1 ≫

Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) — русская актриса, заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 года в Малом театре. Крупнейшая трагедийная актриса. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Знак зодиака — Рак.

Прославилась в ролях: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Иоганна Фридриха Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера), в драмах Александра Николаевича Островского («Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины виноватые» — Кручинина).

Годы учения. Первый серьезный успех

Мария Ермолова родилась 15 июля (3 июля по старому стилю) 1853 года в Москве, в семье суфлера Малого театра. В 1863 году поступила в Московское императорское театральное училище. Училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф. Н. Манохина, но занятия балетом не удовлетворяли молодую Ермолову. Учась в театральной школе, она переписывала и разучивала роли и отрывки ролей из драматических произведений, водевилей и мелодрам и в свободные вечера разыгрывала их вместе со своими подругами.

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном стремлении дочери к драматической сцене, выпустил ее в свой бенефис в шуточном водевиле с пением Дмитрия Тимофеевича Ленского «Жених нарасхват» в роли тринадцатилетней проказницы Фаншетты. Но эта роль не стала поворотной в судьбе юной Марии Ермоловой. Она была рождена [en] для формирования трагедийного театра. Это сразу же обнаружила ее первая настоящая роль — роль Эмилии Галотти, которая выявила коренные особенности ее художественной натуры.

В 1870 году известная артистка Малого театра Н. М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис «Эмилию Галотти» Готхольда Эфраима Лессинга, предложила ученице Ермоловой главную роль в этом спектакле (вместо заболевшей Г. Н. Федотовой). Спектакль состоялся 30 января 1870 года и Ермолова, сумевшая раскрыть трагизм своей героини, проявить мощный сценический темперамент, удивительную искренность, имела огромный успех.

В труппе Малого театра

В 1871 году Мария Николаевна Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. Однако еще до официального зачисления в Малый театр Ермолова получает роли и не без успеха исполняет их: Машенька («Рабство мужей», перевод-переделка А. Н. Островского, 1870), Марфа («Царская невеста» Льва Александровича Мея, 1870), Луиза («Ветерок» Г. Мельяка и Л. Галеви, 1870), Эмма («Семья преступника» П. Джакометти, 1871) и др.

По зачислении в труппу театра Мария Ермолова получает роли классического репертуара: Лидочка («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1871), Марианна («Тартюф» Мольера, 1971), Бьянка («Укрощение строптивой» Шекспира, 1871), Любовь Гордеевна («Бедность не порок» Островского, 1873), Катерина («Гроза» А. Н. Островского, 1873), Софья («Горе от ума» Грибоедова, 1874) и др., но много играет и в бытовых мелодрамах и комедиях современных русских драматургов — Виктора Александрова (Крылова), Николая Куликова, Виктора Дьяченко, Владимира Бегичева, Константина Тарновского, Николая Потехина и др.

Роли комедийных героинь не подходили Марии Ермоловой по характеру дарования, и она невольно переводила свое исполнение в иной жанровый регистр, играла их слишком сильно, и изображаемая персона обретала несвойственную ей мощь и характер. Тем не менее многие роли в современных бытовых пьесах Ермолова играла прекрасно: Надя («Закинутые тенета» Дьяченко, 1874), Леля («Блуждающие огни», Л. Антропова, 1874), Елена («Злоба дня» Потехина, 1875), Мария («Богатырь века» Потехина, 1876) и другие.

Свою неконтактность с современным драматургическим материалом Мария Ермолова передавала как отторжение своих героинь от окружающей их реальности, грязной и искаженной. Ее героини сопротивлялись грубости и пошлости, оставаясь симпатичными в любых ситуациях. По этому поводу критик С. В. Флеров писал, что «область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы», чистые, облагороженные героини — в этом проявлялось качество, которое потом назовут сценическим оптимизмом актрисы.

Первый бенефис. Трагическое дарование

В 1876 году Мария Ермолова получила первый бенефис и поставила пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Овечий источник» в специально сделанном для этого случая переводе С. А. Юрьева. Роль Лауренсии становится триумфом Ермоловой, и открывает целое направление в репертуаре Малого театра — «эпоху романтики», которое привнесла на сцену актриса. Обладая исключительным сценическим темпераментом и фантазией, Ермолова легко воспламенялась сама и умела увлечь зрителей. В то же время вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, необыкновенной искренности, теплоты и правдивости. Роли Офелии (1878), Юдифи («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1879), Донны Соль («Эрнани» Виктора Гюго, 1889), Клерхен («Эгмонте» Гете, 1888), Елизаветы («Дон Карлосе» Шиллера, 1894), Эстрельи («Звезда Севильи» Лопе де Вега, 1886), Дездемоны («Отелло» Шекспира, 1888) и др. утвердили замечательное трагическое дарование актрисы.

