1 ≫

Чтобы по-настоящему почувствовать эпоху Петра Первого, посетите дворец Александра Даниловича Меншикова на Университетской набережной Васильевского острова Санкт-Петербурга. Это первое каменное строение в Петербурге. Строительство началось в 1710 году после взятия Выборга, и уже в 1711 году князь Меншиков отпраздновал новоселье. Три века назад дворец был меньше по размерам, но европейские гости по праву называли дворец первого губернатора Санкт-Петербурга главным украшением Васильевского Острова. Кстати, Васильевский Остров был подарен Александру Меншикову Петром Первым.

Вход в музей несколько ниже уровня грунта, дворец за три столетия “врос в землю”.

В наше время в Меншиковском дворце была открыта экспозиция Эрмитажа, посвященная началу 18 века – времени основания Северной столицы. Во Дворец вы можете доехать с Невского проспекта до остановки “Университет” на 1,10,11 троллейбусе или 7, 24 автобусе. Музей начинает работу с 10-30, и если приехать к открытию, вы без очереди купите билет в кассе. Рекомендуем купить кроме билета в музей (300 рублей на март 2016 г.) билет на экскурсию (100 руб.). Экскурсии проходят примерно раз в полчаса, поэтому можно до времени начала экскурсии походить практически в одиночестве по старинному дворцу – в этом есть какая-то своя прелесть.

В музее есть гардероб, после которого попросят одеть войлочные тапочки поверх вашей обуви, поскольку будете ходить по плитке, которой более трехсот лет. Рекомендуем одеть удобную и легкую обувь без каблука.

В начале экспозиции представлена оригинальная плитка голландских мастеров, которую использовали в помещениях дворца. Позднее появится плитка российских мастеров. Отличить российскую от иностранной очень легко. Западные мастера на плитке изображали только сюжеты из жизни, а наши мастера в основном брали вдохновение из сказок и былин.

Перед осмотром помещений можно увидеть макет всего дворца. Музей в наше время занимает только часть здания.

По обычаю начала 18 века на первом этаже располагались хозяйственные помещения. Поварня – это место где готовили блюда для частых праздников во дворце. Всего было семь помещений, где готовили пищу. До нашего времени сохранилось только одно, где готовили блюда из мяса. Здесь представлена посуда 18-19 веков, подлинная кирпичная вытяжка над тремя дровяными печами.

Подлинные часы в рабочем состоянии и идут. Музей, кстати, славится множеством оригинальных часов, которые находятся в рабочем состоянии и время от времени можно слышать их бой.

Оловянная посуда в то время ценилась дороже, чем медная.

Это огромный ковш для пива из цельного куска липы. Две ручки – это корни дерева, идущие в разные стороны, а сама емкость выточена из основания ствола многолетнего дерева.

Фарфоровая посуда только начинала появляться, поэтому больше использовали металлические кувшины, кружки, тарелки.

В Поварне можно увидеть под толстым слоем штукатурки кладку, которой больше 300 лет.

Только представьте, как было жарко здесь, когда во всех трех печах разжигали огонь.

Во дворце губернатора Санкт-Петербурга была Токарня, где располагались различные станки, которые работали от ручного привода. Это настоящий токарный станок, на котором работал сам Петр Первый.

Это различные резаки для токарного станка.

Сундук для очень ценных вещей. Если присмотреться к крышке, то можно увидеть около трех десятков запоров, которые управлялись сложным механизмом под красивой металлической пластиной на крышке.

Шкаф с предметами обихода.

Эта комната за стеклом хранит настоящие костюмы Петра I. Ткань, которой больше трех столетий, помнит плечи первого российского императора и не любит света и сквозняка.

Макет первого корабля, который был собран на верфях Санкт-Петербурга. До недавнего времени такой корабль с алыми парусами проходил по Неве на выпускной вечер.

Это очень интересный экспонат – часть водопровода дворца Меншикова.

Далее мы попадаем в Большую палату.

“Нога колосса”, предмет-курьез – очень популярное в 17 веке итальянское произведение искусства. Пальцы выполнены из полудрагоценного оникса.

Для освещения Большой палаты на потолке висит ажурный медный многоярусный подсвечник.

