1 ≫

Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый ( во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году Св. благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они”. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии”По указу императрицы Екатерины II “О секуляризации церковных земель” Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия(Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова(единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.

Когда в 1822 году о.Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых,Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины.В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время о.Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона св.Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.

В 20-30-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, он был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться. Производится ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство. Требуется много времени и средств, но самое главное, что колокола уже звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия, и можно придти помолится в одну из первых и значительных на Руси обителей.

Архимандрит Фотий.

Петр Спасский был сыном дьячка Новгородского уезда, родился 7 июня 1792 года. По окончании Новгородской семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную Академию, Но развивавшаяся в груди болезнь не дала ему дослушать курса, вследствие чего он назначен в Александро-Невское училище, учителем латинского и греческого языков, славянской грамматики, церковного устава и Закона Божия. Пострижен в монашество с именем Фотия 16 февраля 1817 года в Александро-Невской Лавре, на другой день рукоположен в иеродиакона, а на следующий день- в иеромонаха. В Казанском Соборе митрополитом Амвросием вскоре определен законоучителем, настоятелем и благочинным в нескольких военно-учебных заведениях и подразделениях сразу. В 1818 году сделан соборным иеромонахом Лавры “за образ жизни, соответственный правилам монашеским, и за прохождение должностей с неутомимою ревностию и отличною похвалою”. В 1820 году посвящен в игумена Новгородского Деревяницкого монастыря, и за службу и примерное поведение пожалован золотым наперсным крестом с алмазами самим Государем Императором Александром Павловичем.

Во время прохождения наставнических должностей отец Фотий действовал на сердца воспитанников не столько в качестве учителя, сколько в качестве духовного отца. Он владел даром проповедничества, в коем ярко обрисовалась вся сила его необыкновенного благочестия и ревность к делам веры. Поэтому он скоро сделался известным первосвятителям, государственным людям и самому Императору. При знакомстве с такими людьми о. Фотий не искал личной выгоды, а заботился о духовной их пользе, что и возвышало его в их же глазах.

В 1822 году 29 января игумен Фотий произведен архимандритом Новгородского Сковородского монастыря, но вскоре переведен настоятелем в Юрьев монастырь и назначен присутствующим в Новгородскую Духовную Консисторию. В 1824 году 16 июня Юрьев монастырь был исключен из общаго благочиния и оставлен в непосредственном ведении архимандрита Фотия, “как благонадежного и препровождающего духовную жизнь и, при том, старанием своим приведшаго в короткое время обитель сию древнюю в совершеннейшее, по всем частям, благоустройство”, как засвидетельствовал митрополит Серафим, после чего Император Александр 1 Всемилостивейше пожаловал о.Фотию панагию с драгоценными каменьями, и дозволено ему было во время службы носить крест и панагию, а вне службы - одну панагию. Император же Николай Павлович повелел оставаться ему настоятелем Юрьева монастыря до смерти. Кроме этого он был сделан благочинным многих Новгородских монастырей.

Непрестанные заботы о благоустройстве обители и труженическая жизнь о.Фотия развили в нем начало неизлечимой болезни. Проводя всю жизнь в замечательном благочестии, архимандрит Фотий с 1832 года сделался еще более строгим к себе, и, помышляя единственно о Боге, он как бы совсем отказался от всего земного. Служил ежедневно, пребывая в храме, почти безвыходно, забывая часто пищу и покой. При слабости здоровья не хотел употреблять лекарств, смиряя себя постом и трудами, бодрствуя каждую ночь с молитвою о себе, братии и обо всех. Когда наступал Великий пост, о. Фотий совершенно закрывал уста, кроме службы Божьей. В продолжение последних лет питался только просфорой и жидкой кашей, пил воду. Являясь первым в храм Божий, последним выходил из него. Для уединенной молитвы устроил себе потаенную клеть, куда часто уходил молиться, днем и ночью. Архимандрит Фотий питал особенную любовь к Божьей Матери, почему устроил в обители храм в честь Ея Похвалы и в нем - неусыпающий акафист Богородице.

В 1838 году заметно потухли взоры, и таяли силы настоятеля, так что 7 января, отслужив последнюю литургию и едва держась на ногах, о. Фотий сказал: “Последний раз стою я здесь с вами, братия и чада моя о Христе Иисусе возлюбленная, пред сим Божественным Престолом и вкушаю на земле сию и Ангелами не вкушаемую Пищу- Святое Тело и Святую Кровь Спасителя нашего”. Во втором часу утра с 25 на 26 февраля 1838 года Архимандрит Фотий скончался, и был погребен в любимой им церкви Похвалы Божией Матери.

