1 ≫

Маяк Кыпу, находящийся на Хийумаа - втором по величине острове Эстонии, является самым старым в мире работающим маяком. Он начал действовать еще в 1531 году. Высота маяка 36 м над уровнем земли и 102 м над уровнем моря его свет виден на море на расстоянии в 35 морских миль.

В эстонском языке слово Koop, родительный падеж kopu (кыпу), означает «тихий звук». Прежде маяк был более известен под названием Дагерорт – из шведских dag– «день» (dager – «день, дневной свет, свет») и ort – «место, край, пункт», а также «мыс».

Официально время постройки маяка относится к началу 15 в. (периоду расцвета Ганзейского союза). Строительство башни началось в 1505 и продолжалось с перерывами 26 лет. Впервые костер на верху башни зажгли в августе 1531. Уже в то время башня маяка представляла собой четырехгранную призму с массивными контрфорсами по направлениям главных делений компаса. До высоты 24 м башня состояла из сплошного булыжного камня, связанного крепким цементом. Всего в тело башни было уложено более 5000 кубометров камня, и ее общий вес составил почти 12 тыс. тонн. На высоте 24 м находилось нижнее помещение с 2 окнами, ориентированными на восток и запад, в котором размещались служители. Над этим помещением было еще одно, в котором имелась лебедка в виде деревянного шпиля на железной оси, шкива и троса для подъема дров. Позднее по восточному контрфорсу башни устроили деревянную лестницу. Над верхним помещением находилась площадка, на которой на решетке раскладывали костер из сухих смолистых дров. В тихую и ясную погоду огонь был виден на 15 миль, однако в бурную погоду огонь часто заливало дождем и разбрасывало ветром.

Первые письменные свидетельства о маяке встречаются у Виттенбурга (1644). Эту башню видели также Дилих (1604) и Олеариус (1635). При шведах Дагерортский маяк был отдан на арендное содержание Тимену Корнелису. В 1659 маяк был надстроен, и его высота достигла 36,5 м. В 1660 граф Аксель Юлий де-ла-Гарди купил у шведского правительства за 38000 риксталеров весь остров Даго, вместе с маяком, и принял на себя обязательство освещать его с вознаграждением в 800 риксталеров.

При Петре I со всех кораблей, следовавших мимо Даго в Ревель, Нарву, Выборг и Ниеншанц, собирали «огневые деньги». В то время маяк освещался регулярно с 15 августа по 30 декабря, а также с 15 марта по 30 апреля. Таким образом, Дагерортский маяк – первый в русских водах Балтийского моря маяк, служивший для целей коммерческого судоходства.

В 50-х годах 18 в. огонь поддерживался с середины марта до конца апреля, затем с середины августа до конца года, причем зажигали его спустя час после захода, а тушили на час ранее восхода солнца. В 1766 маяк был передан графине Эббе Маргарите Штенбок вместе с имением Хоренхольм. В 1792 это имение купил барон Роман Унгерн-Штернберт. Он просил у государства 5000 рублей серебром ежегодно на освещение маяка. Дело в том, что тогда для поддержания огня требовалось около 2000 куб. саж. дров в год. За многие годы существования маяка весь лес вокруг него вырубили, и дрова приходилось доставлять издалека, причем с подъемом в гору. Однако из казны поначалу выделялось всего по 3000 руб. В 1796 государство платить вообще перестало, но барон поддерживал освещение маяка до 1805, распределив поставку дров между жителями ближайших крестьянских дворов, освободив их от других работ.

В 1805 российское государство приняло на себя освещение маяка. Сразу же после этого началась капитальная перестройка башни. Ее отремонтировали, покрасили в белый цвет. В южном контрфорсе в каменной кладке вырубили ход наверх, устроив там каменную лестницу. Говорят, года 3-4 назад, пьяный фин слетел с самого верха, пересчитал все ступеньки и отделался сломанной рукой.

Оба служебных помещения восстановили, а на верхней части башни общей высотой около 35 м поставили фонарь, освещаемый 23 масляными лампами с посеребренными рефлекторами. Не освещалась только восточная сторона. В 1845 над светооптическим аппаратом устроили деревянное фонарное сооружение со стеклами. В 1854 башню снова отремонтировали, заделав появившуюся на вершине трещину. В то время маяк освещали каждую ночь с 1 июля по 1 мая следующего года (10 месяцев в году). Лампы зажигали строго в момент захода солнца и тушили не ранее восхода.

