1 ≫

Массандровский дворец возвышается у склонов горной гряды, в уединенном месте, окруженный парком и лесом. Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша, покрытая чешуйчатым шифером, и необычно оформленные высокие дымовые трубы, придающие зданию устремленность ввысь. На балконах и террасах дворца, в парке декоративные вазы и скульптуры, изображающие греческих богов, сфинксов, химер, сатиров. Массандровский дворец Александра III необыкновенно красив и изящен.

Внутреннюю планировку царского дворца отличает простота форм, где удобство и комфорт перевешивают внешние признаки величия: помещения небольшого размера, невысокие потолки, камины, изразцы. Правда в отделке некоторых помещений сквозит царская роскошь, хотя и не такая пышная как в официальных резиденциях, где резные деревянные панели и лепка потолка подчеркивают их принадлежность к высшему свету аритократии.

Массандровский дворец - один из интереснейших памятников архитектуры XIX века, строился он в стиле французских замков эпохи Возрождения, не только внутреннее убранство поражает своим великолепием, но обращает на себя внимание и верхний Массандровский парк, занимающий 6 гектаров. Парк и композиция дворца создают уникальный дворцово-парковый ансамбль.

Фото при клике увеличиваются.

Массандровский дворец начали в 1881 г. по заказу наследника губернатора — князя С. М. Воронцова, он хотел построить небольшой дворец посреди парка, созданного известным садоводом Кебахом,поэтому выбрал для строительства местность, изобилующую живописными скалами, гротами и источниками. Но мечте не суждено было осуществиться, год спустя после строительства князь Воронцов умер В то время дворец строился по проекту французского архитектора М.Е.Бушара, но через восемь лет, массандровское имение Воронцовых вместе с недостроенным дворцом купили для императора Александра III. В 1892 году строительство дворца по проекту профессора М.Е. Месмахера (1842-1906), было завершено. Но и Александру III пожить в нем не пришлось, потому что буквально через два года ( в 1894 г.) он скончался здесь же, в Крыму в Малом Ливадийском дворце.

1889 года, когда Массандру приобрело удельное ведомство. С 1892 по 1900 год по проекту профессора М. Е. Месмахера сооружение дворцового ансамбля продолжилось с внесением многих изменении в декор фасада, выраженный в стиле модерн, интерьер и планировку парка.

М. Е. Месмахер придал зданию еще большую выразительность: квадратная и две круглые башни, островерхие крыши, мансарды и парадная полукруглая лестница делали постройку романтичной, а дополнение Массандровского дворца террасами, открытыми галереями, балкончиками превратило его в роскошный дворец. Изменился и цвет дворца: серые стены покрыли желтой метлахской плиткой, с которой прекрасно сочетались вызолоченные вазы у парадной лестницы, решетки, двуглавый орел на южной башне и каменные резные детали: карнизы, капители, наличники и скульптурные украшения.

Последние штрихи к внешнему виду дворца добавил О.Е. Вегенер, который в течении 10-и лет занимался обустройством его и окружающей территории, и в 1902г. дворец был завершен. В 1917г. — национализация дворца, 1929-1941 — санаторий для туберкулезников «Пролетарское здоровье» , затем ненадолго тут разместили «Магарач», но с 1947 г Массандровский дворец использовался как государственная дача, а в 1990 году был передан музейному объединению "Дворцы и парки Южного берега Крыма" для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III.

Не исполнил ни маг, ни мудрец,

И стоит среди сосен Массандры

Заколдованный этот дворец.

Но спасен от позора бистро

Леденцовый, игрушечный домик –

Декорация к сказкам Перро.

В ожерелье курортных имен –

Императорский каменный Голем,

Оживающий солнечным днем.

По дороге из Ялты в Артек

Притомился от южного жара,

Словно старый, седой человек.

Привечая другие шато,

Встанет где-нибудь у Орлеана,

Или ближе к Версалю (а что?),

Демонстрируя крымский загар,

И, быть может, поселится в замке

Светлый призрак Марии Дагмар.