Сила героического пафоса Марии Ермоловой, мощь ее трагедийного начала наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. В этой роли глубоко раскрылись основные черты искусства Ермоловой: огромная трагедийная сила, героический пафос, патетика, сочетающаяся с лирической тихой задумчивой грустью, поэтически окрашенной скорбью. К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера, 1886), Федра («Федра» Ж. Расина, 1890), Сафо («Сафо» Грильпарцера, 1892), Гермиона («Зимняя сказка» Шекспира, 1887), леди Макбет («Макбет» Шекспира, 1896) и др.

Из современного репертуара

В 1880-90-х годах, когда сценическое мастерство Ермоловой достигает полноты, законченности и совершенства, «героическое», воплощаемое Ермоловой, сочетается в ее творчестве с бытовым. Актриса создает галерею своих современниц. Эти образы Мария Николаевна находит в пьесах Островского, Александрова, И. В. Шпажинского, М. И. Чайковского, А. И. Сумбатова-Южина, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, которые будут писать роли специально для ее данных и сценической манеры, создавать героинь определенного психологического склада, характера и темперамента. К ее лучшим достижениям относятся: Негина («Таланты и поклонники» Островского, 1881), Марина («Темный бор» Немировича-Данченко, 1884), Репина («Татьяна Репина» А. С. Суворина, 1889), Елена Протич («Симфония» М. Чайковского, 1890), Зейнаб («Измена» Сумбатова-Южина, 1904) и др.

В эти годы Мария Ермолова играет не только светлые образы, героинь чистых и душевных, но и создает цикл ролей грешниц, злодеек и мятежниц, которые так привлекали ее. Ермолову интересовали роли, где преступление оправдывалось бурными страстями: Степанида («Около денег» В. Александрова, 1883), Долорес («Граф де Ризоор» В. Сарду, 1892) и др.

В последние годы

В 1910-х годах Мария Ермолова переходит на возрастные роли и исполняет образы матерей, пожилых женщин, старух. К этому циклу ролей относятся: Кручинина («Без вины виноватые» Островского, 1908), фру Альвинг («Привидения» Генриха Ибсена, 1909), царица Марфа («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, 1909) и др. В 1918 году актриса сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Гнедича «Декабрист», позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого. Оставила сцену в 1921.

Одновременно с работой в театре Мария Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Алексеевича Некрасова, Никитина, Полонского и др.

Значение Ермоловой в истории русского театра исключительно велико. Спектакли с ее участием стали значительными вехами в истории русского театра. Празднование 50-летнего юбилея ее сценической деятельности (1920) приобрело характер грандиозного события. В связи с этим юбилеем Марии Николаевне Ермоловой первой было присвоено звание народной артистки Республики. М. Малкина

Роли в театре

Год — Название — Роль:

  • 1866 — «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского — Фаншетта;
  • 1870 — «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга — Эмилия Галотти;
  • 1871 — «Свадьба Кречинского» Александра Васильевича Сухово-Кобылина — Лидочка;
  • 1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна;
  • 1872 — «Сверчок домашнего очага» Шарлотты Бирх-Пфейфер — Фадетта;
  • 1873 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина;
  • 1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия;
  • 1876 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева;
  • 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Юлия Тугина;
  • 1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна;
  • 1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия (затем в 1891 г.);
  • 1879 — «Уриэль Акоста» Карла Фердинанда Гуцкова — Юдифь;
  • 1879 — «На пороге к делу» Николая Яковлевича Соловьева — Лонина;
  • 1879 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса;
  • 1879 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария I Тюдор;
  • 1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Негина;
  • 1883 — «Горячее сердце[en] » А. Н. Островского — Параша;
  • 1883 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия;
  • 1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (играла эту роль 18 лет);
  • 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт;
  • 1886 — «Воевода» А. Н. Островского — Олена;
  • 1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья;
  • 1887 — «Зимняя сказка» Уильяма Шекспира — Гермиона;
  • 1889 — «Татьяна Репина» Алексея Сергеевича Суворина (об актрисе Евлалии Павловне Кадминой), поставлена 16 января в Малом театре — Евлалия Кадмина;
  • 1889 — «Эрнани» В. Гюго — донья Соль;
  • 1890 — «Федра» Ж. Расина — Федра;
  • 1892 — «Сафо» Франца Грильпарцера — Сафо;
  • 1892 — «Граф де Ризоор» В. Сарду — Долорес;
  • 1892 — «Мария Шотландская» Б. Бьёрнсона — Мария;
  • 1893 — «Расплата (Эгоисты)» Евгения Петровича Гославского — Берта Рейман;
  • 1895 — «Родина» Г. Зудермана — Магда;
  • 1896 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет;
  • 1896 — «Марианна» Э. Эчергарайя — Марианна;
  • 1902 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния;
  • 1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Зейнаб;
  • 1904 — «Красная мантия» А. Брие — Янетта;
  • 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина;
  • 1908 — «Холопы» П. П. Гнедича — Княжна Плавутина-Плавунцова; «Приведения» Г. Ибсена — фру Альвинг;
  • 1909 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — инокиня Марфа;
  • 1915 — «Стакан воды» Э. Скриба — Королева Анна;

1918 — «Декабрист» Петра Петровича Гнедича.

Мария Николаевна Ермолова скончалась 12 марта 1928 года в Москве. Согласно завещанию похоронена во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Антоном Павловичем Чеховым, Константином Сергеевичем Станиславским и актёрами МХТ. На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак.

Подробнее о Марии Ермоловой читайте в литературе Литература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Подпишитесь на новости

Найти что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Материалы: http://to-name.ru/biography/maria-ermolova.htm

2 ≫

Мария Николаевна Ермолова – звезда театральной русской сцены известна своим драматическим дарованием. Ее жизнь была подчинена служению театру, весь ее путь – это пример самозабвенной любви к искусству.

15 июля 1853 года появилась на свет будущая звезда сцены Мария Ермолова. Биография актрисы начиналась в семье, имеющей отношение к театру: ее дед был когда-то крепостным скрипачом у князей Волконских, за заслуги он получил вольную и остаток жизни проработал в гардеробе Малого театра, отец девочки служил там же суфлером. Поэтому Маша уже с малых лет погрузилась в жизнь закулисья. Глядя на сцену из суфлерской будки, она была убеждена, что ей предстоит стать лучшей актрисой. Она уже с 4 лет разыгрывала перед зеркалом различные сцены, и родители это приветствовали.

Отец Ермоловой был увлекающейся и артистичной личностью, он много читал, рисовал, писал стихи и пьесы. Но при этом имел нелегкий характер, детей воспитывал в чрезвычайной строгости, был склонен к яростным вспышкам гнева по пустякам. Это повлияло на характер дочери, которая всю жизнь сторонилась большого общества, была очень скромна и неприхотлива.

Семья Ермоловой была из числа бедных, поэтому большого выбора, куда пойти учиться, у девочки не было. Отец считал, что дети должны с детства привыкнуть к тяготам жизни, и особенно не заботился об их удовольствиях. У девочки даже не было букваря, она училась читать по пьесам, которые в избытке лежали на столе отца. В 9 лет ребенка было решено отдать учиться в Московское театральное училище, там было бесплатное, «казенное» место на балетном отделении, куда Ермолову зачислили. И начались самые тяжелые годы ее жизни. Танцевального таланта у Марии не было, каждый урок для нее был мучением, но педагоги и однокурсники замечали ее артистические способности.

В 13 лет отец смог устроить первый выход дочери на драматическую сцену, ей дали роль в водевиле «Десять невест и ни одного жениха» в Малом театре. Образ Фаншетты был не близок Ермоловой, и успеха она не имела, кроме того, знаменитый актер Самарин вынес приговор: «Никогда ей не быть актрисою».

Но это не мешало Марии мечтать о драматической сцене, он знала все пьесы, которые шли в Малом театре, была уверена в своем призвании, несмотря ни на что. И упорно продолжала осваивать профессию балерины.