В центре стол и стулья работы западноевропейских мастеров. На столе большая серебряная чаша. В нее помещали бутылки вина со льдом.

Стены покрыты шпалерами 17 века, на них сюжеты из истории македонского царя Персея.

Замысловатые резные фигуры украшают шкаф для одежды.

Красивые колоны, мраморный пол (сохранился до нашего времени), статуи Париса, Флоры и Геракла встречают нас в Больших сенях. Триста лет назад гости со стороны Невы попадали сначала в это помещение.

Просто не верится, что по мрамору в Больших сенях ступал сам Петр Первый и Александр Меншиков.

Напротив входа в 1717 году был установлен бюст Меншикова с главными орденами России, Польши и Пруссии: Святого Андрея Первозванного, Белого Орла, Черного Орла.

Это старейшая деревянная лестница Санкт-Петербурга. За бюстом светлейшему князю была видна дверь – это выход в сад дворца.

Легко представить, как Петр Первый стремительно вбегает по лестнице на второй этаж дворца.

Кованая решетка около лестницы сохранила до нас маленькую хитрость Меншикова – переплетенные вензеля императора Петра I и Александра Меншикова.

Кордегардия. В этом помещении, которое расположено рядом с Большими сенями, находился дежурный офицер и несколько офицеров охраны князя.

Поскольку “вахтерское” ничего неделание быстро приедалось, то здесь проходили веселые офицерские пирушки, к которым часто присоединялись Александр Данилович и Петр Алексеевич.

По парадной лестнице попадаем в Верхние сени. Здесь привлекает внимание шелковое полотно, сделанное в Китае в конце 16 века. Один мастер делал вручную 10 квадратных сантиметров полотна из тонких “секретных” шелковых нитей в течение года.

На полотне изображены играющие мальчики.

Из Верхних сеней поворачиваем налево и попадаем в Переднюю. Здесь посетителей встречали два секретаря князя.

На столе подлинная подпись Александра Меншикова. Первый губернатор Петербурга хорошо читал по-русски и по-польски, но не умел писать, по крайней мере кроме его подписи под документами до наших дней ничего не сохранилось.

Место второго секретаря. Уникальный комод с большим количеством секретных дверец и выдвижных ящиков. Все государственные бумаги оформляли секретари, Александр Данилович только ставил свою подпись под ними.

Если гость давал понять секретарям, что его дело может решить только Меншиков, его провожали в Предспальню. В этом светлом и уютном помещении решались государственные и политические дела. Здесь же создавались и утверждались планы строительства Санкт-Петербурга. На стене портреты князя и его супруги Дарьи Михайловны. По словам современников – это была крепкая и счастливая семья.

Кабинет из прихожей. Стены отделаны голландской фаянсовой плиткой. Печь украшена плиткой русских мастеров. Очень интересно сравнивать сюжеты европейцев и россиян.

На столе стоит серебряный корабль на массивной подставке. Это и есть та самая “штрафная”. Если гость опаздывал, корабль переворачивали и в подставку наливали около литра водки. Пока гость не выпивал до дна, корабль поставить было невозможно. Интересно, кто-нибудь опаздывал специально?

Варварин покой. Это спальня Варвары Михайловны – сестры супруги Александра Даниловича. Она всю свою жизнь посвятила семье и детям своей сестры. Часто помогала Меншикову, писала письма знатным людям Санкт-Петербурга. Комната отделана по моде того времени голландской плиткой. Это делало ее красивой, но очень холодной.

В комнате установлена большая печь. Около нее на длинной ручке висит “нагревательница постели”, в которую клали угли и ею прогревали постель перед сном.

Это женский туалетный столик. Здесь много серебряных и золотых шкатулок для различной косметики начала 18 века.

В спальне самого князя не сохранилась кровать, но стоит 300-летний дубовый шкаф.

Если потянуть за среднюю ножку шкафа, выдвигалась секретная полка для очень важных документов.

В этом комоде князь хранил свою огромную коллекцию монет разных стран.

Ореховая комната. Это любимая комната Петра Первого во дворце князя. Она стилизована под капитанскую каюту, из окон видна Нева. Здесь Император любил проводить время за игрой в шахматы.