К.Вихляев. 2011 г.

Как найти, добраться. Самостоятельно в Массандровский дворец добраться можно с автовокзала Ялты на троллейбусах № 52 и № 53. Проезд до остановки «Верхняя Массандра». Выйти на дорогу к северу от магистрали и по указателям пройти к Массандровскому дворцу.

Добраться на авто удобно с трассы Алушта-Ялта (М-18), пос.Массандра по указателю: "Массандровкий дворец". С трассы заезд к "Ялта-Интурист" и от него чуть выше - дорога к Массандровскому дворцу.

GPS координаты: N 44°31.030 , E 34°12.150

Режим работы Массандровского дворца до 1 сентября:

Кассы - с 9.00 до 18.15

Основная экспозиция »Массандровский дворец Александра III» с 9.00 до 19.00 без выходных

Выставка «Как мы жили…Идеалы прошлого» с 9.00 до 19.00. Выходные: вторник, среда

«Архитектура, скульптура, флора Массандровского дворца» экскурсии проводятся в 12.00, 14.00, 16.00 (при наличии в группе 15 человек) без выходных

Режим работы Массандровского дворца с 1 по 30 сентября:

Кассы - с 9.00 до 17.15

Основная экспозиция «Массандровский дворец Александра III» с 9.00 до 18.00 Выходной: понедельник

Выставка «Как мы жили…Идеалы прошлого» с 9.00 до 18.00. Выходные: вторник, среда

«Архитектура, скульптура, флора Массандровского дворца» экскурсии проводятся в 12.00, 14.00, 16.00 (при наличии в группе 15 человек) без выходных

Выходной день понедельник.

телефон для справок:(0654) 72-29-51

Экскурсионные группы формируются прямо у входа музея по мере набора достаточного количества людей. Экскурсия длится чуть больше часа.

Массандровский дворец, цены на билеты

Режим работы кассы с пн по вс с 9.00 до 17.15 (после закрытия кассы продажа билетов не осуществляется)

Материалы: http://www.adrescrimea.com/Pyteshectvia/Dvorzu/massandra.html

2 ≫

Массандровский дворец в Ялте – одно из чудеснейших экскурсионных мест Крыма. Дворец поражает своей архитектурной необычностью, изящной грациозностью и царской изысканностью. История, укрываемая за величественными стенами, привлекает внимание многих туристов мира, интригуя своей необычностью и занимательностью.

Давайте виртуально посетим с вами эту жемчужину российской истории и постараемся понять, чем она так притягательна и прекрасна.

Массандровский дворец в Ялте – это компактный и уютный замок, построенный в конце девятнадцатого века. Некогда он являлся роскошной резиденцией императоров. Затем был предоставлен для пользования простым людям. Чуть позднее считался государственной дачей видных советских политиков.

Обладая такой богатой разноречивой историей, Массандровский дворец в Ялте сумел сохранил свою самобытность и экзотичность, оригинальность и уникальность, что позволяет ему до сих пор иметь огромное количество посетителей и экскурсантов.

Прелестная императорская резиденция находится в тени густого леса, среди красивого парка, недалеко от бездонных просторов Черного моря.

Вот конкретный адрес: Массандровский дворец (Ялта), полуостров Крым, посёлок городского типа Массандра, улица Набережная, дом 2.

Хотя территориально здание закреплено за посёлком, практически оно отгорожено от населённого пункта красивым густым лесом.

Как лучше всего добраться до этого роскошного памятника архитектуры?

Самый оптимальный путь – это добраться в Массандровский дворец из Ялты. Как это можно сделать наилучшим образом – читайте ниже.

Вот несколько способов:

  1. Автобусом. Подойдут маршруты номер 29 (отправляется из центра города) и любые другие маршруты, идущие по направлению Алушты, Гурзуфа, Симферополя (место отправления – автовокзал). Стоимость: пятнадцать-двадцать рублей.
  2. Троллейбусом. В данном случае сгодятся все номера маршрутов, но чаще всего курсирует троллейбус номер 2. Цена билета – около десяти рублей, а продолжительность переезда – не больше пятнадцати минут.
  3. Маршрутное такси номер 74 (ходит только летом).