Подъем Марии Ермоловой не был предсказуем и ожидаем. Случайно в 16 лет ей представилась возможность появиться на сцене Малого театра в драматической роли. Прима театра Н. Медведева готовилась к бенефису и срочно искала замену заболевшей Г. Федотовой в спектакль по Лессингу «Эмилия Галотти», и однокурсница Марии посоветовала ее кандидатуру. Успех дебютантки превзошел все ожидания, публика была потрясена искренними и глубокими переживаниями юной актрисы. Ее вызывали на поклон 12 раз, что было неслыханным для дебютантки. Сама Ермолова запишет в дневнике: «Я счастлива сегодня». Но успешный дебют не прекратил ее мучительных занятий балетом, еще два года ей пришлось доучиваться в училище и только по его окончании выйти на желанный путь драматической актрисы.

Сразу после выхода из училища Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Но руководство театра было убеждено, что для молодой артистки лучше подходит комедийное амплуа, и ей в первое время давали роли исключительно в водевилях. Она играла легкомысленных барышень, вкладывая в них больше глубины и серьезности, чем задумывали авторы. Однако роли Машеньки в «Рабстве мужей», Марфы в «Царской невесте», Эммы в «Семье преступника», Лидочки в «Свадьбе Кречинского», Марианны в «Тартюфе» стали для нее хорошим стартом. К ролям Мария Николаевна подходила очень серьезно, долго искала черты характера, продумывала рисунок образа. Первые три года в театре стали для нее временем учебы, она набиралась мастерства, осознавала свои возможности.

Удачный дебют и первые роли значительно осложнили жизнь Ермоловой в театре, на первых порах ее окружали зависть и недоброжелательство. Ей было трудно вписаться в труппу еще и из-за своего необщительного характера. Большую поддержку ей оказала семья Щепкиных, родственников знаменитого актера. В их доме собиралась интеллигенция Москвы, и Марии удалось свести много полезных знакомств, которые помогут ей в будущем.

Постепенно режиссеры обнаруживают мощь дарования Ермоловой и поручают ей более серьезные роли. В 1873 году ей посчастливилось поработать над образом Катерины в «Грозе» А. И. Островского, она в течение нескольких лет совершенствовала и оттачивала эту роль, доводя до совершенства. Талант должен созреть, и актер должен накопить определенный опыт, чтобы расцвести в полную силу. Прошло шесть лет, прежде чем на сцене Малого театра заблистала во всей своей силе истинная новая звезда – Мария Ермолова. Актриса к 1876 году вошла в превосходную форму и созрела для бенефиса. Специально для нее завсегдатай кружка у Щепкиных Сергей Юрьев перевел пьесу Лопе де Вега «Овечий источник», роль Лоуренсии в которой идеально подходила для такого мероприятия. Пьеса имела оглушительный успех, восторженная публика перегородила дорогу и вместо лошадей везла ее карету до дома, а потом внесла актрису в дом на руках.

Так началась счастливая полоса в жизни Марии Ермоловой. Она открывает новую эпоху в Малом театре – эпоху романтики. Ее лирический дар в полной мере реализовался в таких ролях, как Офелия, Дездемона, Эстрель в «Звезде Севильи», Елизавета в «Дон Карлосе».

Но самую большую славу Марии Ермоловой составили трагические и драматические роли, в них со всей полнотой раскрылся ее талант. Федра, Сафо, леди Макбет в исполнении актрисы восхищали публику и критиков. В них ее индивидуальность проявилась в полной мере.

В конце 80-х и 90-х годов 19 века Ермолова Мария обращается к современному репертуару, в котором не нужны были страсть и пафос, присущие классическому материалу. Здесь акцент делается на бытовых темах и реалистичности персонажей. Новые грани таланта Ермоловой раскрываются в пьесах русских драматургов: А. Н. Островского, В. И. Немировича-Данченко, А. И. Сумбатова-Южина, М. И. Чайковского, А. С. Суворина. Она не только пробует себя в положительных образах, но и обращается к отрицательным персонажам.

С 1910-х годов в профессиональной карьере актрисы произошли изменения, свой привычный репертуар она больше не хотела играть из-за возраста. Мария Ермолова вынуждена была обращаться к ролям матерей и старух. Но и в этот период у нее были творческие удачи, к которым относят роли царицы Марфы в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого, фру Альвинг в ибсеновском «Приведении».

