1 ≫

Виды творчества

Разные виды творчества

Музей Клюни находится в самом центре Парижа, в Латинском квартале, на пересечении оживленных улиц Сен-Жермен и Сан-Мишель, напротив Сорбонны.

Сегодня в музее Клюни представлено огромное количество раритетов: от манускриптов, каменной и деревянной скульптуры до картин, предметов религиозного культа и бытового обихода, гобеленов, эмалей и витражей.

Однако есть в недрах музея место (зал №13), отличающееся особой атмосферой благоговейного восторга и восхищения, где стоят молча или говорят шепотом. Каждый приходящий в Клюни готов ко встрече с мировой знаменитостью — Прекрасной и загадочной Дамой.

Специально организованный затемненный зал демонстрирует серию из шести гобеленов под названием «Дама с единорогом». Шпалеры очень старые (датируются концом 15 века). В 1975 году их отреставрировали.

Название цикла условно и возникло в XIX веке. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» и впервые описала их в своем романе «Жанна» (1844 г.).

Другой знаменитый писатель, П. Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством.

Дама с единорогом. Вкус.

Вопрос авторства «Дамы с единорогом» до сих пор остается темным. Для обычного созерцателя этого творения столь давних времен гораздо важнее сама встреча с красотой и поэзией. Не случайно гобелены вдохновили множество поэтов, писателей, художников, тем самым приумножив свою славу и укрепив мифологию.

Дама с единорогом. Слух.

Яркие краски, розовый или красный фон, разнообразие костюмов и украшений придают циклу праздничный и изысканный вид. Особый интерес представляет изящное плетение растительных и животных мотивов, так называемый мильфлёр.

Дама с единорогом. Зрение.

Редко можно увидеть в шпалерах столь обширный бестиарий, как в «Даме с единорогом»: перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные.

Дама с единорогом. Обоняние.

По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют пять чувств.

Дама с единорогом. Осязание.

На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. «Слух» символизирует играющая на клавире дама, «Вкус» — дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки.

В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик, из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна. «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога.

Наиболее загадочной остается шестая, самая большая из шпалер — «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла.

Толкование аллегорий неизбежно подводит нас к многозначности символов, с ними связанных.

Единорог известен по мифам и легендам еще с библейских времен. Универсальность этого фантастического существа (хотя находились люди, рассказывавшие о встрече с ним) поистине удивительна. Он мог символизировать храбрость, мудрость, благородство и вместе с тем — силу, ярость, гордыню.

Как видим, качества достаточно универсальные, но особо приложимые к Средним векам, к рыцарской эпохе. Не случайно единорог в паре с Дамой может символизировать мужское начало (рог как фаллический символ) и помещаться как в куртуазный контекст, так и совсем наоборот.

Нечто подобное демонстрирует средневековый аллегорический «Роман о Розе». М.Э.Брюэль, французская исследовательница, трактует аллегорию гобеленового цикла, опираясь на этот роман: она считает, что каждый гобелен олицетворяет различные свойства Любви. Безусловно, куртуазный культ прекрасной Дамы нашел удобный мифологический фундамент в легенде. Единорог не мог быть пойман и приручен никем, кроме юной девственницы. Сцена пленения единорога Девой становится аллегорией любви и целомудрия. Рыцарская литература не обошла своим вниманием данный сюжет.

Образ единорога имеет и христианское толкование: единорог символизирует Христа, его рог воплощает силу и божественное единство, девственница — Деву Марию. Эпизод укрощения единорога, когда он засыпает, возложив голову на колени Дамы, символизирует непорочное зачатие Девой Марией Христа во плоти. Очищающая сила рога — также весьма распространенная католическая аллегория слова Божия.

Под влиянием античности и в связи с гуманизацией позднего средневековья история Дамы с единорогом приобретает новые смысловые оттенки — этического и обобщенно-философского порядка. Каждое человеческое существо содержит в себе бессмертное начало — душу, находящуюся в извечном и нерасторжимом союзе с телом. Именно она — душа — определяет моральный выбор человека, хаос земных отношений направляет к высшей истине, она должна научиться контролировать чувства, связывающие ее с материей, чтобы получить возможность постичь духовную свободу.