На стене портрет Петра, который написан за три года до конца 16 века французским мастером во время Великого европейского посольства.

Шикарные стулья Ореховой комнаты помнят Екатерину Первую и Анну Иоанновну.

Большой зал. Здесь праздновали все победы русских войск, дни рождения князя Меншикова, его супруги и детей. Если 6 ноября Петр I был в Санкт-Петербурге, он непременно спешил на празднование дня рождения своего лучшего друга.

Это музыкальный Орган-позитив, созданный английскими мастерами начала 18 века.

Портретная. В Портретной совсем немного картин, но их стоит внимательно рассмотреть.

Западная передняя. С этой комнаты начинались покои супруги Меншикова – Дарьи Михайловны.

Западная часть дворца отделана шелками китайских мастеров.

В 18 веке в Европе и в России стали модными китайские вазы.

К сожалению в настоящее время не все комнаты Дворца Меншикова доступны для просмотра. Но даже эта, открытая часть 300-летнего Дворца и его помещений дает полное представление о жизни первого губернатора Санкт-Петербурга, сподвижника Петра I. Подлинные предметы интерьера воссоздают перед глазами картины начала основания Петербурга. Сохранившиеся до наших дней экспонаты находятся в превосходном состоянии! Советуем выбрать время и посетить этот Дворец-Музей.

Санкт-Петербург © 2017. All Rights Reserved.

Материалы: http://turpiter.ru/dvorets-menshikova-v-sankt-peterburge/

2 ≫

Фото Меншиковского дворца

Меншиковский дворец: режим работы, стоимость билетов, как добраться

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге расположен на Университетской набережной Невы напротив Адмиралтейства. Это одно из великолепнейших строений 18 века. Стиль здания отражает настроение и дух, с которым Петр задумывал построить величественный город на Неве.

Первый российский император Петр I, сам не ценивший роскоши и особого комфорта в бытовой жизни, в силу своей щедрости отвел своему другу, первому губернатору Петербурга, Александру Даниловичу Меншикову резиденцию на Васильевском острове. Здесь в 1710-1714 гг. с участием зарубежных архитекторов Г. Фонтана, Г. Шеделя и других знаменитых мастеров велось строительство дворца. Западноевропейские зодчие разработали облик дворца, но его строительством занимались русские умельцы – каменщики, столяры и художники. Уникальность здания в том, что оно использовалось и как служебное и как жилое помещение. В стиле строения видны как исконно русские черты, так и новые решения. В строительстве использовались новейшие достижения в области росписи и укладки камня. Скульптуры, украшающие помещения, выполнены в античном и итальянском стиле. Комнаты отделаны мрамором. К 1721 году Меншиковский дворец стал центром культурной жизни города. В нем были представлены ценные коллекции живописи и скульптуры, книги и монеты. Во дворце, который часто называли Посольским домом, проходили пышные приемы, праздники. Поэтому внутренняя отделка дворца была великолепна.

Напротив парадного входа у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие судна.

В 1727 г. губернатора Меншикова сняли с должности и отправили в изгнание. После ссылки царского фаворита в Сибирь, дворец горел. Знаменитый регулярный парк с оранжереей и цветниками, фонтанами и статуями был заброшен и погиб. Все имущество князя было изъято. Строение передается Первому кадетскому корпусу и перестраивается для нужд училища. В этом учебном заведении учились Суворов, Задунайский и другие знаменитые личности. С 1880 г. здание становится музеем Первого кадетского корпуса.

С 1956 года в нем проводились реставрационные работы. Они осложнялись тем, что здание многократно перестраивалось. Кроме того, уровень высокого крыльца из-за надстроек набережной и мостовой сильно опустился за три столетия. Цвет здания изменился с темно-красного до желтой охры. Благодаря большой работе реставраторов здание было восстановлено в первоначальном виде.

В 1981 году Меншиковский дворец был передан музею Эрмитаж. И стал открыт для посетителей.

Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.

Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.

К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кардегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями. С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.

По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои. В Ассамблейном - Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.

Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе - белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат. В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом. Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя. В кабинете - живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.