В 1859 фактически возглавлявший русский флот на посту управляющего Морским министерством великий князь Константин Николаевич (сын Николая I) в звании генерал-адмирала принял решение о замене осветительного аппарата маяка на более совершенный аппарат френелевского типа 1 разряда с проблесками. В соответствии с этим решением 1 мая 1860 был введен в действие такой вращающийся аппарат с видимостью огня на расстоянии до 50 км. Аппарат, изготовленный на заводе Лепота в Париже, приводился в равномерное движение со скоростью 1 оборот в 4 минуты с помощью часового механизма с гирей. В аппарате находилась одна лампа системы Карселя с 4 концентрическими светильнями. Очищенное сурепное масло подавалось в лампу с расходом около 0,5 кг/час насосом, приводившимся в действие тем же часовым механизмом. Если масло в лампе заканчивалось, то начинал звонить колокольчик внутри аппарата. Аппарат, размещенный на площадке с чугунной галереей, защищал цилиндрический фонарь высотой около 3 м с большими зеркальными шлифованными стеклами. Маяк обслуживала команда из 7 человек нижних чинов, один из которых находился наверху постоянно.

В 1869 контрфорс, в котором находилась лестница, покрыли досками. В 1883 на маяке установили телеграфную станцию, для чего при маяке специально построили деревянный дом. Около маяка имелась спасательная станция, в составе которой находились два спасательных бота-крейсера «Великий князь Константин Николаевич» и «Великий князь Алексей Петрович». Они должны были по очереди держаться наветренной стороны банки Некмангрунд и предупреждать суда, подходящие слишком близко к банке, а также оказывать помощь терпящим бедствие. Боты были окрашены красной краской, имели слово «Некмангрунд», написанное большими белыми буквами на бортах. Боты были оснащены коричневыми парусами и ревунами для подачи звуковых сигналов.

В 1898 телеграфное оборудование сняли и вместо него разместили телефонную станцию. В 1900 на всемирной выставке в Париже приобрели новейшую французскую свето-оптическую систему, которую установили на маяке в 1901. Система приводилась во вращение при помощи подвешенного груза 400 кг. В составе светооптического аппарата имелась керосино-калильная светооптическая установка, которая вращалась в ртутной ванне практически без трения. В 1901 выполнили очередной капитальный ремонт башни, кладовых, других зданий и сооружений. В 1940 к маяку подвели ЛЭП от государственной сети.

Во время Второй мировой войны башня маяка сильно пострадала, фонарное сооружение и оптический аппарат были разрушены. Однако благодаря прочным каменным стенам повреждения башни не стали фатальными, и ее удалось быстро восстановить. В последующие годы навигационное оборудование на маяке подверглось существенной модернизации. В частности, в 1949 на маяке смонтировали неподвижную светооптическую систему, а в 1963 – поставили более совершенную оптическую систему ЭМВ-3.

Полный капитальный ремонт маяка был произведен в 1957. В начале 1970, затем в 1979. 1981 годах в связи с прогрессирующими разрушениями неоднократно производился ремонт наружных стен, однако полностью остановить процессы разрушения отдельных мест кладки стен не удалось. В 1982 снова провели капитальный ремонт башни вместе с благоустройством территории маяка. Одновременно был установлен светооптический аппарат ЭМВ-930М с дальностью видимости огня 26. 30 миль.

Сейчас маяк - достопримечательность острова. Кроме самого маяка здесь можно увидеть место жительство его владельца, баню, а также машинное помещение, и все это входит в список объектов архитектурного наследства.

Все статьи по Эстонии

Маяк Кыпу. Достопримечательности Эстонии 2008-2016

Материалы: http://www.natiwa.ru/articles/estonia/attraction/kopu_lighthouse.html

2 ≫

По решению Международной организации маяков и морских знаков IALA шесть эстонских маяков — Кыпу, Рухну, Кери, Суурупи, Тахкуна и Пакри — включены в список маяков, находящихся под охраной.