В аналогичном ключе интерпретирует цикл «Дама с единорогом» Х.М.де Фараминьян, выстраивая свою последовательность и соотнося каждое изображение с шагами, которые должна сделать душа, чтобы подняться от материального к духовному.

На шпалере «Осязание», по его мнению, цепи, обвивающие талию Дамы, символизируют путы материи. Цепями скованы и животные. Рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему.

Во «Вкусе» сокол, сидящий на руке Дамы, представляет «конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей».

«Зрение», где взгляд Дамы устремлен на единорога, а тот отражается в зеркале, демонстрирует отказ смотреть на земное, светское. Нежно-умиротворенный взгляд Дамы означает созерцание духовного.

В «Обонянии» Дама плетет венок, ее талию охватывает монашеская веревка, указывающая на решение отречься от всего материального. Ароматом цветов наслаждается обезьянка, возможно, символизирующая интуицию – «последний мост, по которому остается пройти, чтобы достичь духа».

Гобелен «Слух» называют еще «музыкой сфер». Царящее здесь умиротворение и гармония воплощают мир духа.

«А mon seul dsir» — «По моему единственному желанию». Эти слова в качестве девиза начертаны на вершине шатра, в который Дама сможет войти, окончательно отрешившись от материального. Символом отречения служит жест Дамы, укладывающей драгоценности в шкатулку, которую держит служанка.

Тем самым проясняется смысл названия гобелена: «По одному моему желанию», иначе говоря «Согласно моей воле».

Еще одно любопытное толкование, где-то пересекающееся, где-то противоречащее общепринятому:

Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — ласкающей двух белых единорогов.

И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты. Лев в геральдике представлял материю или силу, материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла душу — как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу.

Дама, душа, находится между львом-материей и единорогом-духом. Рассматривая гобелены, мы можем узнать интересные подробности о том пути, который должна пройти душа, прежде чем она научится властвовать над материей, львом, с помощью духа, единорога.

В каком порядке располагались гобелены? На этот счет существуют разные предположения, лично я разместил бы их так: «Осязание», «Вкус», «Зрение», «Обоняние» и «Слух». Затем гобелен с девизом «Мое единственное желание», гобелен с Дамой на троне и, наконец, гобелен с Дамой и двумя единорогами. (Замечу, что другие исследователи предлагают иной порядок).

Такое расположение гобеленов не произвольное. Оно соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от материального к духовному: от самых материальных чувств — осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое, духовное, и к самым тонким чувствам — обонянию и слуху. Три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей.

Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде — меняются и ее одежда, и прическа, и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания. Дама-душа — это еще и двойственность нашего разума: практического, конкретного разума и чистого разума. Первый склоняется, по Канту, к гипотетическим императивам материального мира, а второй, наоборот, к категорическим императивам мира духовного.

Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.

На этом гобелене Дама смотрит вправо и держит в правой руке четырехугольное знамя льва, а левой рукой сжимает рог единорога. Некоторые исследователи видят в нем фаллический символ, однако здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.

Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты, а в небе сокол пытается поймать цаплю. Среди животных мы видим обезьянку. Она появится и на гобелене «Обоняние» — когда вновь Даме нужно будет принять важное решение, когда нужно будет выбрать.

На льве и единороге церемониальные плащи, они оба несут знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог — четырехугольный флаг льва. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Дама приручила сокола, которого мы видели на предыдущем гобелене, и удерживает его сокольничьей перчаткой из кожи. Сокол (или попугай, как полагают некоторые комментаторы) представляет конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает желуди и отдает их птице.

Вероятно это говорить о том, что Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение.

