1 ≫

Hagia Sophia Mosque (Istanbul, Turkey)

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Фаза луны

Дата по хиджре

Ближайшие знаменательные дни в исламе

29/30 ноября (12 раби` аль-авваля)

19 марта (1 раджаба)

Ислам онлайн видео

Случайные записи

Ислам You Tube видео

Просим у Господа принять сей труд (выполненный лишь с надеждой на Его милость, довольство и любовь по отношению к нам) и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственное намерение – принести людям пользу на пути Того, хвала Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

ММРО Махалля №1 г. Ульяновска РДУМ Ульяновской области

Мусульмане и Ислам в Ульяновске. Бесплатное обучение знаниям ислама. Время намаза. Наука, история мусульман и ислама. Исламские программы. Интересные статьи об исламе. События, новости мусульман Ульяновска.

Материалы: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/mechet-ajya-sofiya-stambul-turciya.php

2 ≫

Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей. Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». В этой статье вы узнаете все об этой достопримечательности и увидите красивые фото Святой Софии.

Собор Святой Софии – одна из самых знаменитых достопримечательностей Стамбула

Изначальное название: Собор Святой Софии – Премудрости Божией. Кроме того, в различных источниках вы можете встретить следующие названия:

  • Святая София Константинопольская;
  • Айя-Софья;
  • Ayasofya müzesi (турецкий вариант);
  • Софийский собор в Стамбуле и другие.

Официальное название достопримечательности сейчас – Музей Айя-Софья (Ayasofya Müzesi).

Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил император Константин . Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya İrini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkapı Sarayı).

Одна из хорошо сохранившихся фресок византийского периода в храме Святой Софии в Стамбуле

Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи. Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявивших себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха известной также как Кючук Айя-Софья (Küçük Ayasofya) Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.

Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».

Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии

Собор Святой Софии в Константинополе был, самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.

Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид.

Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отлучительную грамоту.

В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

Храм Святой Софии в византийский период в разрезе

После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней.

До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период.

Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.

В 1453 году после завоевания Константинополя османами, собор Святой Софии был превращен в мечеть

После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески.

В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.

В наши дни в Святой Софии – музей, хотя споры о возвращении ему статуса церкви или мечети не утихают

Во-первых, интерес для туристов представляет само здание храма Святой Софии в Стамбуле. Даже по современным меркам оно огромно (75 на 68 метров). Огромный купол храма не имел аналогов в свое время, его диаметр составляет 31 (!) метр, высота 51 метр (!) от пола. Многие архитектурные и технические решения, впервые примененные при строительстве храма Святой Софии в Константинополе, были в дальнейшем использованы в мировой архитектуре.

Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века.

Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.

Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием. Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.

Мозаика со стен собора Святой Софии в Стамбуле, Иисус на троне

Омфалион – место традиционной коронации византийских императоров представляет из себя специальные декорированные мраморные окружности на полу собора;

Плачущая колонна – это особая колонна, покрытая медью в которой находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Знаменитое «холодное окно» — еще одно удивительное место в храме Святой Софии. В любой, даже самый жаркий и безветренный день из него дует прохладный ветерок.

Современный интерьер музея Святой Софии в Стамбуле

Среди исламских достопримечательностей мечети Айя-Софья в Стамбуле, можно отметить хорошо сохранившиеся алтарь и михраб, который расположен в одной из апсид храма а также, мраморный резной минбар, построенный в XVI веке при султане Мураде III. Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.

Важным элементом оформления мечети Айя-Софья в Стамбуле были огромные настенные пано, выполненные в традициях османской каллиграфии. Также неповторимой красотой выделяются орнаменты, выполненные в традиционном османском стиле во время одной из реконструкций храма.

Огромные мраморные сосуды для жидкостей выполнены из цельных кусков мрамора (предположительно в III веке до нашей эры) и привезены в Айя-Софью султаном Мурадом III.

Собор Святой Софии в Стамбуле с высоты птичьего полета

Кроме того, можно увидеть рунические письмена, которые датируются IX веком и принадлежат, предположительно, воинам личной гвардии византийского императора, происходившим родом из северной Европы.

Во дворе музея вы можете увидеть богатую коллекцию ископаемых артефактов различных эпох, которые были обнаружены во время многочисленных реконструкций собора.