* Маяк по-эстонски называется tuletorn, что в переводе "огненная башня", "башня с огнём". И уж где-где, а в Эстонии, 1/10 часть которой занимают острова, толк в маяках знают! Через полторы тысячи островов, через острые мысы и узкие проливы издавна ходили торговые суда ганзейских купцов и шведские галеоны и галеры. Маяков здесь много, они идеально вписаны в ландшафт, и многие из них – с очень давней историей.

Сегодня в Эстонии действуют 61 маяк, 187 навигационных знаков и более 200 буев.

История маяков тесно переплетена с мореходством, они вызывают интерес как морские и архитектурные сооружения не только у специалистов, но и у любителей романтики и приключений, не говоря уже о фотографах и художниках, которые с радостью делятся своими наблюдениями и впечатлениями об эстонских маяках с другими.

Неслучайно в последние годы было издано несколько книг, посвященных маякам. Недавно вышел в свет альбом фотографа Кайдо Хаагена «Eesti tuletornide lugu» («История маяков Эстонии»), в котором представлены не только все эстонские маяки, но и много морских навигационных знаков.

Конструкция: стальной цилиндр на четырех опорах

Высота от поверхности земли: 39,5 м

Высота над уровнем моря: 65 м

Дальность видимости: 11 морских миль

Маяк с металлической башней установили на острове Рухну в 1877 году вместо снесенного деревянного сооружения. Маяк был собран из деталей, изготовленных на заводе Le Havre во Франции. Стальной цилиндр с четырьмя опорами с винтовой лестницей внутри спроектировал Гюстав Эйфель. Это была одна из самых дешевых моделей. В регионе Балтийского моря это единственный сохранившийся маяк подобного типа.

* Маяк острова Рухну примечателен хотя бы своим расположением: Рухну, или по-шведски Рунё – крошечный островок в сотне километров от эстонского берега. Никакая другая суша с него не видна, но между тем, тут есть деревенька и старейшая в Прибалтике деревянная церковь. И маяк на самом высоком месте – металлическая конструкция, напоминающая марсианские треножники из "Войны Миров" Герберта Уэллса. Только "ног" у него 5, включая центральную, а построен он был задолго до написания известного романа – в 1877 году. Почтенный возраст выдают заклёпки на стыках металлических листов – электросварку тогда тоже ещё не изобрели.

уезд Харьюмаа – проще говоря, окрестности Таллина.

Высота от поверхности земли: 15 м

Высота над уровнем моря: 18 м

Дальность видимости: 11 морских миль

* Комплекс из двух маяков на высоком берегу и прямо у воды, причём оба сразу можно увидеть только с моря. Нижний маяк, построенный в середине XIXвека, уникален тем, что он деревянный. На привычные нам маяки – устремленные к небу башни – эта конструкция, ширина которой почти равна высоте, совсем не похожа.

Четырехгранная деревянная башня в форме пирамиды была построена в 1859 году. Это старейший и единственный в Эстонии действующий деревянный маяк.

В 1885 году нижний маяк Суурупи был реконструирован и надстроен. Скорее всего, он задумывался как временное сооружение, однако успешно действует до сих пор.

Мяк Кыпу (Дагерорт) на острове Хийумаа

Конструкция: четырехгранная каменная башня с контрфорсами

Высота от поверхности земли: 36 м

Высота над уровнем моря: 102 м

Дальность видимости: 26 морских миль*

Один из самых старых в мире Кыпуский маяк веками предупреждал мореходов о Хийуской мели, именуемой также мелью Суурраху или Некмансгрунд. Поскольку многие суда терпели бедствие, садясь на Хийускую мель, ганзейские чиновники еще до 1490 года ходатайствовали о строительстве на полуострове Кыпу сооружения, видного издалека и хорошо узнаваемого. В 1499 году на ганзейских днях в Любеке в связи с гибелью большого числа судов было принято решение запросить у Сааремааского епископа разрешение на строительство на его землях наземного сооружения. Строительные работы начались в 1505 году и продолжались с перерывами 26 лет. Впервые огонь на площадке башни был зажжен 1 августа 1531 года.

