1 ≫

Описание

Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке - это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.

Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью "Дерзновению подобно. Января, 20. 1770". К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.

На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль. Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.

Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.

Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.

Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.

К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.

В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

Информация

Архитектор

Скульптор

Контакты

Адрес

Санкт-Петербург, Сенатская площадь

Как добраться?

Метро

Как добраться

Троллейбусы: 5, 22

Автобусы: 3, 22, 27, 10

до Исаакиевской площади, далее пешком к Неве, через Александровский сад.

Материалы: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/pamyatniki/711-mednyy-vsadnik.html

2 ≫

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Материалы: http://chudesnyemesta.ru/pamyatnik-petru-mednyj-vsadnik/

3 ≫

Медный всадник – памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге, грандиозный монумент, символизирующий мужество, силу духа и величие знаменитого правителя.

Большинство туристов, стремящихся осмотреть все достопримечательности Северной столицы, интересует, где именно в Петербурге находится легендарный памятник Медный всадник, изображающий Петра 1. Этот символ города насчитывает уже более двух веков и овеян множеством преданий и мифов.

Найти знаменитую статую, которой посвящена одноименная известная поэма А. С. Пушкина, не составит труда. Памятник Медный всадник находится на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга – бывшей площади Декабристов (ныне Сенатской) – в открытом сквере. К нему очень удобно добраться через Александровский сад, пройдя через его западную часть.

Точный адрес Медного всадника в Санкт-Петербурге: Сенатская площадь, г. Санкт-Петербург, РФ, 190000.

Идея создания монумента, призванного увековечить память выдающегося монарха, принадлежит императрице Екатерине II. Она считала, что подобное ответственное дело можно было бы поручить только истинному мастеру. В поисках такого человека князь Голицын – доверенное лицо императрицы – обратился за помощью к маститым представителям французской культуры того времени Дидро и Вольтеру. Великие философы посоветовали своей царственной корреспондентке Этьен-Мориса Фальконе – на тот момент автора не слишком известных скульптурных композиций.

Фальконе работал на заводе по производству фарфоровых изделий, но в глубине души давно мечтал попробовать свои силы в монументальном искусстве. В 1766 году он подписал с представителями Екатерины II контракт на создание бронзового памятника, согласно которому его вознаграждение составляло всего лишь 200 000 ливров.

Интересно, что в Россию Этьен-Морис приехал вместе с талантливой 17-ней ученицей Мари-Анной Колло, впоследствии вышедшей замуж за его сына. Об отношениях скульптора и его юной помощницы долго ходили различные слухи, причем не всегда приличные.

Мнения о том, как должен выглядеть символ российского самодержавия, оказались весьма различными:

  • Глава Императорской академии искусств Бельский считал, что Петра I необходимо изобразить величественно стоящим во весь рост и со скипетром в руке.
  • Императрица Екатерина II хотела видеть своего предшественника на коне, но обязательно с символами царской власти в руках.
  • Просветитель Дидро намеревался вместо статуи создать большой фонтан с фигурами аллегорического толка.
  • Скромный чиновник Штелин направил в Академию художеств письмо, в котором предлагал окружить статую императора изображениями добродетелей типа Честности и Правосудия, попирающими ногами пороки (Хвастовство, Обман, Лень и т. д.).

Однако автор будущего памятника Медный всадник имел собственное представление о том, как должно выглядеть его творение. Фальконе отказался от аллегорической трактовки образа императора и намеревался показать его как великого законодателя и радетеля о благополучии своей страны. Согласно замыслу скульптурной композиции, она должна была демонстрировать торжество человеческой воли и разума над стихийными природными силами.

Фальконе подошел к созданию Медного всадника в Санкт-Петербурге весьма ответственно. Модель статуи создавалась на протяжении 1768–1770 годов на территории бывшей летней резиденции императрицы Елизаветы. Прототипом коня для монумента послужили два орловских рысака Бриллиант и Каприз, считавшиеся украшением царских конюшен. По просьбе скульптора был сделан помост, высота которого практически совпадала с будущим пьедесталом. Один из офицеров верхом взлетал на его край и ставил коня на дыбы, так что Фальконе мог зарисовать все особенности строения туловища и мускулатуры лошади.

Голову императора вылепила Мария-Анна Колло, поскольку варианты ее наставника не были одобрены Екатериной II. В чертах лица Петра I с широко раскрытыми глазами отразились основные качества государя: мужество, сильная воля, высокий интеллект, справедливость. За эту работу императрица удостоила талантливую девушку членства в Императорской академии художеств и пожизненной пенсии.

Конь, на котором сидит государь, попирает копытами змею, которую изготовил русский мастер Гордеев.