Выбирая тот или иной план, как доехать до Массандровского дворца из Ялты, следует помнить, что общественный транспорт доставит вас не к самому замку, а к остановке “Верхний Массандровский парк”, от которой необходимо будет идти вверх около получаса по асфальтированной дороге. Поэтому, возможно, вам будет удобно воспользоваться услугами частных таксистов, которые подвозят своих пассажиров, как можно ближе к достопримечательности.

Добраться до Массандровского дворца (Ялта) можно и из Алушты. Для этого необходимо воспользоваться маршрутным автобусом Алушта – Симферополь или троллейбусом, следующим в таком же направлении. Дорога займёт около сорока минут автобусом и немногим больше часа троллейбусом. Стоимость проезда – пятьдесят и двадцать рублей соответственно.

Существуют и другие способы. Например, можно пройти к Массандровскому дворцу через лес. Тропинка между деревьями хорошо протоптана и комфортна. Идти надо будет не больше километра, и эта прогулка обязательно принесёт вам удовольствие: лесная прохлада, приятная затенённость, живописные ландшафты…

Для того чтобы осуществить прогулку, необходимо сесть на автобус с маршрутным номером 3, 44 или 100 (которые идут из центра Ялты или автовокзала) и доехать до остановки “ул. Стахановская”. Данный способ проезда является не таким дорогим, как предыдущие (около пятнадцати рублей), не таким продолжительным (всего двадцать минут в транспорте) и более комфортным.

Какова история Массандровского дворца (Ялта) и чем он примечателен?

Воздвижение Массандровского дворца в Ялте происходило в несколько этапов.

Первая стадия строительства окончилась в 1882 году, когда по приказу землевладельца князя Воронцова был построен довольно красивый дом, выполненный в строгом стиле рыцарского замка. Проект был разработан французским зодчим Этьеном Бушаром.

Спустя несколько лет после смерти собственника дом был приобретён для действующего императора Александра Александровича и перестроен по чертежам немецкого архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. Второй этап строительства начался в 1892 году и длился около десяти лет.

Согласно новому проекту, был добавлен третий этаж, а само здание было богато украшено и декорировано, превратившись в роскошный терем из волшебной сказки.

С тех пор дворец стал резиденцией императоров Романовых. Правда, Николай II редко останавливался в нём и почти никогда не ночевал.

После революции здание в течение двенадцати лет использовалось в качестве лечебницы для больных туберкулёзом. К сожалению, в этот период дворец претерпел много негативных изменений: были уничтожены некоторые декоры и скульптуры.

После Второй мировой войны здание несколько лет служило советским гражданам в качестве института виноделия. Но вскоре оно приглянулось Вождю народов и было слегка переоборудовано в согласии с пожеланиями Иосифа Виссарионовича. На протяжении нескольких десятилетий Массандровский дворец являлся государственной загородной дачей первых секретарей ЦК КПСС.

В 1992 году императорской резиденции было присвоено звание государственного украинского музея.

А с 2014 года дворец является российским музеем под ведомством Президента РФ.

Хотя здание несколько раз меняло хозяев и претерпевало некоторые изменения, всё же оно сохранило невероятную атмосферу великолепия и торжественности эпохи российских императоров.

Одними из главных экспозиций музея являются покои Романовых, которые включают в себя:

Интерьер и убранство комнат свидетельствуют о роскоши и вкусе своих первых владельцев.

Также во дворце действуют экспозиции, посвящённые советскому периоду, где предоставлены фотографии, картины, скульптуры и другие вещи, несущие в себе отображение эпохи СССР.

Интересным местом для экскурсий служит не только само здание, но и дворцово-парковая композиция, которую можно посетить как самому, так и вместе с проводником. Массандровский парк – один з лучших в Европе, сооружённый в английском стиле, с экзотическими фруктовыми деревьями и красивыми величественными хвойными растениями. В лесу расположены аллеи и дорожки, украшенные цветниками.