* Мяк Кыпу – безусловно, главный из эстонских маяков. Построенный в 1550-е годы ганзейскими купцами, а в XVII веке усовершенствованный шведами, это один из старейших маяков мира – в путеводителях пишут, что второй после испанского в Ла-Корунье, построенного ещё Римской империей, но на самом деле пятый: есть ещё средневековые маяк Ла-Латерна в Генуе да парочка на Британских островах. Как и деревянный Сурупи, на изящные маяки современности Кыпу совсем не похож – неприступная рукотворная скала, на плоской "вершине" которой некогда просто разводили мощный костёр, а в XIX веке надстроили башенку с фонарём. Узкую лестницу внутри маяка пробили тогда же – а прежде смотритель влезал наверх по верёвкам.

Как памятник архитектуры Кыпуский маяк проделал большой путь от средневековой наземной башни до сооружения с современным оборудованием, свет которого предупреждает мореходов об опасности.

* 1 морская миля равна 1852 метрам.

Конструкция: цилиндрическая металлическая башня на каменном цилиндрическом основании, т.н. графин

Высота от поверхности земли: 28 м

Высота над уровнем моря: 31 м

Дальность видимости: 11 морских миль

На острове Кери, невысоком каменистом острове в Финском заливе в шести километрах к северу от острова Прангли, маяк действует с 1719 года. Маяк в форме графина, поставленный по распоряжению Петра I, считается одним из первых маяков в Финском заливе. Сохранившаяся до наших дней каменная башня была построена в 1803 году, надстройка из металла установлена в 1858 году.

Считается, что в 1906-1912 годах в качестве источника огня впервые в мире здесь использовали обнаруженный на острове природный газ. В наши дни маяк работает на солнечной энергии, управляет им компьютер.

Конструкция: чугунная башня

Высота от поверхности земли: 43 м

Высота над уровнем моря: 43 м

Дальность видимости: 12 морских миль

Маяк на мысе Тахкуна на острове Хийумаа представляет собой изготовленную в Париже в 1875 году башню, детали которой отлиты из чугуна. Маяки Ристна и Тахкуна заказывались одновременно. При транспортировке их обменяли и на мысе Тахкуна, имеющем для мореходства не очень большое значение, возвели высокий маяк, свет которого обладает большой дальностью.

* Маяк Тахкуна – примерно тех же лет что и Рухну, и тоже металлический, но совсем другой формы: стройная башня в полсотни метров высотой. Пожалуй, это самый красиво расположенный из действующих эстонских маяков – на узком мысу, между лесом и пустошами, обдуваемый северным ветром. Около маяка – небольшой памятник в виде склонившейся над морем металлической конструкции с колоколом: он посвящён погибшим на пароме "Эстония", местном "Титанике", который в 1994 году с почти тысячей людей на борту потопил шторм. К мысу Тахкуна течение прибило всплывшие обломки, в том числе несколько пустых шлюпок. Колокол на памятнике начинает звонить, когда ветер достигает той же силы, что и в ту злополучную бурю.

Маяк Тахкуна открыт для посетителей.

примечателен не красотой и не древностью (построен уже после войны), а расположением: в обычном городском районе Юлемисте, почти что во дворе за высоким забором. От его подножья моря не видать, но зато со стороны моря сам маяк прекрасно виден и его огонь сверкает среди многоэтажек.

на полуострове Харилайд, который в свою очередь на острове Сааремаа – один из самых малоизвестных и труднодоступных в Эстонии, но едва ли не самый зрелищный. Нет, теоретически – обычная бетонная башня 1930-х годов, но вот расположение… маяк заброшен, стоит в воде недалеко от берега и заметно накренился в сторону моря, за несколько десятилетий размывшего песчаный берег. Кругом – безлюдье, ветер, высокая трава. Эстонские краеведы гадают, что случится раньше: кто-нибудь догадается залезать на маяк и зажечь его или же башня окончательно рухнет.

Источник 1 Неповторимые береговые маяки Эстонии postimees.ee

Источник 2 Святыни морей. О маяках, наших и соседских. cyrillitsa.ru

  • Правила и условия пользования сайтом приведены на странице правовой информации.

    Количество элементов в энциклопедии:

    Материалы: http://www.mayachnik.ru/node/1195

    3 ≫

    История старейшего маяка Эстонии, равно как и Балтийского моря и стран Балтии, началась более чем 500 лет назад, когда ориентир был нужен, в первую очередь, Ганзейскому Союзу. Из Хийумаа через Восточную Европу проходил важнейший торговый путь с востока на запад, и купцы были обеспокоены потерей судов в Балтийском море.