После изготовления гипсовой модели Фальконе приступил к отливке статуи, но столкнулся с рядом проблем:

  • Из-за размеров монумента даже литейщики с хорошей репутацией отказывались заниматься отливкой, поскольку не могли ручаться за качество работы.
  • Когда наконец скульптор нашел помощника – мастера по изготовлению пушек Хайлова, оказалось очень сложно подобрать правильный состав сплава. Поскольку памятник имел лишь 3 точки опоры, стенки его передней части должны были быть не толще 1 см.
  • Первая отливка скульптурной композиции в 1775 году оказалась неудачной. Во время работы в мастерской лопнула труба, по которой текла расплавленная бронза. Катастрофические последствия удалось предотвратить благодаря мужеству Хайлова, заткнувшего дыру собственной одеждой и залепившего ее глиной. По этой причине верхнюю часть памятника пришлось заливать повторно спустя два года.

Множеством легенд овеяно происхождение постамента Медного всадника. В народе он известен как Гром-камень. В альтернативных исторических теориях, касающихся строительства Санкт-Петербурга, он занимает ключевое место. Некоторые исследователи предполагают, что официальная версия, согласно которой Гром-камень был перевезен в город из окрестностей небольшого поселения Конная Лахта, сфальсифицирована.

Однако исторические документы и свидетельства очевидцев, в том числе и иностранного происхождения, опровергают предположение, что гигантская гранитная глыба для памятника Медный всадник до обработки находилась на территории Петербурга. Любые попытки связать ее с мифологической цивилизацией атлантов, якобы и являвшихся основателями города на этом месте, безосновательны. Технологии того времени вполне позволяли перевезти даже такую огромную скалу на место возведения памятника.

Гром-камень весил более 1600 тонн, а его высота превышала 11 метров, поэтому до берегов Финского залива он был доставлен на специальной платформе. Она передвигалась по 2 желобам, расположенным строго параллельно друг другу. В них размещались три десятка больших шаров, выполненных из медного сплава. Передвижение платформы было возможно лишь в зимнее время, когда грунт подмерзал и лучше выдерживал тяжелый груз. Транспортировка этого натурального пьедестала до побережья заняла около полугода, после чего по воде он был перевезен в Санкт-Петербург и занял отведенное ему место на площади в 1770 году. В результате обтесывания размеры Гром-камня существенно уменьшились.

Через 12 лет после прибытия Фальконе в Северную столицу его отношения с государыней существенно ухудшились, поэтому он был вынужден покинуть страну. Работами по завершению статуи руководил Фельтен, а в 1782 году состоялось ее торжественное открытие.

Фальконе изобразил Петра I в простом и легком одеянии, без излишней роскоши, приличествовавшей его статусу императора. Этим он стремился показать достоинства монарха как человека, а не как великого полководца и победителя. Вместо седла конь покрыт звериной шкурой, символизирующей приход в страну благодаря Петру I просвещения и благ цивилизации.

Голову статуи венчает лавровый венок, а у пояса прикреплен меч, что говорит о готовности правителя в любой момент выступить на защиту Отечества. Скала обозначает трудности, которые Петру пришлось преодолевать в период своего царствования. Постамент украшает надпись, являющаяся данью уважения императрицы Екатерины II своему великому предшественнику, на русском и латинском языках. В складках плаща спрятана другая надпись, свидетельствующая об авторстве памятника. Вес монумента составляет 8 тонн, а высота – 5 метров.

С Медным всадником связано множество легенд, одну из которых отразил Пушкин в одноименной поэме. Согласно некоторым из них:

  • Якобы еще до установки скульптурной композиции призрак Петра I встретился будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас располагается памятник. Почивший монарх предупредил своего наследника о грозящей тому опасности.
  • В 1812 году Медного всадника собирались эвакуировать, поскольку городу угрожали французы. Однако император явился во сне майору Батурину и сообщил, что пока он остается на месте, Петербургу ничего не грозит.
  • Некоторые люди верили, что памятник – это сам Петр I, решивший перескочить на любимом коне Неву со словами «Все Бога и мое». Однако он перепутал и сказал «Все мое и Бога», за что был покаран высшими силами и моментально окаменел прямо на площади.

Памятник доступен для свободных посещений. Увлекательный рассказ о создании статуи и преданиях, связанных с ней, вы сможете прослушать, приняв участие в обзорных экскурсиях по Санкт-Петербургу. Их стоимость составляет в среднем от 780 RUR за человека до 2800 RUR – 8000 RUR за группу (в зависимости от продолжительности тура).

Добраться до памятника можно несколькими способами:

  • От станции метро «Адмиралтейская» сверните налево к улице Малая Морская, затем поверните налево на проспект Декабристов и после этого сверните направо к берегам Невы. Путь займет не более 10 минут.
  • От станции метро «Невский проспект» пройдите вдоль канала Грибоедова до конца Невского проспекта и идите по направлению к Александровскому саду.
  • До Сенатской площади также курсируют автобусы № 27, 22 и 3, а также троллейбус № 5.

Медный всадник – это наиболее популярная достопримечательность Санкт-Петербурга, без осмотра которой получить полное представление о городе невозможно.

Комментарии по теме: Медный всадник

Добавить отзыв по теме:

страница будет перезагружена через: 5

Фото- и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях согласно лицензии Creative Commons.

Материалы: http://snovadoma.ru/interes/Monuments/mednyy-vsadnik/