Перед началом войны 1812 года мирно почил граф Алексей Григорьевич Орлов, оставив круглою сиротою дочь свою - Анну Алексеевну, воспитанную в родительском доме людьми образованными и религиозными. Она, не знавшая дотоле горя и печали, пораженная смертью родителя, на 14 часов лишилась чувств, и, оправившись, пала на колени пред иконами в присутствии окружающих и, рыдая, произнесла: “ Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь угодно Тебе было взять и моего отца. Будь же мне вместо отца и матери и руководствуй всеми поступками жизни моей!” Оставленная на попечение дяди, графиня Анна Алексеевна не могла уже развлечься светскими удовольствиями, а искала утешения в молитве. Приняв твердую решимость жить для Бога и ближних, графиня, зная, как многотруден путь христианского совершенствования, желала найти себе духовного руководителя, известного святостию жизни. Сначала наставником ее был духовно просвещенный старец- епископ Иннокентий Пензенский и Саратовский, который, умирая, благословил графиню сблизиться с тогда известным уже иеромонахом Фотием. Но о. Фотий долго чуждался графини, не зная ее намерения, хотя она искала случая с ним сблизиться. Достигла своей цели Анна Алексеевна лишь через 2 года, когда о. Фотий стал настоятелем Юрьева монастыря. Она поселилась близ обители, возложив на себя обет послушания и строжайших лишений.

Печальную картину представлял собою Юрьев монастырь по прибытии нового архимандрита (братии на завтра даже нечего, было, есть, и денег не было). Постройки все обветшалые, много деревянных. Навредил еще разразившийся через полгода пожар. Но благодетельная графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская через духовного отца своего Архимандрита Фотия и преемника его Архимандрита Мануила восстановила древние храмы и воздвигла новые в обители, снабдив их в изобилии всеми принадлежностями Богослужения, построила новую колокольню и новые корпуса для братии, вложила свои фамильные драгоценности и завещала все свое состояние по смерти монастырю.

Обремененная несметным богатством, доходившим до 40 миллионов рублей, вращаясь в высших сферах современного ей общества, окруженная почестями и блеском, Анна Алексеевна как бы страшилась обольщений своего высокого положения, и, прикрываясь во время кратковременного пребывания своего в столице светскою любезностью и веселостью, она уже не принадлежала этой среде, но, следуя своим духовным побуждениям, с самоотвержением стремилась она к Богу. Архимандрит Фотий, Усмотрением Божиим назначенный ей в духовные отцы, еще более развил в ней духовные совершенства, действуя словом и примером, укрепил в ней веру и благочестие, склонил к благотворительности во имя любви к Богу и ближним, возбудил ее дух к смиренной молитве, которой она предавалась и в храме, и в своем доме. В последние годы своей жизни, когда уже не стало в живых о. Фотия, графиня являла собой назидательнейший пример древнего христианского благочестия, в котором подвизалась до конца жизни. Сама ее кончина была не менее назидательна. Приготовляясь встретить день именин своего покойного родителя, она приготовилась на 5 октября 1848 года приобщиться Святых Таин, и, встав от сна бодрою и здоровою, приехала в Юрьев монастырь к 8 часам утра в церковь Всех Святых, где служил литургию настоятель Архимандрит Мануил, причастилась Святых Таин Христовых, после чего присутствовала в Георгиевском соборе на панихиде по усопшему родителю (он был там похоронен) и возвратилась домой. В тот же день вечером графиня отслушала панихиду по Архимандрите Фотии в церкви Похвалы Богородицы, приняла благословение и простилась с братией, бывшей в церкви, затем уединилась для молитвы у гробницы о. Фотия, устроенной в этой же церкви, и, пробыв там более обыкновенного, приложилась к иконам в храме, потом (чего никогда не делала) вторично зашла в гробницу, затем еще раз в Георгиевский собор помолиться над прахом родителя. После прошла в покои своего покойного духовного отца, как бы принять благословение на путь. Оттуда направившись в покои настоятеля о. Мануила, при входе вдруг почувствовала стеснение в груди и кашель, но, собравшись с силами, приложилась к чтимой ею Иверской иконе Божией Матери в настоятельской келье, и, сев на диване напротив иконы, тихо скончалась.

По окончании отпевания в Георгиевском соборе, останки графини перенесены были в нижнюю церковь Похвалы Божией Матери в склеп, где покоился о. Фотий.

173010, В. Новгород, Юрьево, монастырь

тел. (8162) 77-30-20

173000, В. Новгород,

тел. (8162) 63-54-13;

факс (8162) 63-33-42.

