1 ≫

— (греч. xenos — чужой) во-первых, это навязчивый страх перед незнакомыми лицами. Второе значение слова: нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному . В этом втором значении слово «ксенофобия» является антонимом слова «толерантность». В связи с этим в последние времена, когда происходит массовое насаждение этой самой толерантности среди оккупированных народов, само слово «ксенофобия» стало ярлыком, который навешивается на тех, кто умеет трезво мыслить, кто видит и понимает всё омерзительное негодяйство, которое принесли в мир кукловоды, которые используют людей в качестве рабочего скота, но на словах провозглашая разного рода идеалы, светлые образы и борьбу за общечеловеческие ценности. В биологии ксенофобия является одним из инструментов, который позволяет сохранить не только себя (инстинкт самосохранения), но и свой род. Именно поэтому многие животные, у которых есть зачатки социальной жизни, являют ксенофобское поведение не только в межвидовом плане (защита от хищников, например), но и на уровне своего собственного вида, когда нетерпимость проявляется к особям, не входящим в клан, семейство, стадо. Тем самым свои охраняются от вымирания в условиях, когда идёт жёсткая борьба за ресурсы. Т. е. ксенофобия — это природный механизм, заложенный во всех животных (в том числе и самых простых, вроде насекомых) для охранения собственной жизни, жизнедеятельности собственного социума. Поэтому сегодня, когда провозглашается борьба с ксенофобией, надо понимать, что эти борцы идут против Природы. И совершенно не важно, что они при этом пытаются возразить, что человек обладает разумом, в отличие от животных, поэтому он может обуздать свои инстинкты. Это — совершеннейшая глупость, ибо зачем обуздывать (а по сути — разрушать) защитный механизм. Более того, человек сам по себе, по своей природе является врождённым ксенофобом. Когда маленький человечек рождается, он не приемлет никого, кроме своей матери. Только потом, через некоторое время в круг его маленького мира входят другие близкие родственники — отец, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Но к чужим людям маленький ребёнок относится настороженно и даже откровенно негативно вплоть до вступления в стадию полового созревания. Таким образом, ксенофобия — это здоровая реакция здорового народа на нездоровую этнополитическую обстановку . В рамках движения за возвращение слову «ксенофобия» статуса правильного слова, в обиход было введено понятие «кириофобия» , которое обозначает недоброжелательное отношение (а то и просто ненависть) гостей к хозяевам. Тем самым ксенофобия просто являет правильную реакцию на кириофобию. С другой стороны правильному смыслу слова «ксенофобия» противопоставляется слово «ксенофилия», под которой можно понимать болезненное состояние разума, характеризующееся отсутствием национального или расового инстинкта, склонностью к поношению собственной культуры, унижению своего народа и восхвалению всего чужого. Ксенофилия часто сопутствует либерализму и либеральной демократии, ставит под сомнение расовые и национальные различия между людьми, провозглашает, что залогом существования современного человеческого общества является смешение культур (см. мультикультурализм) и народов под знаменем либеральной демократии. Ксенофилия — это теория и идеология, свойственная космополитической интеллигенции, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя т. н. «общечеловеческих ценностей», провозглашающие свободу индивидуума во всех областях жизни как условие развития общества и экономики. Ксенофилия получила стремительное развитие во второй половине ХХ — первой половине XXI века, и часто сопутствует мондиализму. См. также: антифашизм, беженец, двойные стандарты, интернационализм, нацизм, национализм, политкорректность, раса, русофобия, скинхеды, средства массовой информации.

Смотреть значение Ксенофобия в других словарях

1. Мед. Болезненное состояние, проявляющееся в навязчивом страхе перед незнакомыми людьми; боязнь высоты.

Толковый словарь Кузнецова

Ксенофобия — Международно принятого определения ксенофобии не существует. Хотя это явление можно описать как отношение, предрассудок и поведение, которое отрицает, исключает и.