Музей Святая София в Стамбуле также обладает богатой коллекцией икон и предметов византийского периода и различных культовых предметов османского периода.

Стоит отметить, что в музее Айя-Софья постоянно проводятся различные тематические выставки, посвященные культуре, религии и искусству.

Мечеть Айя-Софья в османский период (рисунок)

Режим работы музея Святая София в Стамбуле: ежедневно, кроме понедельников с 9:00 до 19:00 в летний период (15 апреля – 01 октября) и с 9:00 до 17:00 в зимний период (с 01 октября по 15 апреля). Окончание продажи билетов и последний заход в музей: в 18:00 летом и в 16:00 зимой. Читайте также подробную статью о времени в Стамбуле на нашем сайте. Также, точное стамбульское время вы всегда можете увидеть внизу нашего сайта на любой из страниц.

Стоимость посещения музея Святая София в Стамбуле: 30 турецких лир, для детей до 12 лет вход бесплатный (актуальный курс лиры к основным валютам смотрите в нижней части любой из страниц сайта).

Внимание! Музей Святая София в Стамбуле не работает во время священного месяца Рамадан. Информацию о датах праздника Рамадан вы можете получить в афише Стамбула

Сайт музея Святая София в Стамбуле: http://ayasofyamuzesi.gov.tr

Адрес музея Святая София в Стамбуле: Hagia Sophia Square, Sultanahmet Fatih/İstanbul

Узнать, как добраться и как найти собор Святой Софии вы можете на нашей карте достопримечательностей Стамбула .

Собор Святой Софии в Стамбуле на закате дня

Основатель проекта istanbulexpert.ru. Предприниматель. Большой любитель Стамбула, о котором может рассказывать очень и очень долго. İstanbul'u dinliyorum, gözlerim kapalı.

You may also like.

Цистерна Базилика (Музей Еребатан Сарныджы)

Дворцы Стамбула и крепости Стамбула

Вокзал Хайдарпаша в Стамбуле (фото)

2 Responses

Да, действительно монументальный собор. Не могу до сих пор забыть ощущения после того, как увидел его впервые

Материалы: http://istanbulexpert.ru/svyataya-sofiya-ajya-sofya-stambul.html

3 ≫

Адрес: Ayasofya Meydanı, Sultanahmet Fatih, Турция

Часы работы: с 09:00 до 17:00, Пн — выходной

Официальный сайт: www.ayasofyamuzesi.gov.tr

Стамбул – отличный город для отдыха и знакомства с удивительными памятниками архитектуры, которые появлялись в разный период времени и часто кардинально отличаются друг то друга. В этом турецком городе есть все, чего может пожелать разбалованная душа туриста. Там и море, и шоппинг, и вкуснейшая традиционная еда, но большинство приезжих сразу же спешит к дворцам, храмам, соборам и мечетям, о которых так много написано в литературе и снято в кино.

Ни для кого не секрет, что одними из наиболее популярных туристических объектов являются дворец Топкапы, пресловутые Айя София и Голубая мечеть. Для людей, которые впервые в Стамбуле, эти места просто обязательны для посещения. Тем более что и расположены они почти рядом.

На месте собора в Стамбуле, который сейчас называется именем Айя София (тур. Ayasofya), ранее стояло еще несколько культовых сооружений. Вначале там была Мегале Экклесиа («большая церковь»), а собор Святой Софии (Святой Мудрости) появился лишь в V веке.

Первый храм был построен в 360 году, в то время, когда в Константинополе находился дворец императора Константина. Он имел деревянную крышу и форму базилики, но был сожжен после общественных беспорядков 404 года. Его реконструкция была проведена по приказу императора Феодосия II (408-450) в 415 году. Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей.

13 января 532 года в результате открытого бунта (восстания Ника), который состоялся в то время, когда при власти был император Юстиниан (527-565), и это здание уничтожили. Если о том, кто построил предыдущие храмы, достоверных данных не существует, то архитекторы третьей, сохранившейся, постройки хорошо известны. Это Исидорос и Анземиос – талантливые зодчие своего времени.

Айя София Константинопольская появилась благодаря старани�

Между 1204 и 1261 гг. Стамбул был оккупирован крестоносцам, в тот период истории город и церковь были повреждены. Известно, что в 1261 году Собор Святой Софии находился в плохом состоянии.