В центральном вестибюле – фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.

Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.

К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.

В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.

Рядом расположены достопримечательности

Рядом расположены гостиницы

расстояния рассчитаны по меткам на карте, действительные расстояния могут отличаться

Военно-морской музей

Артиллерийский музей

Юсуповский дворец на Мойке

Музей Фаберже

Железнодорожный музей

Михайловский замок (Инженерный)

Домик Петра I

Музей современного искусства Эрарта

Мраморный дворец

Елагин дворец

Меншиковский дворец

Строгановский дворец

Музей-макет «Петровская Акватория»

Гранд Макет Россия

Летний дворец Петра I

Музей Шалаш Ленина в Разливе

Дача Безбородко

Музей обороны и блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда - памятные места. День снятия блокады Ленинграда

Дорога жизни

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.

Материалы: http://www.spb-guide.ru/page_501.htm

3 ≫

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является жемчужиной в ожерелье достопримечательностей России. Это уникальное сооружение 18 века напоминает о бурной реформаторской деятельности Петра I. Изящество архитектуры здания ярко иллюстрирует стремление царя создать неповторимый и величественный город на берегах Невы, аналогов которому нет в мире. Санкт-Петербург обязательно должен посетить каждый человек хотя бы раз в жизни. Город оставит неизгладимое впечатление даже у самых искушенных ценителей ярких впечатлений. Аристократизм, легкость и манерность города только усиливаются от контраста с суровым свинцовым северного неба и белыми ночами.

Александр Данилович Меншиков был близким другом и сподвижником царя Петра I. О происхождении его достоверных сведений не сохранилось.

Однако его понятливость, сообразительность и исполнительность сделали его любимцем царя. Меншиков сделал головокружительную карьеру и прославился многими государственными делами. Именно ему царь Петр поручил обустраивать Северную столицу.

Благодаря неуемной энергии и хозяйственности царского любимца город стал быстро отстраиваться. Поэтому благородный облик Санкт-Петербурга, которым теперь восхищается весь мир, является во многом заслугой Александра Даниловича Меншикова.

Скромный в быту царь Петр выделил для своего друга шикарный участок для постройки дворца на Васильевском острове. Строительство сооружения велось в период с 1710 по 1714 год русскими умельцами.

В разработке проекта здания принимали участие специально приглашенные архитекторы Г. И. Шедель, Дж. М. Фонтана, Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон и Б. К.Растрелли. Возможно, поэтому стиль Меншиковского дворца напоминает стиль Зимнего дворца Петра I.

Как только был построен Меншиковский дворец, Санкт-Петербург обзавелся первым зданием из камня.

При укладке камня и росписи стен дворца использовались новейшие на тот момент технологии.

В 1727 году Светлейший князь попал в опалу и был изгнан. Дворец был передан Первому кадетскому корпусу, в котором учились такие выдающиеся люди, как Суворов и Задунайский. В 1880 году в здании был организован музей Первого кадетского корпуса.

С 1956 года сооружение находилось на реставрации. Была проведена колоссальная работа по восстановлению прежнего облика дворца. В 1981 году он передан Эрмитажу. С этого момента его может посетить любой желающий, чтобы окунуться в петровскую эпоху и насладиться красотой внутреннего убранства. На сегодняшний день музей является филиалом Эрмитажа.

Парадный центральный корпус здания обращен к Неве. Посередине фасада располагается массивное крыльцо. Боковые выступы здания с изогнутыми фронтонами декорированы золочеными княжескими коронами и вазами. Роскошное убранство фасада в виде корон и ваз является отличительной особенностью сооружения петровской эпохи. На крыше дворца находятся 6 статуй. По мнению специалистов, это Зевс, Юнона, Меркурий, Марс, Нептун и Венера. Парадный вход оформлен портиком с колоннами, которые поддерживают галерею-балкон. На нем во времена Светлейшего князя размещались музыканты. Рядом с крыльцом расположена пристань, к которой причаливали небольшие суда.

Вместе с Нижним садом, Картинным домом, Морским каналом и Нижними домами дворец образует ансамбль петровских времен, сохранивший композиционное единство, законченность и стилистическую целостность, характерную для того времени. В этом смысле он единственный на сегодняшний день.