В 1920 г. пышно празднуется 50-летие ее творческой деятельности, советская власть присваивает ей звание народной артистки Республики, она была первой в истории актрисой, получившей такой титул. Советская власть в 70-х годах 20 века запустила теплоход «Мария Ермолова», который дал название целому классу пассажирских водных судов.

В 1923 году она официально покидает сцену. Но продолжает давать концерты в качестве чтеца стихов, встречается со зрителями.

Актриса Ермолова Мария Николаевна обладала мощнейшим трагическим дарованием, за свою жизнь она воплотила на сцене более 300 образов. Но ее главной ролью критики называют Жанну Д'Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Эту пьесу она много лет «отбивала» у цензуры, и только в 1884 году разрешение на постановку было получено. Далее в течение 18 лет спектакль не сходил со сцены, и Ермолова в нем только набирала силу. К лучшим ролям также относятся: Негина в «Талантах и поклонниках» Островского, Кручинина в его же пьесе «Без вины виноватые», Мария Стюарт в пьесе Шиллера, Федра Расина, Гермиона в шекспировской «Зимней сказке».

Театр Марии Ермоловой – это театр переживаний и погружений. Она воплощала собой систему К. С. Станиславского.

Слава актрисы известна сегодня только по отзывам современников, фото Марии Ермоловой не передают всего ее магического обаяния, а на кинопленку ее спектакли не были засняты. Однако известно, что она впечатляла зрителя глубиной и силой переживаний, умела выразить тончайшие душевные движения и настроения.

Все современники утверждали, что Ермолова в жизни была очень скромным и непритязательным человеком, она не стремилась к роскоши, обходилась малым. Так, из украшений на ней можно было увидеть только нить жемчуга, из одежды она предпочитала строгие черные платья. В доме ее была очень аскетичная обстановка, его украшали только цветы, подаренные зрителями.

Ермолова вышла замуж за Николая Шубинского еще в молодом возрасте по большой любви, которая очень быстро рассеялась, и обнаружилось значительное несходство характеров и взглядов супругов. Но Мария Николаевна Ермолова всю жизнь продолжала жить с нелюбимым человеком ради дочери. Современники говорили, что позже ее настигла большая любовь с ученым, проживающим в Европе. Но Ермолова так и не решилась расторгнуть брак.

В последние годы жизни ей много радости доставлял внук Коля, с которым она проводила много времени. 12 марта 1928 скончалась великая русская актриса Ермолова Мария Николаевна.

Материалы: http://fb.ru/article/230803/mariya-ermolova-biografiya-tvorchestvo

3 ≫

15 июля 1853 года родилась Мария Ермолова, одна из талантливейших актрис в истории Малого театра.

Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) родилась в Москве, в семье суфлера Малого театра Николая Ермолова. Дед актрисы по отцовской линии Алексей Семенович когда-то был крепостным скрипачом князей Волконских. Получив вольную, в 1820-х годах работал в Московской императорской труппе (Большой и Малый театры) помощником гардеробмейстера — служил в костюмерном цехе. Всех своих шестерых детей он отдал в театральное училище при труппе. Выучившись, они пошли работать в театр.

Отец Ермоловой, до того как стать суфлером, был драматическим артистом, также написал несколько водевилей, которые шли на сцене императорского театра, однако большого успеха не имели.

В девять лет Марию отдали в балетный класс Московского театрального училища, но способностей к балету у нее не обнаружилось. Ермолова тяготела к драматическому искусству.

Когда девочке было тринадцать, отец, знавший о ее увлечении драмой, разрешил ей сыграть в своем бенефисе. Марии досталась роль девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле Дмитрия Ленского «Жених нарасхват». После этой неудачной роли последовала пауза в три года.

В январе 1870 года актриса Надежда Медведева предложила Ермоловой исполнить роль в своем бенефисе «Эмилия Галотти» вместо заболевшей артистки. Этот спектакль пользовался у публики огромным успехом.

В следующем году Ермолова окончила театральное училище и поступила в труппу Малого театра. В первое время исполняла в основном небольшие роли в водевилях.

В 1873 году сыграла первую главную роль — Катерину в спектакле по пьесе Александра Островского «Гроза».