Сколько необходимо финансов, чтобы посетить Массандровский дворец (Ялта)? Цены на основные экскурсии и экспозиции довольно приятные: триста рублей с человека, сто пятьдесят рублей – для студентов, молодёжи шестнадцати-восемнадцати лет, пенсионеров, семьдесят рублей - льготники и ребята семи-шестнадцати лет, дети до семи лет – бесплатно.

Существуют и другие выставки, цена которых варьируется от семидесяти до двухсот рублей.

На посещение Массандровского дворца лучше всего выделить целый день. Это даст вам возможность детально ознакомиться с самим зданием и его историей, рассмотреть убранство комнат и экспонаты, погулять по красивому парку и полюбоваться крымскими пейзажами.

Режим работы музея очень удобен:

Без выходных и перерыва.

Приятного вам отдыха и интересных экскурсий!

Материалы: http://fb.ru/article/339815/massandrovskiy-dvorets-v-yalte-kryim-opisanie-istoriya-kak-dobratsya

3 ≫

Сказочный замок цвета чайной розы, с игрушечными круглыми башенками, с каменными резными фронтонами, наличниками и картушами, с прудом, парадной лестницей и открытой террасой. Всё в нем напоминает о французских дворцах эпохи позднего Возрождения. Но находится замок не в долине Луары, а на ЮБК, в поселке Массандра.

Мы приехали сюда в первых числах ноября, когда розы в дворцовом парке уже почти отцвели, и их место в пейзаже занял красный плющ.

Немного истории. Сходство Массандровского дворца с замками Луары не случайно. По замыслу архитектора дворец должен был напоминать замок XVI-XIX веков луарской долины, как оно отчасти и получилось - нередко дворец в Массандре называют «маленьким Версалем».

Проект замка для князя Семена Михайловича Воронцова, разработанный Этьеном Бушар, был готов к началу 1880 года. Однако в ноябре 1881 года скончался архитектор, а через год – заказчик. И строительство было приостановлено больше, чем на 10 лет.

В 1889 году недостроенный замок выкупают для Александра III. Через 3 года строительство возобновляется под руководством русского архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, по проекту, который значительно отличался от первоначального.

Месмахер в эти годы занимает пост директора Санкт-Петербургского Центрального училища технического рисования. По его эскизам уже построены и оформлены особняки для вельможных особ и административные здания в столице.

Предполагалось, что Массандровский дворец станет главной летней резиденцией Александра III. Из воспоминаний Месмахера: «1 марта 1892 года Государю Императору благоугодно было принять меня в Аничковом дворце, где он и соизволил дать мне общие указания относительно будущего дворца (в Массандре)… Получив эти указания, я, по осмотре местности, немедленно приступил к составлению проектов, которые Государь 6 июля 1892 года соизволил одобрить». Однако кончина Александра III осенью 1894 года изменила планы архитектора.

В конце концов, унаследовавший престол Николай II в память об отце завершил растянувшееся на 20 лет строительство Массандровского дворца, но императорская семья предпочла для летнего проживания не Массандру, а Ливадию.

Массандровский замок стал путевым дворцом, в котором царское семейство ни разу не оставалось на ночлег, а лишь останавливалось на несколько часов для отдыха во время посещения Массандровского винзавода и охоты. Эта особенность отразилась во внутреннем обустройстве - оно было весьма скромным. На дворцовой территории не предусматривались хозяйственные постройки, за исключением сторожевого дома и машинного отделения (котельной).

В книге историка и этнографа Крыма Василия Христофоровича Кондараки «Универсальное описание Крыма», выпущенной в 1873 году в Санкт-Петербург, читаем такое описание дороги к Массандре: «Миновавший по шоссе Ялтинский церковный бугор, заметит тропинку, ведущую на возвышенность, лежащую с правой стороны почтовой дороги. Дорожка эта ведет в крошечную татарскую деревушку Масандру, о существовании которой могут знать только туземцы, потому что она покоится в углублении двух возвышенностей, препятствующих видеть ее со всех сторон и почти неизвестна официально за отдельное селение, потому что показана внутри округа соседственного с нею помещика».