Ксенофобия — (xenophobia; ксено- + фобия) навязчивый страх - боязнь незнакомых лиц.

Большой медицинский словарь

Ксенофобия — (от греч. xenos - чужой и . фоб - . фобия),1) навязчивыйстрах перед незнакомыми лицами.2) Ненависть, нетерпимость к кому-либо иличему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Большой энциклопедический словарь

Ксенофобия — (от греч. xenos - чужой + фобия). 1. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами (см. Навязчивые состояния).2. Негативное отношение, в частности недоверие и даже ненависть к иностранцам.

навязчивый страх — боязнь незнакомых лиц.

Ксенофобия — (от греч. xenos - чужой и phobos - страх) - англ. xenophobia; нeм. Xenophoby. чешск xenofobie. Навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним.

КСЕНОФОБИЯ — КСЕНОФОБИЯ, -и, ж. (спец.). 1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами. 2. Ненависть, нетерпимость к чему-н. чужому, незнакомому, иностранному.

Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :

Посмотреть в Wikipedia статью для Ксенофобия

Онлайн словари и энциклопедии в электронном виде. Поиск, значения слов. Онлайн переводчик текста.

Материалы: http://slovariki.org/politiceskij-slovar/2913

2 ≫

Ксенофобия

страх перед иностранцами или ненависть к ним; этноцентризм, приобретающий патологические формы.

КСЕНОФОБИЯ

1) навязчивый страх перед незнакомыми лицами; 2) ненависть, неприязнь к кому-, чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

КСЕНОФОБИЯ

от греч. xenos - чужой и phobos - боязнь) - навязчивый страх перед чужими лицами, народами; боязнь всего незнакомого, малоизвестного.

КСЕНОФОБИЯ

гр. xenos чужой + phobos страх) - страх, ненависть, нетерпимость ко всему чуждому, незнакомому или чужому для образа жизни данного общества или индивида.

КСЕНОФОБИЯ

греч. xenos — чужой и phobos — страх, боязнь) — боязнь чужого, иностранного; нетерпимость по отношению к представителям других культур, наций, государств.

КСЕНОФОБИЯ

(xenophobia) В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском языке или джингоизм (jingoism) в английском, обозначающих гипертрофированное чувство патриотизма или завышенную национальную самооценку, т.к. является негативным чувством. Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких как либерализм и социализм, и движет более доктринерскими политическими явлениями – расизмом и национализмом. Создается впечатление, что элементы ксенофобии наиболее заметны там, где рушатся традиционные структуры, как это было в Германии после 1918 г. или в Восточной Европе в 1990-е гг. после крушения коммунистической системы. Чаще всего ксенофобия направлена против иммигрантов и евреев.

КСЕНОФОБИЯ

греч. xenos — чужой) во-первых, это навязчивый страх перед незнакомыми лицами. Второе значение слова: нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному . В этом втором значении слово «ксенофобия» является антонимом слова «толерантность». В связи с этим в последние времена, когда происходит массовое насаждение этой самой толерантности среди оккупированных народов, само слово «ксенофобия» стало ярлыком, который навешивается на тех, кто умеет трезво мыслить, кто видит и понимает все омерзительное негодяйство, которое принесли в мир кукловоды, которые используют людей в качестве рабочего скота, но на словах провозглашая разного рода идеалы, светлые образы и борьбу за общечеловеческие ценности.

В биологии ксенофобия является одним из инструментов, который позволяет сохранить не только себя (инстинкт самосохранения), но и свой род. Именно поэтому многие животные, у которых есть зачатки социальной жизни, являют ксенофобское поведение не только в межвидовом плане (защита от хищников, например), но и на уровне своего собственного вида, когда нетерпимость проявляется к особям, не входящим в клан, семейство, стадо. Тем самым свои охраняются от вымирания в условиях, когда идет жесткая борьба за ресурсы. Т. е. ксенофобия — это природный механизм, заложенный во всех животных (в том числе и самых простых, вроде насекомых) для охранения собственной жизни, жизнедеятельности собственного социума. Поэтому сегодня, когда провозглашается борьба с ксенофобией, надо понимать, что эти борцы идут против Природы. И совершенно не важно, что они при этом пытаются возразить, что человек обладает разумом, в отличие от животных, поэтому он может обуздать свои инстинкты. Это — совершеннейшая глупость, ибо зачем обуздывать (а по сути — разрушать) защитный механизм.