Зеркало можно сравнить с нашим разумом, который на предыдущем гобелене символизировала вода в Чаше, приведенная в движение, оттого что Дама доставала оттуда желуди для сокола. Теперь, когда волнение воды успокоилось, она стала подобной зеркалу и в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, может олицетворять разум в движении, а ровная поверхность зеркала — это разум в состоянии покоя, который тогда отражает единорога, духовное. Левой рукой Дама обнимает единорога за шею.

Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, — так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

«Обоняние»: отречься от материального

Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка может символизировать интуицию, последний мост, по которому нам остается пройти, чтобы достичь духа.

Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка — она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу. Лев и единорог снова со щитами, и они снова держат не свои знамена. Снова борьба, и обезьянка вновь появляется в час выбора.

Лица Дамы и ее служанки — души и ее сознания — умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Снова прическа Дамы напоминает язык пламени, а все животные освобождены и мирно отдыхают. Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей, держат собственные знамена. Они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах — решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.

Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание — достичь Мудрости и соединиться с Духом. Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Там, в шатре — а это символ все преобразующей алхимической печи, атанора, — осуществится ее окончательное преображение. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, их знамена опять поменялись местами, но они обнажены и у них уже нет щитов — они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени. Остроконечное украшение на головном уборе Дамы указывает на ее пробуждение и внутренний свет, который освещает ее спокойное лицо. На служанке похожий убор, а сбоку ото льва сидит на подушке собачка, может быть, олицетворяя подчиненные разуму инстинкты.

Два гобелена, которые были утеряны и которые описала Жорж Санд, должно быть, рассказывают о продолжении процесса восхождения души. Ни на одном из них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама, душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» — цель длинного пути души к ее небесным истокам.

Действие происходит на небольшом круглом острове. Остров этот утопает в цветах и буйной растительности; на нем живут разные домашние и дикие животные, которые на первых коврах недоверчивы или враждуют друг с другом, а на последних, когда Дама-душа овладевает своими чувствами, сосуществуют в мире и гармонии. Церемония преображения происходит в особом огороженном месте — чтобы развиваться, душе необходимо ограничить область своей работы.

Кроме того, этот срединный остров символизирует преодоление противоположных начал. Здесь не только лев и единорог представляют две полярности: на острове живут домашние и дикие животные, которые на последних коврах уже не страшатся друг друга. Двойственность мы находим и в растительности: апельсиновое дерево и колючий падуб женские растения, а каменный дуб и сосна — мужские. Двойственность поддерживается и в ссылках на эстетические восточные и западные модели, и это заставляет нас обратиться к одной из версий о происхождении гобеленов, связанной с оттоманским принцем Джемом. Именно он мечтал о свадьбе Востока и Запада.

Свадьба Востока и Запада

Принято считать, что шпалеры в качестве свадебного подарка получила Клод Ле Вист, дама из знаменитой лионской семьи; потом они оказались в замке Буссак, где их и увидела Жорж Санд. Скорее всего, их около 1500 года соткали фландрские мастера, но, возможно, по более ранним образцам.

В изображениях заметно сильное восточное влияние. И потому считается, что восемь работ, ставших образцами для французских шпалер, были сотканы между 1482 и 1488 годами по заказу принца Джема (в Европе его называли Зизимом), сына Мохаммеда II. Принц очень интересовался тайными науками и мечтал о союзе Креста и Полумесяца, или, как говорил он сам, о свадьбе Востока и Запада. Весьма вероятно, что эскиз гобеленов-образцов был оставлен в замке Бурганеф в Крез, где принца Джема держал в заточении Пьер д'Обюссон, Великий магистр рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского. Не все согласны с этой версией, однако Пьер д'Обюссон, знавший глубокое символическое значение изображений, вполне мог поручить фландрским мастерам выполнить гобелены по эскизу принца Джема, и он же мог потом перевезти шпалеры в замок Буссак.

Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает нам о свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми, возможно в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности мысли между Востоком и Западом.

Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну.

Если я правильно помню, в одной из серий «Гарри Поттера» гобелен «Дама с единорогом. Зрение» украшает гостиную Гриффиндора.