Идея проекта, материал:

Специалист по PR молодёжного отдела епархии:

Материалы: http://georg.orthodoxy.ru/history.htm

2 ≫

Расположенный на живописных берегах широкого Волхова, Свято-Юрьев мужской монастырь — действующая обитель, духовный центр древней Новгородской земли, популярное место паломничества и туристическая достопримечательность Великого Новгорода. Монастырь ведет свою историю аж с 11 века — по преданию, он основан князем Ярославом Мудрым. Его главный Георгиевский собор был построен зодчим Петром — первым русским архитектором, упомянутым в летописях. Сегодня здесь можно посетить три великолепных и непохожих друг на друга собора, послушать малиновый звон колоколов, ощутить камерное очарование маленькой церкви Архангела Михаила и полюбоваться панорамными видами Новгородчины, открывающимися со стен монастыря.

Предание связывает основание Свято-Юрьева монастыря с именем Ярослава Мудрого, принявшего в крещении имя Георгий (или Юрий) и указывает дату этого события — 1030 г. Изначально всего его строения были деревянными. Первый каменный храм — нынешний Георгиевский собор — был возведен в 1119 г. средневековым зодчим по имени Петр. Это самое древнее имя русского архитектора, зафиксированное в летописях. В 12-13 веках обитель стала главным монастырем Новгородской республики и вскоре превратилась в одно из богатейших церковных образований. В начале 19 века благодаря значительной финансовой поддержке государя и богатых помещиков монастырь переживает реставрацию и обзаводится корпусами, храмами и церквями. Советская власть не пощадила обитель: она была закрыта, а ценности разграблены или уничтожены. Возрождение монастыря началось в 1990-х гг. и продолжается по сей день.

Белоснежная громада Свято-Юрьева монастыря, словно русский витязь, могуче возвышается на берегу Волхова, неся круглосуточный дозор по охране вольных новгородских просторов. Его двухъярусные крепостные стены покрыты красной черепичной крышей; во втором ярусе проходит галерея, которую легко узнать по череде узких световых оконец.

Георгиевский собор и колокольня — главные архитектурные доминанты обители, видимые за несколько километров. Увенчанный тремя серебристыми куполами Георгиевский собор — замечательный пример древнерусской архитектуры. Его облик неуловимо напоминает Успенский собор Московского Кремля — то же безыскусное величие и стройность облика. Внутри стоит увидеть прекрасную настенную живопись с включенными фрагментами древних фресок 12 века.

Храмовая икона Св. Георгия ныне находится в собрании Третьяковской галереи.

Пятиглавый Крестовоздвиженский собор «нанизан» на монастырскую стену в северо-восточном углу. Наиболее примечательны здесь 5 синих главок, украшенных 208 золочеными восьмиконечными звездами. Внутренняя роспись храма еще не восстановлена, стены выкрашены в белый цвет.

Спасский собор был построен в начале 19 века. Это довольно простой в архитектурном решении храм, внутри которого захоронен архимандрит Фотий и дарители монастыря. 52-метровая колокольня обители с золоченым куполом насчитывает 13 колоколов, самый большой из которых весит больше 1300 кг.

Адрес: Великий Новгород, Юрьево, Свято-Юрьев монастырь.

Вход на территорию монастыря бесплатный, приветствуются пожертвования.

Поделиться
  • Свято-Юрьев монастырь в Великом Новгороде

Буквально через дорогу находится музей Витославлицы, так что удобно включить и его в поездку (займет от 2 часов до полудня). Из города ходит автобус, но на машине удобнее (есть парковка) + можно заехать к Перынскому скиту, что в 3 минутах езды.

Новгородская область

  • Где остановиться: на природе — на озере Валдай, или в старинных русских городах — Великом Новгороде или Старой Руссе.
  • Куда отправиться: в сердце Новгородчины, столицу области, старинный город на Волхове, который уважительно называют Господином Великим Новгородом. Стоит побывать и в Боровичах, где снимали «Статского советника» неподражаемого Акунина, или в городе Валдай, что стоит на одноименном озере и славится не только своей природой, но и дивным Иверским монастырем. Другие жемчужины края — Старая Русса с чудесными храмами, живописное озеро Ильмень или городок с говорящим названием Чудово.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Свято-Юрьев монастырь в Великом Новгороде есть в этих экскурсиях

Свято-Юрьев монастырь в Великом Новгороде: популярные отели рядом

  • Yuryevskoye Podvorye Boutique Hotelот 2 880 руб. Velikiy Novgorod Yuryevskoye Shosse 6A

Оставляйте отзывы и участвуйте в розыгрыше ценных призов

Материалы: http://tonkosti.ru/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5

3 ≫

Как добраться: автобусами №№ 7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь»

Новгородская Свято-Юрьевская лавра — одно из самых популярных туристических и паломнических мест, главной целью которых являются превосходные фрески монастыря и знаменитая, глубокочтимая православными верующими, икона святого Георгия Победоносца. Новгородская мужская лавра во имя великомученика Георгия (Юрьев) является самым крупным из всех монастырей Великого Новгорода.