Более того, человек сам по себе, по своей природе является врожденным ксенофобом. Когда маленький человечек рождается, он не приемлет никого, кроме своей матери. Только потом, через некоторое время в круг его маленького мира входят другие близкие родственники — отец, бабушки и дедушки, братья и сестры. Но к чужим людям маленький ребенок относится настороженно и даже откровенно негативно вплоть до вступления в стадию полового созревания.

Таким образом, ксенофобия — это здоровая реакция здорового народа на нездоровую этнополитическую обстановку .

В рамках движения за возвращение слову «ксенофобия» статуса правильного слова, в обиход было введено понятие «кириофобия» , которое обозначает недоброжелательное отношение (а то и просто ненависть) гостей к хозяевам. Тем самым ксенофобия просто являет правильную реакцию на кириофобию.

С другой стороны правильному смыслу слова «ксенофобия» противопоставляется слово «ксенофилия», под которой можно понимать болезненное состояние разума, характеризующееся отсутствием национального или расового инстинкта, склонностью к поношению собственной культуры, унижению своего народа и восхвалению всего чужого. Ксенофилия часто сопутствует либерализму и либеральной демократии, ставит под сомнение расовые и национальные различия между людьми, провозглашает, что залогом существования современного человеческого общества является смешение культур (см. мультикультурализм) и народов под знаменем либеральной демократии. Ксенофилия — это теория и идеология, свойственная космополитической интеллигенции, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя т. н. «общечеловеческих ценностей», провозглашающие свободу индивидуума во всех областях жизни как условие развития общества и экономики. Ксенофилия получила стремительное развитие во второй половине ХХ — первой половине XXI века, и часто сопутствует мондиализму.

См. также: антифашизм, беженец, двойные стандарты, интернационализм, нацизм, национализм, политкорректность, раса, русофобия, скинхеды, средства массовой информации.

КСЕНОФОБИЯ

от греч. xenos — чужой и fobos — страх) — ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

Многие антропологи полагают, что ксенофобия имеет биологическую природу. Нежелание вступать в половые отношения для продолжения рода с существами иного облика и происхождения характерны для мира животных. Инстинкт сохраняется и в глубинах человеческой психики и лежит в основе межрасовых и межнациональных отношений.

Доказано, что слишком близкая степень родства в этнической единице (роде, племени, народе) ведет к серьезным отрицательным последствиям для генетического здоровья социума. Оттого в религиозной традиции, в культуре всех без исключения народов запрещены браки по прямой линии: между родителями и детьми, а также между братьями и сестрами.

Но не менее важным обстоятельством является то, что браки между людьми иных рас тоже не привели к появлению жизнестойкого потомства. В этнологии существует многочисленная литература о «метисации» как явлении, отрицательно сказавшемся на общем ходе этнической истории человечества.

История не знает примеров, когда метисные группы населения становились субъектами исторического процесса. Например, совершенно не состоятелен миф о «котле» или «тигле», в котором сплавилась американская нация, представляющая собой единый народ. На самом деле США — это государство, где до сих господствуют т. н. WASP — белые люди англосаксонского происхождения, исповедующие протестантизм. А другие группы населения — католики итальянцы, ирландцы и многочисленные выходцы из стран Латинской Америки («латинос»), потомки вывезенных из Африки рабов, называемых в США «афроамериканцами», выходцы из Азии — японцы, китайцы, индусы, за все время существования государства не имели реального влияния ни в политике, ни в экономике, ни в культуре.