Спустя три года у 23-летней артистки уже был собственный бенефис, на котором она играла Лауренсию в драме Лопе де Вега «Овечий источник». Литературовед Николай Стороженко писал: «Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса, и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии. <…> В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

В следующие годы она сыграла всю классику Островского: Василису Мелентьеву в одноименной пьесе (1876), Юлию Тугину в «Последней жертве» (1877), Ларису в «Бесприданнице» (1879), Александру Негину в «Талантах и поклонниках» (1881), Парашу в «Горячем сердце» (1883).

Также ей с блеском удались роли леди Анны в пьесе Шекспира «Ричард III», Офелии в «Гамлете» (1878), Жанны д'Арк в «Орлеанской деве» Фридриха Шиллера (1884).

В 1890-е годы играла и в пьесах символистов: Герхарта Гауптмана, Генрика Ибсена. В постановке «Васса Железнова» по Горькому играла заглавную роль, представив Вассу умудренной жизнью женщиной. Много занималась с актерами в театральном училище.

В 1910-е годы перешла на возрастные роли, среди которых Кручинина в пьесе Островского «Без вины виноватые», царица Марфа в его же пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а так же фру Альвинг в постановке «Привидения» по Ибсену.

В 1918 году исполнила роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в постановке по пьесе Петра Гнедича «Декабрист», которая с момента написания в 1908 году была запрещена цензурой.

В 1920 году Марии Ермоловой первой в стране было присуждено звание народной артистки РСФСР. Звание приурочили к 50-летию актрисы на сцене.

В 1921 году Ермолова оставила сцену.

С 1877 года актриса была замужем за адвокатом и коннозаводчиком Николаем Шубинским. В браке родилась дочь Маргарита Зеленина (1877—1965) — переводчица пьес, автор воспоминаний. В 1918 году муж с дочерью эмигрировал в Константинополь, где прожил до своей кончины в 1921 году. Дочь Ермоловой после этого вернулась на родину к матери.

Мария Ермолова умерла от туберкулеза 12 марта 1928 года. Сначала была похоронена во Владыкино, как сама завещала, затем ее останки перенесли на Новодевичье кладбище.

Одна из самых известных русских драматических актрис, чье имя неразрывно связано с Малым театром. Прославилась ролями женщин, преданных своим идеалам и противостоящих окружающему миру. С 1902 года — заслуженная артистка Императорских театров, в 1920 году — первая Народная артистка РСФСР. В 1935 году ее имя было присвоено Московскому драматическому театру. Режиссер Константин Станиславский сказал о ней: «Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это — символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности».

Самая известная роль Ермоловой — Жанна (Иоанна) д'Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Этой героиней она была на протяжении 18 лет — с 1884 по 1902 годы. Дочь Ермоловой Маргарита Зеленинапишет об этой роли: «Образ, который давала она, был так светел, так была ясна и понятна для каждого самоотверженная любовь Иоанны к родине и к народу, что самый факт смерти ее являлся символом жизни бесчисленных масс ее сограждан, и люди уходили из театра с душой восторженной, радостной и просветленной умилением»

Всего Мария Ермолова сыграла на сцене около 300 ролей.

В начале XX века в театре сменился репертуар. Ермоловой новые пьесы казались пустыми и бездарными. В 1907 году актриса решила уйти из театра, 4 марта состоялся ее прощальный спектакль по пьесе Александра Сумбатова-Южина «Измена». Несмотря на запрет официальных проводов, голову Ермоловой увенчали венком, а рабочие сцены подарили ей деревянный брусок — кусок пола сцены Малого театра, которому актриса к тому времени отдала тридцать семь лет жизни. После ухода Ермолова подумывала перейти к Станиславскому и Немировичу-Данченко в Московский Художественный театр. Однако переход не состоялся.

Через год по просьбе руководства Малого театра она вернулась на его сцену.

О Малом театре и МХТ («Петербургская газета», май 1909 года):

— Не находите ли вы, что Малый театр страдает от конкуренции московского Художественного?

— Нисколько. В Москве хватит публики на оба театра, и наша публика не любит модернизованных и декадентских пьес. Чехова мы тоже не играем и предоставляем его «художникам».

— Какого вы мнения о «Синей птице» и о последних постановках «художников»?

— «Синяя птица» — это не пьеса, а феерия, сказка, основанная на эффектах. Для ума она ничего не дает. Такие вещи очень быстро изглаживаются из памяти. Вот «Ревизор» мне понравился.