    Так был построен для предупреждения о Хийуской отмели маяк Кыпу.

    Маяк был построен на высоте 67 метров над уровнем моря на самой высокой точке острова Хийумаа. Высота маяка над поверхностью земли равна 36 метрам, и огонь находится на высоте 102,6 метра над уровнем моря, более высокого маячного огня на Балтике нет.

    - Маяк Кыпу – третий по возрасту постоянно действующий маяк в мире.

    - В 1660-х годах к внешней стене башни была пристроена железная лестница.

    - С 1810 года существует лестница во внутренние помещения башни.

    История старейшего маяка Эстонии, равно как и Балтийского моря и стран Балтии, началась более чем 500 лет назад, когда ориентир был нужен, в первую очередь, Ганзейскому Союзу. Из Хийумаа через Восточную Европу проходил важнейший торговый путь с востока на запад, и купцы были обеспокоены потерей судов в Балтийском море.

    Так был построен для предупреждения о Хийуской отмели маяк Кыпу.

    Маяк был построен на высоте 67 метров над уровнем моря на самой высокой точке острова Хийумаа. Высота маяка над поверхностью земли равна 36 метрам, и огонь находится на высоте 102,6 метра над уровнем моря, более высокого маячного огня на Балтике нет.

    - Маяк Кыпу – третий по возрасту постоянно действующий маяк в мире.

    - В 1660-х годах к внешней стене башни была пристроена железная лестница.

    - С 1810 года существует лестница во внутренние помещения башни.

    История старейшего маяка Эстонии, равно как и Балтийского моря и стран Балтии, началась более чем 500 лет назад, когда ориентир был нужен, в первую очередь, Ганзейскому Союзу. Из Хийумаа через Восточную Европу проходил важнейший торговый путь с во

    Оценки
    TripAdvisor Traveler Rating
    Красивый и величественный

    Самый значимый старинный ганзейский маяк на Хииюмаа. Место очень красивое- конечно, сосны! Туристически окультуренное- парковки, кафе, сувенирные лавки, стенды с кратким изложением истории маяка.

    Древнейший маяк балтики

    Шикарное место. Маяки всегда имели свою магию. Это старейший маяк на Балтике! Он не передаваем. Обязательно нужно подняться на смотровую, там завораживающий вид. Но лестница очень крутая

    очень красивый маяк

    не удалось нам попасть внутрь, но мы обязательно приедем еще. очень огромное и красивое сооружение. вокруг приятная территория с кафе

    Галерея

    Оценки
    TripAdvisor Traveler Rating
    Красивый и величественный

    Самый значимый старинный ганзейский маяк на Хииюмаа. Место очень красивое- конечно, сосны! Туристически окультуренное- парковки, кафе, сувенирные лавки, стенды с кратким изложением истории маяка.

    Древнейший маяк балтики

    Шикарное место. Маяки всегда имели свою магию. Это старейший маяк на Балтике! Он не передаваем. Обязательно нужно подняться на смотровую, там завораживающий вид. Но лестница очень крутая

    очень красивый маяк

    не удалось нам попасть внутрь, но мы обязательно приедем еще. очень огромное и красивое сооружение. вокруг приятная территория с кафе

    Свойства и оснащение
    • Оснащение
    • Освещение объекта
    • Бесплатная парковка
    • Туалет
    • Зона отдыха/площадка для пикника
    • Дополнительные услуги
    • Экспозиция
    • Сувениры
    Время и цены

    01.05–15.09

    16.09–30.04

    Точная цена выяснится при консультации с услугодателем.

    Информация
    • Kõpu küla, Hiiu vald, Hiiu maakond
    • Домашняя страница
    • http://www.korgessaare.ee/public/files/majakas.pdf
    • Электронная почта:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
    • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
    • (+372) 529 9162
    Время и цены

    01.05–15.09

    16.09–30.04

    Точная цена выяснится при консультации с услугодателем.

    Материалы: http://www.visitestonia.com/ru/%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA-%D0%BA%D1%8B%D0%BF%D1%83