Единственное исключение из многочисленных этносов, которые смогли достичь этого, составляют американские евреи. Но и те, также как и представители других малых этнических групп, называя себя «американцами», продолжают осознавать себя представителями своего народа, стараются жить изолированно от представителей других наций в «чайна-таунах», в Гарлеме, Южном Бронксе, Бруклине, в районе Брайтон-Бич в Нью-Йорке и т. п.

Инстинкт, лежащий в основе ксенофобии, обусловил и принципы организации родоплеменных формирований. «Чужак», пришелец из чужого родаплемени воспринимался как враждебное существо. Даже в человеке, говорящем на языке данного народа, его представители видели врага, если он не являлся частью их мира — рода, клана, фратрии, деревни, общины. Куда ярче ксенофобия проявлялась по отношению к людям, заметно отличавшимся физическим обликом от коренных жителей данной местности.

Неприятие внешних черт чужого — разреза глаз, цвета кожи, формы носа и ушей иноземцев — было обусловлено рядом причин, берущих начало и в биологической природе человека, и в социальных нормах, выработанных тысячелетиями.

В библейской версии мировой истории родоначальниками основных рас человечества являются дети патриарха Ноя. Сим положил начало семитической расе — евреям, арабам, берберам, Хам — прародитель народов африканских, негроидов (хотя понятие «хамитские» относится исключительно к европеоидным североафриканским народам — египтянам (коптам), нилотам и пр.). От Иафета произошли индоевропейцы и представители кавказской языковой семьи народов.

Религиозная санкция неравноправия рас и народов (как разнятся исторические судьбы потомков Сима и Хама!) до сих пор является одним из главных мотивов воспроизведения ксенофобии во всех ее проявлениях. С точки зрения как католиков, так и протестантов, народы нехристианские находятся вне истории и подлежат либо крещению, либо уничтожению.

В православии отсутствуют традиции активного миссионерства, основанного на принуждении. Ненасильственная форма приобщения неверующих к вере во Христа оказала влияние и на то, что враги веры избрали агрессивный метод борьбы с православием.

Одной из развитых форм ксенофобии, имеющей богатую историко-литературную традицию, является русофобия. От других форм ксенофобий ее отличает то, что ее творцами были не только представители малых народов России, но и сами русские — главным образом в лице ее ориентированных на европейские и еврейские ценности литераторов и общественных деятелей: В. Белинского, А. Герцена, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского, Г. Плеханова, В. Ленина, «писателей-шестидесятников», публицистов-«демократов» эпохи М. Горбачева и ельцинского периода.

Ксенофобия, являясь не только социальным продуктом, но и проявлением биологической сущности человека, нередко используется как средство достижения теми или иными силами политических целей. Пропагандируя идею физического истребления ненужных истории наций — евреев, цыган, славян, для того, чтобы восторжествовали правильные народы, к власти в Германии в 1933 г. пришел А. Гитлер (см. Национал-социализм).

Реализуя свой проект о праве «богоизбранного народа» на Палестину, сионисты изгнали с захваченных ими территорий миллионы арабов. Решительные меры против обитателей парижских пригородов арабского и африканского происхождения, устроивших масштабные беспорядки в Париже и пригородах в 2005 г., позволили министру внутренних дел Франции Н. Саркози настолько радикально повысить свой политический рейтинг, что весной 2007 г. он был избран президентом страны.

Попытки использовать ксенофобию в качестве инструмента для достижения политических целей неоднократно предпринимались и в России. Объектом ненависти на национальной почве нередко становились в XIX–XX вв. евреи, представители горских народов Кавказа. Причинами являлись та роль, которую евреи сыграли в разжигании русской революции и сознательно культивируемой ими русофобии, и агрессивность многих кавказских народов по отношению к славянам, выразившаяся и в откровенной поддержке гитлеровцев во время Великой Отечественной войны.