Инициатором основания этого шедевра древнерусской архитектуры был киевский князь Ярослав Мудрый, повелевший в 1030 году в честь победы над чудью, возвести на левом берегу реки Волхова деревянную церковь, наречя ее по имени своего святого покровителя Георгия Победоносца. Именно Свято-Юрьев монастырь причисляют к первой православной лавре Новгородских земель. Владея обширнейшими по территории угодьями, к концу XV века обитель входила в число самых богатых церковных феодалов.

Монастырь вел сложнейшую церковно-политическую деятельность и был значимым государственным «деятелем» вплоть до екатерининских реформ по секуляризации монастырских земель (XVIII век). Это привело обитель в большой упадок на многие десятилетия. В течение многовековой истории своего существования, Свято-Юрьевский мужской монастырь постоянно подвергался серьезным испытаниям — пожарам, разорению и грабежу со стороны шведских интервентов в XVII веке, эспроприантов 20-30 годов XX века и немецких оккупантов в годы ВОВ.

Служа долгое время в период советской власти почтой, училищем, техникумом, музеем и ночлежкой для бездомных людей, Свято-Юрьев монастырь лишь в 1991 году усердием новгородского епископа Льва (Церпицкого) был возвращен в лоно РПЦ. А с 1995 года обитель вновь действует в качестве монашеской общины.

После репатриации, за весьма короткий срок в монастыре была произведена полная реставрация всех зданий и корпусов с восстановлением уцелевших в них икон и фресок. Сегодня же полноценно действуют все 4 собора этого уникальнейшего архитектурного ансамбля — Георгиевский, Крестовоздвиженский, Спасский и церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Кроме того, с 2005 года по благословению Священного Синода при обители функционирует монастырское духовное училище.

Новгородский Свято-Юрьевский мужской монастырь — это огромнейший монастырский комплекс, состоящий из больших соборов, церквей и множества жилых и промышленных построек. В числе главных храмов этого архитектурного ансамбля — Георгиевский, Спасский и Крестовоздвиженский соборы.

Георгиевский собор

Построенный в 1119 году по приказу великого князя Мстислава I Владимировича известным из летописей древнерусским зодчим Петром. Строительство храма длилось 12 лет и завершилось лишь в 1130 году. После росписи стен фресками, собор был освящен Новгородским епископом Иоанном в храм святого Георгия Победоносца. Впоследствии здание церкви использовалось в качестве усыпальницы русских князей, новгородских посадников и настоятелей Свято-Юрьервского монастыря.

Крестовоздвиженский собор

Воздвигнут в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и располагается в северо-восточной части монастырского комплекса. Храм «молодой» и датируется 1823 годом создания. Был выстроен при архимандрите Фотии на месте сгоревшей в пожаре 1810 года неизвестной церкви. Обладает универсальным архитектурным отличием в виде пяти синих луковичных куполов с размещенными на них 208 позолоченными восьмиконечными звездами. Во времена СССР служил музеем и картинной галерей.

Спасский собор

Исторический архитектурный памятник XIX века, выполненный в стиле русского провинциального классицизма. Обладает уникальной планировкой и характером сводчатых перекрытий. Построен в 20–30 годах в честь Рождества Христова и с инициативы архимандрита Фотия и благотворительницы монастыря Анны Орловой-Чесменской. В подвале собора расположена небольшая церковь Похвалы Богородицы.

К другим архитектурным достояниям Свято-Юрьевского монастыря относятся:

Церковь иконы Божей Матери «Неопалимая Купина»

Построена в честь одноименной иконы, чтимой православием как охранительницу от пожаров, и доступна для посещения только паломникам.

Церковь архангела Михаила

Восстановлена по аналогу 1831 года после полного разрушения здания во время Второй мировой войны.

Колокольня

Создана по проекту Карло Россини в 38–41 годах XIX века и является обладательницей самого большого монастырского колокола «Неопалимая Купина» весом 33,6 тонны и второго по величине «Креста» массой 18,2 тонны.

Свято-Юрьевский мужской монастырь Великого Новгорода — это поистине величественное творение древнерусского духовного «зодчества». Его обитель также многообразна и полна эпохальных архитектурных памятников, как и богатая на «седые» придания монастырская история. Только побывав в Свято-Юрьевской лавре, можно ощутить всю боговдохновенность русского православия.

Материалы: http://gid.guru/severo-zapad/novgorodskaya-oblast/svyato-yurev-monastyr-samyj-krupnyj-v-velikom-novgorode.html