Взяв город в 1453 году, султан Мехмед (1451-1481) сразу же принялся устанавливать там мусульманские порядки. Так в Стамбуле появилась мечеть Айя София. Здание хорошо укрепили, установили дополнительные опорные столбы. В Османский период также были сделаны минареты Айя София, построенные по проекту известного архитектора Синана. В период правления султана Мехмеда появилось медресе, просуществовавшее до XVII века.

Между 1847 и 1849 гг. в соборе Святой Софии была проведен очередная реконструкция. Братья Фоссати удалили отсек, где был построен Hünkâr Mahfili (место, где молились императоры), расположенный в нише в северной части храма, и слева построили еще один михраб.

С 1 февраля 1935 года собор Святой Софии в Стамбуле был превращен в дом-музей Мустафы Кемаля Ататюрка.

Софиевский собор Стамбула — одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением. Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали. Среди самых популярных художников, которые пытались изобразить ее на холсте — Джон Сингер Сарджент. Ему принадлежит одноименная картина «Айя София».

Внешний вид собора

Вместе с абсидой длина здания составляет 100 м, а ширина — 69,5 м. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи. Ее купол имеет высоту 55,60 м от уровня земли и радиус – 31,87 м (в направлении с севера на юг) и 30,86 м (в восточном направлении).

По типу архитектуры – это классическая прямоугольная базилика. Основные части Айя София — это три нефа, один апги и два нартекса, внутренний и внешний. Ее главный неф и трансепт, пересекаясь, образуют крест. Другими словами центральный неф собора состоит из четырех колонн, на которых держатся арки. С помощью этих арок стоит сравнительно плоский купол. Под куполом с разных сторон пристроено еще две ниши, каждая из которых разделена на три части.

При строительстве собора Святой Софии, архитекторы исполь�

Интерьер

Все стены собора Святой Софии, кроме тех, которые покрыты мрамором, украшают необыкновенно красивые мозаики. Для их изготовления использовалось золота, серебро, стекло, терракота и красочные камни. Растительные и геометрические мозаики датируются VI веком, а фигурные появились после периода Иконоборчества. Не менее интересны и расположенные внутри собора фрески, которые спаслись благодаря тому, что османы в свое время покрыли их штукатуркой.

Область справа от входа с полом, покрытым круговыми переплетениями из разноцветных камней, — это часть храма, в которой короновались восточно-римские императоры. В Софийском соборе в Стамбуле находится 104 колонны, 40 в нижней и 64 в верхней галерее.

Михрабы, минбар, максоорахсы, специальное возвышении в мечети, которое можно увидеть внутри напротив минбара, были добавлены в XVI – XVII вв. османского периода. Помещение освещается благодаря отверстиям в арках и четырем десяткам окон в куполе. Бронзовые светильники по обе стороны от михраба были подарены мечети султаном Сулейманом (1520-1566) после его возвращения из Будина.

Два мраморных шара, расположенные по обе стороны от центрального входа, относятся к эллинистическому периоду (3 — 4 до н. э.). Они были специально привезены из Бергама султаном Мурадом III (1574-1595). Слева стоит «Плачущая колонна».

Каллиграфические панели в основании стены строения, самые большие в исламском мире (имеют диаметр в 8 – 7,5 метров), они были написаны человеком по имени Кадыаскер Мустафа Иззет Эфенди. Там можно прочитать: «Аллах, Хз. Мухаммед, Хз. Эбубекир, Хз. Омер, Хз. Осман, Хз. Али, Хз. Хасан ве Хз. Хюсейин».

Подземелье собора Айя София

Под храмом расположена подземная часть сооружения, которая сейчас находится под водой. Во время ее исследований удалось обнаружить помещения, человеческие останки, драгоценности и подземный ход. Оказалось, что он идет до собора Святой Софии от дворца Топкапы. Для того, чтобы исследовать подземную часть Айя София, надо выкачать воду. Нашлись люди, готовые профинансировать данный проект, и в 2010 году даже было дано разрешение на это, но работы пока что не начались.

Интересные факты

С собором Святой Софии связаны различные истории и легенды. Так известно, что во время строительства собора император Юстиниан приказал свозить лучшие строительные материалы со всех провинций, которые в то время находились под его властью. Это делалось для того, чтобы храм Святой Софии был как можно масштабнее и грандиознее.