Одной из причин «кавказофобии», нелюбви в России к «лицам кавказской национальности» являются и принципы национальной политики, введенные антирусски настроенными руководителями советского государства, согласно которым республики Кавказа получили преференции, несовместимые с их реальным вкладом в жизнь государства. Отсутствие в горах промышленности не позволило сформироваться на Кавказе «рабочим традициям», поэтому многие из представителей горских народов занялись торговлей, посредничеством. Немало трудоспособных горцев влилось в криминальные структуры. Это стало причиной «ненависти к торгашам» на территории России. Непропорционально (согласно этнической структуре населения) большое количество выходцев с Кавказа и из среднеазиатских республик бывшего Союза в сфере торговли и услуг, их засилье на рынках и других торговых площадках, часто паразитический характер их посреднического бизнеса создают базу для роста негативного отношения к ним среди русского населения.

Неуважение к русским традициям, невнимание государства к вопросам адаптации разных этносов проявилось в карельском городе Кондопога, в Москве, в других регионах России.

Массовая миграция в Россию представителей как азиатских (Китая, Вьетнама), так и африканских государств заметно способствует росту ксенофобии в обществе, что активно используется экстремистскими политическими силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране.

Лозунги ксенофобского содержания используют молодежные формирования скинхедов, футбольных фанатов и иных деструктивных сил. В России уже состоялось несколько судебных процессов, когда к уголовной ответственности были привлечены граждане, совершившие преступления на почве национальной неприязни.

Роль государства в уничтожении ростков естественной ксенофобии очень велика: его задача — культурное просвещение и воспитание разных народов, ознакомление с бытовыми, религиозными и культурными традициями друг друга, формирование атмосферы сближения и сотрудничества.

Материалы: http://politike.ru/termin/ksenofobija.html

3 ≫

Ксенофобия дословно с греческого языка переводится как «боязнь незнакомцев». Исторически и даже биологически ксенофобия определяется как важнейший защитный механизм, направленный на сохранение своего вида и в частности самого себя.

С современной точки зрения ксенофобия рассматривается как ненависть к чужому и непривычному, которая рассматривается индивидом как нечто враждебное и непостижимое. Подобная идея, которая возводиться до уровня системы ценностей, мировоззрения, может становиться навязчивой и враждебной, деля людей на классы по социальному статусу, вероисповеданию, расе, национальности и пр. признакам.

Понятия «ксенофобия» и «толерантность» являются противоположностями по отношению друг к другу.

Ксенофобия – это боязнь незнакомых людей, иностранцев как носителей иной культуры и ценностей; иррациональная, навязчивая и неконтролируемая нетерпимость чужого.

Страх основан на вероятности потери своей индивидуальности, культурной и национальной тождественности, своей безопасности; а также на потери физической и эмоциональной благоустроенности в окружающей среде, в мире людей, близких по месту жительства, социальному статусу, вероисповеданию с одной и той же этнической принадлежностью.

Этот страх не обязательно основан на социальной поддержке или на уровне государства и законов. Человек не принимает любую культурную ценность, традицию или норму, которая не вписывается в его систему норм комфорта, воспринимает её как чужую, недружелюбную и опасную для себя и окружающих.

Такой человек очень болезненно свыкается с переменами, и все новое постоянно сравнивает с привычными устоявшимися традициями в его комфортной среде.

Природа и особенности мышления ксенофоба во время конфронтации с объектом своего страха:

  • «Я вижу перед собой чужака». Неважно, каков он и почему отличается от меня или моей группы комфорта.
  • «Чужой мне – угроза для меня, и неизвестно какие проблемы он может мне принести».
  • «Я боюсь незнакомца, и должен оградить от будущей опасности себя и своих близких». Также возможны и следующие модели мышления: «Я должен оградить себя от него» или «Должны оградить его другие, чтобы чужак никому не навредил или не создал последователей с такими же странными, неправильными, иными идеями».