Вот и мы, уточнив у местных дорогу к дворцу, сели на автобус № 100 и доехали по Южнобережному шоссе до нужного нам поворота, откуда тропа шла резко вверх. Дорога, петляющая между поселковыми домами, нахоженная, и заблудиться почти невозможно. Решившись добираться на машине, знайте, что все равно приличную часть пути придется пройти пешком. Поэтому, если вы не уверены в силах, соглашайтесь на электромобиль, который курсирует от поселковой дороги до дворца и обратно.

Мы же, пройдя через посадки кизила, мы выходим на поляну. От неё к дворцу ведет лестница, проложенная через дворцовый английский парк.

При немецком садовнике Карле Кебахе на месте росших здесь дубов и грабов, появилось более 250 видов деревьев и кустарников. Отдельные экземпляры сохранились до наших дней. Две гигантские секвойи со стороны западного фасада – настоящее сокровище дворцового парка.

Перед дворцом - пруд с фонтаном, где летом плавают рыбки и цветут кувшинки. Проходим дальше, к каменной балюстраде, украшенной двумя сфинксами. Изначально вокруг дворца было установлено не менее трех десятков античных скульптур – копий из Императорского Берлинского музея изящных искусств. Их хорошо видно на старых фотографиях.

Сейчас осталось только шесть скульптур – два сатира и две химеры установлены под дворцовыми окнами рядом с музейной кассой, и два сфинкса на большой террасе.

Дворец со всех сторон окружен цветниками. В планах музейщиков пополнить местный розарий сортами, популярными во времена Александра III.

Во дворце три этажа: на первых двух размещена экспозиция дворцового интерьера второй половины XIX век, на третьем проходят выставки.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что солнечный цвет дворцовому фасаду придает облицовка из метлахской плитки. В контрасте со светлым фасадом кровля графитного цвета, выложенная чешуйчатым шифером-аспидом, придает строению сходство с французской архитектурой.

С восточной стороны дворца на второй этаж - в верхний вестибюль - ведут две симметричные полукруглые лестницы. Деревянная дверь вестибюля украшена потрясающей по красоте и тонкости работы резьбой: растительный орнамент чередуется с изображениями женских головок, и завершает композицию оскаленная морда льва.

Чтобы защитить дворец от возможных оползней, с восточной стороны парка, была построена подпорная стена. К подпорной стене вела полукруглая лестница, преходящая в дорогу к гротам и церкви Иоанна Предтечи, построенной в 1834 году на средства Семёна Михайловича Воронцова. Во время своих поездок в Массандру, в этой церкви бывала семья Николая II. До наших дней церковь не сохранилась.

Поверхность опорной стены покрыта майоликой и красной поливной черепицей, украшена вазами, колоннами и арками. В арках раньше размещались копии античных скульптур Аполлона и Гермеса. Нынешний облик отдельных частей стены можно сравнить с тем, что хранит старое фото.

Каменные резные колонны, симметрично расположенные по краям опорной стены, оканчивались стилизованными факелообразными завершениями и предназначались для укрепления световых фонарей.

В центральной части стены устроены шесть фонтанов с львиными масками, из пасти которых вода стекала в большие чаши-раковины.

Вода во дворец поступает из горного источника Ай-Ян (Святой Иоанн), который протекал под храмом Рождества Иоанна Предтечи. После землетрясения 1927 года храм был полуразрушен, однако часть алтаря, из-под которого бьет родник, сохранилась.

По первоначальному плану Месмахер собирался построить большой хозяйственный корпус. Но с изменениями статуса дворца, изменились и планы. Для электрификации Массандровского дворца, в некоторой отдаленности от него, вместо хозяйственного корпуса было выстроено машинное отделение, где размещалась «динамо-машина» - паровой котел и электрогенератор. Котельную соединял с дворцом подземный тоннель длиной около 120 метров.