Ключевые слова

Рассказать друзьям

Благодарю! потрясающая статья, красивейшие гобелены, интересный смысл.

заинтересовалась, стала искать крупные изображения, наткнулась на "трактовку современного туриста" - вот уж где "и смех и слезы":

". гобелены из серии «Дама с единорогом», относящиеся к 15-16 векам, с необычно детальными изображениями растений, животных и людей; пять из шести гобеленов этой серии символически отображают пять чувств: зрение (разглядывает себя в зеркало), слух (играет на органчике), вкус (пробует сладости), обоняние (нюхает цветы) и осязание (держится за рог единорога), а шестой гобелен, изображающий даму, кладущую драгоценности в ларец, как считается, символизирует принцип свободного выбора . "

как говорится - без слов.

Да уж Но с другой стороны - на то оно и произведение искусства, чтобы на одних производить впечателение, а мимо других проходить мимо.

Меня особенно привлекает разность толкований в разных статьях.

Очень понравилось. Большое спасибо.

Интересная статья и самое главное - необычный материал, который будит воображение )))

Даааа, эти шпалеры можно рассматривать долго.

Пожалуйста! Очень рада, что полезно!

Спасибо! Очень понравилось!

Пожалуйста! Очень рада! )

Спасибо! Очень познавательно! Забрала к себе в избранное.

Давно любуюсь этими сюжетами. Знаю несколько фирм, у которых есть схемы вышивок по этим гобеленам. Это и большие панно (практически в оригинальный размер), и сравнительно небольшие подушки (с животными, изображенными на гобелене). Я как раз сейчас вышиваю одну такую подушку, с белым кроликом.  ) И заглядываюсь на большую вышивку (получится действительно большой гобелен) по последнему сюжету, "По одному моему желанию".

Поэтому мне очень интересно было прочитать Вашу статью. Спасибо.

Очень рада, что в тему!

Мой интерес к этому циклу гобеленов тоже начался с того, что увидела схему для вышивания - знакомая увлекается Видела, как элементы с этих шпалер вышивают на скатертях, жилетах, шторах. Видела шарфики и зонты в интернете

Эти гобелены - настоящее сокровище, их невозможно забыть, и нельзя не восхищаться ими! Сказка и реальность одновременно.

Спасибо Вам за чудесную статью!

Да, гобелены оставляют сильное впечателние. совершенно согласна

Большое спасибо за отзыв! Очень рада, что полезно!

Публикации по теме

Войдите, чтобы открыть доступ ко всем возможностям

Необходимо подтвердить email

Введите комментарий

Вы сможете комментировать тему когда она будет опубликована

Извините, тема закрыта. Вы не можете оставить комментарий

Комментарий не может быть сохранен

Длина введенного текста слишком велика

Создание тем и комментариев временно ограничено. Мы сможете принять активное участие в жизни Журнала Ярмарки Мастеров через 2 дня с момента регистрации.

Пожаловаться на комментарий

Вы комментируете эту тему очень активно. Сделайте паузу и попробуйте позже :)

Ваш комментарий будет удален!

Комментарий удален!

Вы не можете удалить этот комментарий!

Подписка успешно активирована

Вы уже подписаны на эту рассылку

Мы отправили Вам письмо.

Активируйте подписку через него

Указан некорректный email

Ярмарка Мастеров и livemaster являются зарегистрированными товарными знаками.

Материалы: http://www.livemaster.ru/topic/97343-dama-s-edinorogom-sokrovische-muzeya-klyuni

2 ≫

Если собираешься в Париж в первый раз и всего на неделю, стараешься так распланировать время, чтобы успеть посмотреть как можно больше. Но нельзя объять необъятное, и наконец, изучив множество сайтов, посвященных туристическим объектам этого города, прочитав отзывы и рекомендации опытных путешественников, составляешь, как шутит глава семьи, «план захвата Парижа». На каждый день — свой маршрут, в который входят объекты, интересующие вас и расположенные так, чтобы можно было, добравшись до одного из них на метро, до следующих дойти пешком или использовать транспорт по минимуму, не спеша пройтись по парижским улицам и, слегка поблуждав, выйти к следующему «пункту программы».