Центральным входом в помещение служили Большие сени. К ним с восточной стороны примыкает Кордегардия, в которой располагалась почетная охрана и высокие военные гости, дожидающиеся приема.

С западной стороны к Большим сеням примыкают Большие палаты. Это помещение предназначалось для проведения пышных приемов. Оно богато обставлено мебелью из ценных пород дерева. Стены покрыты шпалерами итальянской работы XVII века и роскошными коврами.

К покоям князя можно подняться по парадной лестнице из дуба. Она сохранила первоначальный стиль петровского барокко.

В Большом зале — Ассамблейном — проводились знаменитые ассамблеи Петра I, праздновались победы и отмечались знаменательные даты. В дни приемов в нем могли поместиться более 100 человек. После изгнания Меншикова помещение было перестроено под церковь. Но реставраторам удалось восстановить прежний облик зала.

В восточной анфиладе находились секретари, которые вели деловую переписку князя. Известно, что сам он был неграмотным. Не было найдено ни одного документа, написанного им собственноручно.

Далее находятся помещения, украшенные изразцами которые в те времена считались признаком вкуса и богатства. Ими старались украсить лучшие помещения. Часть изразцов, которыми были облицованы комнаты Меншиковского дворца, были изготовлены в Голландии. Они покрывали не только стены, но даже потолки некоторых комнат. Хотя в то время многие богатые люди могли позволить себе только небольшие вставки голландских изразцов.

В интерьере помещений есть облицовка и русских мастеров. Изразцы производили на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны и Ямбурга. Комнаты также богато украшены мрамором.

Прихожая, расположенная в восточной анфиладе, выполняла роль столовой, приемной и кабинета.

В центральном вестибюле находятся оригинальные античные статуи, среди которых фигура бога света Аполлона римской работы II века нашей эры. Историки считают, что статуя была привезена из Греции. Хозяин дворца был большим любителем искусства и собрал целую коллекцию живописи, скульптур, оружия, монет и книг. Часть приобретенных князем античных статуй были установлены в Летнем саду.

Девичьи покои свояченицы князя Варвары декорированы милыми пасторальными сценками, голландскими и морскими пейзажами. Других подобных интерьеров первой трети XVIII века в России больше нет. Они уникальны и потрясающе красивы.

Производит сильное впечатление личный кабинет князя — Ореховый. Его отделкой занимались европейские и русские мастера. Для украшения помещения использовалось ореховое дерево и другие сорта ценных деревьев. В отделке присутствуют элементы из бронзы и черепахового панциря. Кабинет использовался для хранения раритетов и коллекций. Там была уникальная коллекция оружия и астрономические инструменты. В Ореховом кабинете Светлейший князь принимал особенно почетных и важных гостей. Большой любитель шахмат Меншиков любил здесь играть.

Его шахматный столик с фигурками из янтаря сохранился до наших дней. Известно, что с Меншиковым нередко играл в шахматы царь Петр.

Еще одной реликвией музея является портрет Петра I и зеркало в янтарном обрамлении, подаренное ему королем Пруссии в 1709 году.

Во дворце есть анфилада залов, декорированных в китайском стиле. Такое убранство тогда считалось модным и свидетельствовало о богатстве хозяина. Китайские товары были невероятно дорогими. И очень богатые люди не всегда могли обставить ими даже одну небольшую комнату.

Личные покои жены князя Дарьи Михайловны расположены в западной части 2-го этажа. Она занимала 6 помещений. К сожалению, отделка их не сохранилась. Там же, на втором этаже, находилась и княжеская домовая церковь.

На внутреннюю отделку не жалели средств. Она великолепна и поражает не столько роскошью и размахом, сколько тонким вкусом и чувством меры. В убранстве помещений нет вычурности и кричащей вульгарной роскоши. И это по достоинству оценили современники Меншикова. Дворец стал центром культурной и светской жизни Санкт-Петербурга.

Оцените статью: (2 голосов, средний бал: 4,00 из 5)

Материалы: http://gidpoletu.ru/chto-posmotret/menshikovskij-dvorec-v-sankt-peterburge.html