Чтобы труба машинного отделения не портила вид, Месмахер «замаскировал» ее под минарет в мавританском стиле.

Осмотрев дворец снаружи, мы заходим на первый этаж и попадаем в вестибюль, стены которого примерно на метр от пола облицованы «прохладными», расписанными вручную майоликовыми панелями. Цвет панелей – холодный голубой - выбран для летней резиденции не случайно. Солнечный свет, проникая через окна и двери, рассеивается, отражаясь от бело-голубой майолики, и любой, попадающий сюда, ощущает прохладу и свежесть.

Помимо стилизованного орнамента, в росписи майоликовых панелей включены цветочные, написанных с почти натуралистической точностью. Автор этих работ Эмиль Яковлевич Кремер - одним из самых талантливых учеников Месмахера по классу майолики Центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Особенность дворца – хорошо сохранившиеся детали из древесины ценных пород. Двери, окна и их отделка, панели и перила лестницы мы видим такими же, какими они были при Николае II.

Лестница делит интерьер здания на парадную и будуарную части. По ней из вестибюля можно сразу попасть на винтовую лестницу, ведущую в круглую башенку.

На портике дверного проема вырезана маска «Лесного духа», считавшегося оберегом дома. Резчик постарался придать маске сходство с суровым стражем: губы плотно сжаты, взгляд суров, а брови из дубовых листьев нахмурены.

Через эту дверь мы попадаем в бильярдную, оформленную в английском стиле: стены обшиты дубовыми панелями, «тюдоровские» переплеты лепнины потолка, угловой камин.

Во дворце было водяное отоплением, поэтому хотя камин топили, в большей степени он выполнял декоративную функцию. Сверху камин украшен резным дубом, а внутри покрыт черненной чеканной медью работы Петербургского художественно-слесарного завода Карла Винклера.

Решетки водяного отопления и двери бильярдной отделаны интарсией – инкрустацией дерева по дереву. Чтобы рисунок получился «цветным», использовали древесину разных пород.

Бильярдная разделена колоннами, за которыми расположена картинная галерея с видом на дворцовый парк. Из бильярдной ведет дверь в парадную столовую.

Как и в бильярдной, стены парадной столовой обшиты высокими дубовые панелями с барочной резьбой.

Рисунок на двери в столовую выпонен в технике выжигания с последующей подкраской, что было популярно в эпоху модерна.

По замыслу Месмахера интерьер столовой выдержан в стиле рыцарского зала времен Людовика XIII. Отсюда высокие дубовые резные панели, деревянные балки, имитирующие межэтажные перекрытия. Стены и потолки оформлены многоцветной росписью, гармонирующей с цветом мореного дуба. Автор росписи ученик Месмахера Михаил Дмитриевич Салтыков.

В советское время, когда во дворце размещался санаторий, роспись заштукатурили. Сейчас её можно увидеть лишь на небольших участках, расчищенных от побелки.

Кроме стола в парадной столовой разместились выставочные буфеты с отделкой барочной резьбой, служившие витриной для предметов искусства.

Столовая разделена на две зоны – непосредственно парадная столовая и небольшая буфетная – проходная часть между бильярдной и сервизной. Украшение буфетной – камин, покрытый изразцами, рисунок на которых повторяет роспись стен.

Рядом со столовой располагалась сервизная и кухня. Сервизная комната, обставленная множеством шкафов и буфетов, служила для хранения повседневной посуды. Кухня была организована «на скорую руку». Напомню, что постояльцы не задерживались во дворце надолго, поэтому обходились тем, что доставлялось в Массандровскую дворцовую кухню.

По винтовой лестнице из нижнего вестибюля мы поднимаемся на второй этаж, где размещались апартаменты и кабинеты - в северной части комнаты Императора, в южной – Императрицы.