Итак, план второй половины одного из дней — Латинский квартал, Сорбонна и Термы Клюни. Если первые два названия наверняка известны всем, то музей средневекового искусства не занимает верхних строчек в списке достопримечательностей Парижа. Сюда можно доехать на метро, станция Cluny/La Sorbonne, музей в минуте ходьбы от выхода из подземки. Но мы пришли пешком и попали сначала в сад музея. Вход сюда бесплатный. По периметру расставлены скамейки, можно отдохнуть в тени старых деревьев и полюбоваться цветником (или огородом?), расположенным в центре. На грядках — душистые лекарственные травы и цветы, возможно, именно из таких растений готовили свои снадобья средневековые лекари.

Понаблюдав, как под навесом для группы школьников готовится рыцарский турнир, идем к музею, обогнув мощные стены, оставшиеся от древнеримских терм. В 15 веке к их развалинам аббат Жак д'Амбуаз из аббатства Клюни решил пристроить новое здание, ставшее продолжением древней постройки. Получилось удивительное и причудливое смешение стилей, галло-римского и готического.

В коллекции музея экспонаты разных эпох и различные по назначению — от раннего средневековья до Возрождения, от церковной утвари и средневековых витражей до предметов быта. На стенах во многих залах — старинные гобелены, которые поначалу воспринимаются просто как элемент декора, настолько естественно выглядят они здесь, становясь фоном для резных статуэток или потемневших церковных скамеек. На самом же деле гобелены составляют важную часть музейной коллекции, а главным сокровищем считается серия из шести шпалер, получившая в 19 веке общее название «Дама с единорогом» и распоженная в специальном полукруглом зале. Легкий полумрак создает здесь атмосферу таинственности, которая вполне соответствует аллегорическому содержанию сцен.

В сюжетах, изображенных на гобеленах, соединилась средневековая легенда о единороге, свирепом существе, укротить которого может только непорочная дева и аллегорический образ, символизирующий одно из пяти чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Некое загадочное шестое чувство воплощено в гобелене с названием «Моему единственному желанию» (или, в другом переводе, «Единственно желанному»). Красный фон, синий «остров», на котором располагаются главные фигуры композиции — прекрасная дама, ее служанка, лев и единорог — все это воспринимаешь сначала как некое красочное пятно. И лишь затем увлекаешься деталями, рассматриваешь прекрасные одежды и прическу дамы, множество цветов и трав, составляющих фон, маленьких зверей, занятых собой. И постепенно процесс созерцания захватывает, погружаешься в этот странный мир, где нет ничего случайного, всё имеет смысл, является символом чего-то.

Одной из первых шпалеры описала Жорж Санд, увидевшая их в замке Буссак. В судьбе гобеленов принял участие другой известный писатель, Проспер Мериме, который добился, чтобы государство приобрело их, и шпалеры поступили в Музей Клюни. Таинственность, что-то неизъяснимое, мистическое, скрытое в образах и сюжетах гобеленов, привлекает героя романа Р. М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге».

«…Здесь шесть ковров, приди, и мы медленно пройдем мимо них. Но сперва отступи, погляди на все сразу. Какой в них покой, да? Они разнообразятся мало. Всюду этот овальный лазоревый остров, парящий на приглушенном багреце, поросшем цветами, населенном маленькими занятыми собою зверями. Только там, на последнем ковре, остров приподнялся чуть-чуть, будто сделался легче. И всюду она — женщина в разных одеждах, но та же. Кое-где с нею рядом фигура помельче, служанка, и всюду держат щит звери, большие, тоже на острове, тоже заняты делом. Слева — лев, справа сияет единорог; держат одинаковые стяги, высоко над собою: три серебряных месяца, по лазоревой перевязи восходящие на тихий багрец».