Ксенофобия многогранна, и ее проявление может быть разным. Например, есть люди, внешне вполне терпимы, но которые никогда не разрешат выйти своей дочери замуж за иностранца или представителя иной веры. Есть ксенофобы, которые ненавидят «иных» молча. Это скрытая форма. Также существует проявление ксенофобии и в открытой или агрессивной форме. Это силовая борьба с «иными», их правовая и социальная дискриминация или физическое уничтожение.

Проблема ксенофобии не всегда состоит в гонении или преследовании «чужаков». В первую очередь, деструктивные психологические процессы приносят вред самому ненавидящему человеку, который тратит колоссальное количество своей энергии на непринятие или разрушение вместо того, чтобы тратить её на созидание.

Неприятие любых отличий является основой психологии страха ксенофоба. Разногласия и различия становятся проблемой. А деструктивная сущность страха не дает её решить, порой её усугубляя и усиливая панику перед возможной угрозой.

Не стоит путать следующие понятия:

  • Ксенофобия и расизм. Ксенофобия – это неприятие всего чужого в целом, а расизм – узкое понятие, включающие в себя ненависть к людям иных рас.
  • Ксенофобия и национализм. Национализм, если это не его крайнее проявление шовинизм, не предусматривает ненависть к другим народностям и нациям.

Причины ксенофобии исторически детерминированы опасениями перед чужими этническими группами. И это вполне логично объясняется, поскольку чужие почти никогда не приходили «в гости» с добрыми намерениями, их главной задачей было захватить территорию и ресурсы на ней, ассимилировать народ и его культурные традиции. Поэтому возникала биологическая основа страха, направленная на самозащиту и сохранение своего рода, этноса, вида.

Сегодня же причины возникновения фобии довольно разные:

  • Страх можно перенять под влиянием официальной идеологии, общества, модных течений и мировоззрений. Этот механизм был сформирован психологом Генри Тэджфелом, и обрел название «групповой фаворитизм». Своя общественная группа обретает преимущество по сравнению с другими. Группа комфорта оказывает влияние на личностную систему ценностей. Так образуется положительная или негативная идентичность. В первом случае человек доброжелательно относится не только к своей группе, но и к другим. Во втором – авторитет приобретает только своя группа, все остальные автоматически становятся чужими, а значит, небезопасными, следовательно, от них нужно оградиться.
  • Так называемая генетическая ксенофобия. Вызвана историей негативных взаимоотношений (захватнические войны, геноцид и пр.), и передается из поколения в поколения.
  • Жизнь в больших мегаполисах может порождать и усиливать страх за счет большого количества некоренных жителей.
  • Незнание и непонимание чужих обычаев, культурных ценностей, языков порождает страх. На этой почве возникает гомофобия, религиозная ксенофобия, этническая нетерпимость и т.д.
  • Процессы глобализации стирают культурные особенности, вследствие чего может возникать боязнь утраты культурной или этнической идентификации.