Об актрисе (драматург Татьяна Щепкина-Куперник, сайт «Театр и его история»): «У нее не было ни одного свойства, составляющего почти неотъемлемую принадлежность каждой артистки: честолюбия, самолюбования, зависти, самоуверенности. Она была воплощением целомудрия и благородства. <…>

Она старилась на моих глазах — отходила от сцены, отходила от жизни. И я постепенно следила за этим уходом, как бы присутствуя при каком-то таинстве. Кругом нее не замечалось ничего, что обычно сопровождает старость и болезнь. Французский писатель Марсель Пруст где-то заметил: "Старость кокетлива и болтлива". Но Ермолова не была такой в молодости, не стала и в старости. Не было у нее ни требовательности, ни брюзгливости, свойственной старикам. До конца дней у нее оставалась забота и внимание к другим, не многословное, но всегда действенное; и слегка удивленная благодарность за каждое внимание к себе».

Дочь Маргарита Зеленина о прощании с Ермоловой: «Четыре дня певчие пели умилительные слова, от которых слезы лились в сердце, и казалось, что его качает неизъяснимая, почти сладостная печаль. Мать лежала в гробу, как древнерусская царица, среди цветов, парчи и волнующейся многотысячной толпы своих подданных, разлившейся далеко по городу, за пределы церкви. Вокруг нее совершалось богослужение. И не скорбь, а радость познания "непознаваемого" наполнила душу. Вспомнились слова, которые так неповторимо говорила мать, умирая в "Орлеанской деве": "Минута — скорбь… блаженство — бесконечно".

7 фактов о Марии Ермоловой

  • Посмотреть на Жанну д'Арк в исполнении Ермоловой всегда съезжалось множество народа, из-за чего с 1893 года представления «Орлеанской девы» проходили на сцене Большого театра.
  • Жила с семьей в особняке на Тверском бульваре, дом 11, где ныне находится ее музей. После революции дом «уплотнили» — Мария Николаевна перебралась в комнату на третьем этаже, где и жила до конца дней.
  • Как вспоминала драматург Татьяна Щепкина-Куперник, Ермолова была прекрасной хозяйкой дома. При этом «сама она кушала мало, а в тот день, когда играла, она едва притрагивалась к кушаньям, прислушивалась, не подают ли казенную театральную карету».
  • Одновременно с работой в театре актриса часто выступала на сцене с чтением лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Огарева, Никитина, Полонского.
  • Ермолова была музыкальна — любила играть на рояле с дочерью в четыре руки, пела в спектаклях. Не пропускала концерты ни одного известного музыканта в Консерватории.
  • Ермолова не любила фотографироваться. Говорила: «Моя физиономия наименее подходящая для фотографии».
  • Никогда не играла в пьесах Антона Чехова. В 1890 году он был у нее на обеде в честь молодых драматургов, написал об этом критику Алексею Плещееву: «Цветочек дикий, попав в один букет с гвоздикой стал душистее от хорошего соседства. Так и я, пообедав у звезды, два дня чувствую вокруг головы своей сияние».

Материалы о Марии Ермоловой:

Обсудите в соцсетях

Мемория. Сергей Игнашевич

Мемория. Сергей Степняк-Кравчинский

Мемория. Александр Домогаров

Тысячи пользователей скачали поддельный криптокошелек для iOS

Подрывник из Нью-Йорка рассказал о мотивах своего поступка

Участники беспорядков на Хованском кладбище получили по три года колонии

#Россия 11.12. Главное

Роспотребнадзор нашел причину вони в Москве

Родченкова заочно обвинили в незаконном обороте сильнодействующих веществ

Комиссия Роскосмоса нашла причины аварии запущенной с Восточного ракеты

Власти Нью-Йорка признали взрыв в переходе попыткой теракта

Спикер СФ хочет выбить для регионов финасирование

Минтранс России допустил возможность полетов в Каир с февраля

«Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Золотой глобус»

Взрыв в Нью-Йорке мог совершить сторонник ИГ

Топ новостей 11 декабря

Главные новости

Самое читаемое

ЗАБВЕНИЯ.NET

Редакция

Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5

Телефон: +7 495 980 1894.

Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством

Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и

средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.

Материалы: http://polit.ru/news/2016/07/15/ermolova/