Alexander Kravchyk, Stuttgart, Германия 01.01.1970 03:00

Интересный материал, даёт импульс для более глубокого изучения города. Спасибо, при следующем пребывании в Париже обязательно посещу этот музей.

Дмитрий Баталин, г.Таганрог 08.07.2013 18:46

Всё интересно: и музыка, и экспозиции.

Дима Веснин, Париж 16.08.2013 03:00

Спасибо, очень интересно!

Елена Розенберг, г. Екатеринбург 23.07.2015 21:26

Прекрасный музей с удивительными гобеленами!

Елена Притулина, г. Рязань 23.07.2015 21:29

Не успели посмотреть, есть повод вернуться.

Елена Копий 23.07.2015 21:33

Да, в Париже огромное количество поводов вернуться…)))

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.

© 2011–2017 Музыка в заметках. Проект Елены Копий.

Свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ № ФС 77 - 52387 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Материалы: http://www.musnotes.com/travels/Cluny

3 ≫

Сухое определение гласит: "Один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань".

Кроме того, выяснилось, что "гобеле́нами" на самом деле нужно называть только те ковры, которые делали во Франции на мануфактуре Гобелен. А все прочее - это "шпалеры". Но продукция мануфактуры была так популярна, что в некоторых странах гобеленом стали называть всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. Вот и в России у специалистов принят термин «шпалера», а в широком обиходе чаще используется слово «гобелен»

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Для их изготовления художники делали эскизы, которые потом воспроизводили на листах картона в полный размер, и ткачи работали, сверяясь с этими картонами. Что получалось, покажу на примере:

Эта композиция - "Праздник сбора винограда" - входила в цикл "Времена года". Вообще количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, где предполагалось их повесить. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполняли пологи, занавеси, наволочки подушек для тех же комнат. Отсюда, видимо, пошла у нас привычка называть "гобеленовой" любую машинной работы ткань, которая служит для обивки мебели и для диванных наволочек.

Если учесть, что в Европе было всего три или четыре центра производства гобеленов. ой, простите, шпалер, а также размеры некоторых из них. Вот я выписываю из каталога размеры (в сантиметрах): 369х384, 448х642, 437х682, 435х740. - и количество сохранившихся образцов просто поражает: если столько осталось, сколько же их было? И главное, когда их успевали производить?

В музее Клюни гобелены висят всюду, где только найдется свободная стена. Они останавливают взгляд и поражают воображение.

Сюжеты шпалер исключительно разнообразны: это и сцены библейские, и мифологические истории, и рассказы о праздниках, и аллегории, и иллюстрации к популярным романам. Есть и одиночные, вообще ни на кого не похожие картины:

Но самое фантастическое зрелище представляет собой цикл, который разместили в отдельном зале, где можно сесть посередине и балдеть, поочередно поворачиваясь туда-сюда. Это - знаменитая и всем известная, однако по-прежнему таинственная "Девушка с единорогом". (К сожалению, фотографировать в этом зале довольно трудно, и из всей нашей серии практически ни один снимое нормально не получился. Потому я нахально позаимствовала снимки на ту же тему у более удачливых фотографов. И потому же здесь показаны не все шпалеры. )

Всего их шесть. На всех присутствуют очень милые лев и единорог, на всех - гербовые штандарты человека, который заказал эту роскошь. Притом он не был никаким принцем-королем, просто очень богатый человек. На одном ковре - лента с надписью: "Лишь для моего желания". Понимай, как знаешь.

Всё, всё странно: и красный фон, и ало-бело-синяя гамма в целом, и символическая трактовка собак, обезьян, кроликов, и общий смысл. Есть предположение, что в серии всего-навсего изображены "пять чувств" плюс одна обобщающая композиция. Не знаю. Какое чувство где?

В общем, у меня, когда я нехотя покидала этот зал, было такое чувство, что я заглянула в некую волшебную страну и не хочу из нее уходить.

  • Добавить комментарий
  • 2 комментария

Android Выбрать язык Текущая версия v.206.2

Материалы: http://siobar.livejournal.com/106039.html