  • Расовая ксенофобия — это идеология, которая основана на представлениях об интеллектуальном и физическом неравенстве человеческих рас, а также на преимущественном воздействии одной расы на культурное и историческое развитие в мире. Расовые признаки обусловливают характер, особенности интеллекта, поведение, характер, систему ценностей конкретного индивида конкретной расы, а не социума в целом. Это понятие включает в себя обязательное деление людей на высшие и низшие расы, где одни преобладают во всех проявлениях над вторыми. По их мнению, высшие расы являются двигателями прогресса, создателями цивилизации, и которые должны главенствовать над представителями низших рас.
  • Религиозная ксенофобия — это интолорентность по отношению к людям другого вероисповедания. Наиболее ярко выражена религиозная ксенофобия по отношению к мусульманам, которые стереотипно ассоциируются с террористами и боевиками. Также широко присутствует нетерпимость и среди разных конфессий христианства.
  • Территориальная — разделение людей по территориальному признаку: «городской- деревенский», «столичный-провинциальный», «из центра-окраины». На этом принципе строятся и молодежные банды, которые делят на «своих и чужих» по территориально-районному признаку.
  • Этнофобия — основана на дискриминации людей по их национальным или этническим особенностям. Широко известные такие идеологии, как антисемитизм – ненависть к представителям еврейского народа, синофобия – ненависть к китайцам. Шовинизм является крайней формой этнической ксенофобии. Шовинизм – это идеология, которая основана на представлениях о национальном превосходстве перед теми или другими нациями и народностями. Обычно, шовинизм предполагает активное проповедование своих идей с целью детерминировать свое право на дискриминацию представителей иных этносов и наций. Шовинизм бывает идейным, государственным, великодержавным, социальным.
  • Бытовая ксенофобия — страх перед незнакомцами как таковыми в независимости от их отличий.
  • Социальная ксенофобия — это непринятие иностранцев (беженцев, мигрантов, гастробайтеров), которые могут занять рабочие места коренного населения. Социальная ксенофобия:
  1. Сексизм – предвзятое отношение к людям, основанное на половых (гендерных) отличиях.
  2. Эйджизм – дискриминация по возрасту.
  3. Гандикапизм – предвзятое отношение к людям с ограниченными физическими возможностями.

Ксенофобия и экстремизм тесно связаны между собой. Пока страх чужого остается на уровне обычного неприятия, ксенофобия не опасна. Но когда страх возводиться в разряд мировоззрения, а борьба с ним – в цель жизни, тогда и возникает экстремизм как жесткая и бескомпромиссная идеология, которая посредством демагогии, жарких лозунгов и слепого подчинения её последователей провоцирует теракты и массовые беспорядки.

  • Непринятие компромиссов и диалога с руководством государства.
  • Беспрекословное подчинение участников движения приказам руководителей.
  • Идеология и постулаты движения базируются на стереотипах, невежестве и первобытных инстинктах, а не на знаниях и опыте.
  • Устремление к правлению и власти толпы.

История знает многоженство примеров проявления ксенофобии. Это и фашизм – идеология, которая включает в себя шовинизм, расизм, антилиберализм и политику геноцида, Крестовые походы, междоусобные войны между католиками и протестантами (Контрреформация) и многие другие.

Ксенофобия является социально опасным феноменом, который порождает негативные предрассудки по поводу «чужаков», желание изолироваться, оттолкнуть «врага» и дискриминировать его.

Поскольку ксенофобия развивается не только на уровне одного индивида и небольших групп, но также и на уровне общества и отдельных государств, то она становится серьезным и опасным психологическим мотивом для манипуляции общественным сознанием, а также развязывания конфликтов и войн.

Истребить ксенофобию невозможно. Она существует ровно столько, сколько и само человечество. Меняются страны, эпохи, объекты страха и дискриминации, но психологический механизм фобии противопоставления мы-они остается всегда универсальным.

Лишь осознание ксенофобии как опасного общественного феномена возводит ее в ранг особо важных социальных проблем, которые должны решаться на мировом и государственном уровне, в частности, через:

  • Профилактическую и образовательную работу на уровне образования.
  • Изучение неизведанного. Знание культуры, традиций других народов и групп людей уменьшает страх и вызывает понимание.
  • Политическое сотрудничество в вопросах, касающихся ксенофобии, острое её осуждение на государственном уровне. Пропаганда толерантности, авторитетные экспертные оценки могут снизить уровень страха и заменить его на терпимость.
  • Нейтрализация объединений, которые выступают против конкретных групп населения.
  • Воспитание толерантности на уровне семьи.

Поскольку в феномене ксенофобии лежат в том числе и биологические механизмы, она в той или иной степени присуща каждому человеку. Но альтернативой страху перед чужим может быть простое человеческое любопытство, которое позволяет изучить и понять что-то новое, вместо того, чтобы его бояться.

Материалы: http://vseostresse.ru/fobii-i-straxi/ksenofobiya.html