Колонны и мрамор, используемые в конструкции, были взяты из древних городов в окрестностях Анатолии и Сирии, например, с Аспендуса, Эпхессуса, Баалбека и Тарсы. Белый мрамор поставляли с Мраморного острова, зеленый порфир с острова Рибоза, розовый мрамор из Афона и желтый из Северной Африки. Кроме того, во время строительства собора для нефов использовались колонны из храма Артемиды в Эфесе, а для поддержки купола взяли 8 колонн, привезенных из Египта.

Именно в этом здании в 1054 году начался раскол христианства на православие и католицизм. А впоследствии это событие спровоцировала крестовый поход, в результате которого в 1204 году из этого собора в Константинополе украли Туринскую плащаницу.

В стенах Айя Софии расположена гробница Дандоло, основателя малоизвестной Латинской империи. Он якобы похоронен в соборе, но в результате исследований тело не было обнаружено. Существует версия, что останки были выброшены после завоевания Стамбула османами.

Кстати, при случае также посетите Древнерусский собор Святой Софии, расположенный в Киеве, сравните его со стамбульским, найдите сходство и различия. Ведь, несмотря на то, что он должен был быть похожим на храм, существовавший в Константинополе, его архитектура имеет заметные особенности. Главный в Древней Руси собор Святой Софии был построен в те времена, когда на княжном престоле находился Ярослав Мудрый. Это православная святыня 11 века, удивительный памятник архитектуры, символ Древней Руси.

Известный еще один храм Святой Софии, местом расположения которого является турецкий город Трабзон. Он появился в XIII веке и пару лет назад стал мечетью. Да что там говорить соборов с таким названием немало. Вспомните тот же Новгород. Путешествуйте, знакомьтесь с историей и архитектурой нашей планеты, наслаждайтесь прекрасными творениями предков и не забывайте оставить хоть что-то после себя!

Храм Айя София расположен в Турции, в Стамбуле. Район, в котором он находится, называется Фатих. Здание собора стоит напротив Голубой мечети. Рядом с ними — удивительные памятники истории и архитектуры:

  • Айя София Хюррем Султан Хамам,
  • подземное водохранилище Базилика Цистерна,
  • Топкапы
  • и много чего другого.

Если вы не знаете, как попасть к собору, вам смогут помочь план и схема города, описание всех маршрутов, пользуясь которыми можно попасть к музею. Все это вы найдете на вот этом сайте www.placesinistanbul.com/in-info-istanbul-hagia-sophia.htm?placeID=137&lan=EN.

Для тех, кто не имеет времени для детального изучения дополнительных ресурсов, рекомендуем садиться:

Адрес Айя София: Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL.

  • с 15 апреля по 1 октября: 09.00 — 19.00.
  • Режим работы по зимнему времени (с 1 октября по 15 апреля): 09:00 — 17:00.

Его можно посетить ежедневно, кроме понедельника. Касса закрывается за час до окончания экскурсий. Вышеуказанное расписание работы музея Айя София не действует в первые дни Рамадана (выходные) и в праздник Курбан-байрам (открывается в 13:00).

Цена билета в Айя София — 30 TL. Ряд категорий посетителей имеет право на бесплатное посещение музея. Это:

  • турецкие дети и подростки в возрасте до 18 лет,
  • дети иностранцев до 12 лет и младше,
  • граждане Турецкой Республики в возрасте 65 лет и старше и т. д.

С более детальным списком льготных категорий можно ознакомиться на соответственной странице Интернет-ресурса музея.

Официальный сайт Айя София -www.ayasofyamuzesi.gov.tr. Считаем, что нашим соотечественникам, будет проще, если выберут версию на английском языке. Кроме детального ознакомления с достопримечательностью, оттуда также можно перейти на сайт, где есть возможность купить билет онлайн или приобрести музейную карту www.muze.gov.tr/tr/purchase?t=5. Стоимость Museum Pass İstanbul – 85 TL.

Айя София на карте Стамбула:

Фото: далее предлагаем ознакомиться с подборкой фотографий, на которых можно увидеть, как внешне выглядит собор Святой Софии и чем он примечателен внутри.

Видео: ниже находится видеосюжет о стамбульском музее Айя София. С его помощью вы сможете составить полное представление о соборе и обязательно захотите побывать там.

Материалы: http://travelermap.ru/sobor-svyatoj-sofii-v-stambule-turciya/