашает всех посетителей от мала до велика оказаться в незабываемой стране детства и посмотреть на мир глазами ребенка.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является доминантой и собственно архитектурным завершением Нижне-Покровской улицы. Деревянная церковь была построена в 1781 г. как кладбищенский однопрестольный храм Богоявленского монастыря. С 1804 по 1833 г. Покровская церковь являлась главным (соборным) храмом Полоцка, но уже в 1839 г., по причине ветхости она была закрыта для богослужений. В 1900 г. в результате пожара храм и более ста близлежащих домов были уничтожены пламенем. Однако церковное имущество - иконы, книги и архивы были спасены прихожанами и перенесены в Софийский собор. В 1905-1914 гг. на средства полочан церковь была отстроена в камне. Как и все храмы города, Покровская церковь была закрыта в 1930-х годах, а после войны храм был переделан в кондитерскую фабрику и затем, в 1960-х годах, уничтожен полностью. Современное восстановление Покровской церкви благодаря инициативе и благотворительным пожертвованиям горожан является примерным свидетельством возрождения исторической памяти на древней Полоцкой земле.

Завершим свою прогулку по Нижне-Покровской улице в парке культуры и отдыха - излюбленном месте досуга полочан. «Фабрика хорошего настроения» с ее многочисленными аттракционами и развлечениями создает все необходимые условия для полноценного семейного и молодежного отдыха.

Материалы: http://novopolock.ru/polotsk/dostoprimechatelnosti/ulitsa-nizhne-pokrovskaya.html

3 ≫

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Город Полоцк считается одним из самых важных культурных и, конечно же, исторических центров Республики Беларусь. В этом населенном пункте расположено бесчисленное множество достояний белорусской земли. Одним из них является Лютеранская кирха, которая была возведена в 1888 году. Это один из немногочисленных архитектурных памятников в Полоцке, которому удалось сохраниться после многочисленных войн и неправомерных поступков людей.

На месте нынешнего каменного святилища ранее стоял деревянный храм, прошедший через разрушительные исторические события и оставшийся целым. В 1988 году в Полоцке проживало 850 лютеран, вследствие чего было решено соорудить каменную кирху взамен деревянной, которая к тому времени была в плачевном состоянии.

Во время освящения лютеранского храма пастором была проведена служба. Молебны читались как на немецком, так и на латинском языке, и уже ближе к вечеру был организован торжественный обед во славу открытия Лютеранской кирхи.

Революция внесла свои коррективы в ход великой истории, и, соответственно, существенно поменяла взгляды на само вероисповедание. В 1924 году Лютеранская кирха в Полоцке была закрыта, а в 1930 году в ее здание из Софийского собора был перемещен Окольный краеведческий музей. В годы Второй мировой войны, согласно историческим хроникам, служба в церкви вновь была возобновлена. Однако по окончанию военных действий здесь был расположен кинематограф, а затем святилище переоборудовали под склад для зерновых культур. Несмотря на то, что первое протестантское общество в Полоцке образовалось в процессе Реформации еще в XVI столетии (в составе него были основном здешние зажиточные горожане), в XIX столетии посетителями этой церкви были только лишь этнические латыши и, конечно же, немцы, которые основались в этом городке. Службы велись на немецком или латышском языках.

Жизнь в лютеранской общине не всегда была мирной. В 1815 г. пастор Венцель направил жалобу в Петербург на угнетение со стороны униатских пресвитеров, которые самоуправно ввязывались в дела лютеранских верующих. Они проводили обряды крещения, венчания и соответственно отпевания. Согласно переписи 1897 года, в Полоцке обитало в общей сложности 220 протестантов. Однако инициативность и зажиточность этой малой общины позволила ей без поддержки государства соорудить на свои деньги небольшую, однако достаточно благополучную в архитектурном плане святыню, в здании которой сейчас, и расположен Полоцкий краеведческий музей. Он непосредственно назван одной из наиболее значимых достояний Республики Беларусь.

В различные периоды экспозиция данного музея охватывала древние манускрипты, коллекции оружия, многочисленные книжные писания. В общей сложности, на сегодняшний день здесь располагается более двух тысяч экспонатов. Это различные находки археологов, документы, рассказывающие о наполеоновских сражениях, предметы обихода и печатные публикации.

Полоцк – это город, в котором непременно стоит побывать ценителям и поклонникам культуры белорусского государства, тем, кто предпочитает отдых в Республике Беларусь. Это древнейший город державы, который хранит дух истории и представляет великий интерес как для населения Республики Беларусь, так и для туристов.

Карта местоположения

Туры и экскурсии

  • Витебск - Полоцк - Глубокое - Молодечно - Крево - Боруны - Гольшаны - Гервяты - Молодечно
  • Завтрак
  • Количество дней: 3

  • Москва - Могилев - Минск (Дудутки*) - Хатынь - Березинский биосферный заповедник - Витебск (Здравнёво*) - Полоцк - Молодечно (Гервяты, Гольшаны, Крево) - Орша - Москва
  • Завтрак
  • Количество дней: 7

«VETLIVA» - многофункциональный сервис онлайн-бронирования и каталог туристических услуг, специализирующийся на отдыхе и туризме в Беларуси.

Участник Государственной программы "Беларусь гостеприимная" на 2016-2020 годы.

Государственный туристический оператор "ЦЕНТРКУРОРТ"

220048, Республика Беларусь, г. Минск

ул. Мясникова, 39, к. 338

Время работы ПН-ПТ c 09-00 до 19-00

Служба поддержки клиентов работает в режиме 24/7

+375 (29) 115-49-49, + 7 (499) 350-84-49

Материалы: http://vetliva.ru/tourism/what-to-see/lyuteranskaya-kirkha-v-polotske/