Приемную Императрицы современники сравнивали со шкатулкой, сходство с которой комнате придавали стены, обшитые на 2/3 высоты резными дубовыми панелями. Одна из стен застеклена и является смежной с коридором, ведущим к кабинету Императора.

Как и во многих других комнатах дворца, потолок приемной оформлен лепниной.

Дверь с обеих сторон украшена резными балясинами. Над дверью - овальное окно десюдепорт в виде фигурного фронтона со стилизованными инициалами Императрицы.

Приемная Императора служила для деловых встреч, либо уединенной работы с книгой. Отсюда строгость и простота интерьера В стену приемной вмонтированы зеркало-консоль с черной мраморной полкой, тамбур и книжный шкаф из полированного красного дерева в стиле «жакоб».

В приемной сохранилась зеленовато-охристая лепнина потолка, созданная в технике многоцветной тонировки орнамента, имитирующую вышивку. По углам потолка выписаны медальоны с коронами и монограммой Александра III. Работой над лепниной занимались мастера училища Штиглица.

Месмахер планировал обить мебель приемной бархатом, а стены - шелком в стиле «зеленый ампир», что сочеталось бы с цветами, используемыми в лепнине. Но сделать ему это не удалось. Закупленные для декора приемной ткани, перекочевали в Ливадийский дворец.

В кабинет Его величества основной акцент сделан на встроенное в нишу большое окно, благодаря чему здесь много света, и создается ощущение большого, но при этом уютного пространства. Овальное зеркало с барочной резьбой над облицованным темно-серым мрамором камином дает дополнительный свет, расширяет пространство, отражая хрусталь люстры, блеск позолоты и богатую лепнину потолка. На полу лежит подлинный текинский ковер.

На столе и стенах кабинета - портреты Александра III и фотографии императорской семьи.

На одной из картин изображен Александр III на коне. Рассказывают, что из-за мощного телосложения царя было трудно подобрать подходящего коня. В результате вывели новую породу.

Опочивальня Их величеств выдержана в стиле рококо: нежные пастельные цвета обивки и светло-кремовый цвет мебели, для стен была подобрана светло-бежевая ткань, плавные линии ниши алькова и ламбрекена над ним, роспись потолка.

Для создания приглушенного света к опочивальне был пристроен глубокий балкон с открытой террасой. В советское время балкон «застеклили».

Из опочивальни мы проходим в кабинет Ее величества, оформленной в классическом стиле.

В кабинете Императрицы паркет из наборного дерева сочетается с камином, отделанным светло-шоколадным мрамором, над которым должен был располагаться гобелен в тон. На каминной полке – подсвечники с подставкой из синего стекла с хрустальными подвесками. На столе и стенах - многочисленные семейные портреты.

Под слоем штукатурки сохранилась потолочная роспись.

Мы покидаем дворец, осматривая последнюю комнату – верхний вестибюль, входную дверь в который мы уже видели снаружи. К верхнему вестибюлю приводит наружная лестница главного входа. В небольшой комнате для посетителей выставлены кресла, вешалка и зеркало в деревянном дубовом резном обрамлении.

Третий этаж Массандровского дворца, предназначавшийся для детей, не был оформлен: ". в виду кончины, в 1894 году государя императора Александра III и последовавшего вслед за сим Высочайшего повеления ныне благополучно царствующего Государя Императора о достройке лишь дворца, без дальнейшего оборудования его, профессор Месмахер не счел возможным придать помещениям 3-его этажа того специального назначения, которое было намечено на проекте, т. к. такое устройство могло со временем оказаться или ненужным, или неудобным".

Если у вас остались вопросы о дворце, спросите музейного кота. Кот с такой умной мордой должно быть знает всё.

Примечание: после посещения дворца, обязательно сходите к гротам. Нам это посоветовала пожилая дама, предлагавшая на входе в парк 3-х часовую экскурсию. Мы не воспользовались ни её предложением, ни советом, о чём немного, но жалеем. Но если окажемся здесь еще раз, то до гротов обязательно дойдем.

Материалы: http://www.ruskompas.ru/blogs/47.shtml