1 ≫

В предпоследней главе с отчетом о путешествии по Турции на автомобиле мы посмотрели снимки обычных улочек Стамбула и получили представление об основных моментах богатейшей истории древнего города, узнали, каким образом она связана с нашей страной. Сегодня публикую заключительную, часть отзыва. Будем любоваться интерьерами самых знаменитых объектов Константинополя: мечети Султанахмет, подземного водохранилища Цистерна Базилика и главного храма для православных верующих — Айя-Софии.

Фотография 1. От Византия к Стамбулу. В 2010 году город объявлен европейской культурной столицей.

Отзыв об экскурсии в Голубую мечеть

Официально голубая мечеть называется Султанахмет (Sultanahmet Camii). Расположена она в европейской части города, в том же месте, где сосредоточены и другие известные достопримечательности Стамбула: Цистерна Базилика, Гранд-Базар, Галатский мост, дворец Топкапы и, конечно же, известный на весь мир Собор Святая София Константинопольская. Возведена мечеть архитектором Седефкаром Мехмет Ага в период с 1609 — 1616 гг. по приказу молодого султана Ахмеда I. Европейские туристы называют Султанахмет Голубой мечетью, поскольку интерьер украшают двадцать тысяч керамических изразцов лазурного цвета.

Султанахмет — одна из трех мечетей в Турции с шестью минаретами (две другие: современные Sabancı Merkez Camii в городе Адана и Hz. Mikdat Mosque в Мерсине). Гиды рассказывают туристам разные легенды о Голубой мечети. Одна из них про минареты: мол Султан Ахмед I приказал сделать минареты из золота, но казна империи была пустая. Тогда архитектор предложил вместо 4-х построить 6 минаретов, чтобы Султанахмет была особенной.

Поскольку к площади Султанахмет мы подошли со стороны Египетского обелиска, то первой достопримечательностью, посещенной нами в то утро, стала Голубая мечеть. Несмотря на то, что время было не раннее, туристов здесь еще не слишком много.

Фото 2. Голубая мечеть. Отзывы туристов об экскурсиях в Стамбуле. Снято на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 со сверхширокоугольным объективом Samyang 14mm f/2.8. Параметры съемки: выдержка 1/640 секунды, экспокоррекция составляет «-1,33EV», диафрагма f/8.0, ISO 125, фокусное расстояние 14 мм.

Во двор культового сооружения можно пройти свободно, но, в отличие от Айя-Софии, Султанахмет – это действующая мечеть, поэтому здесь нужно соблюдать особые приличия при посещении.

Фотография 3. Во дворе мечети Султанахмет в Стамбуле. Отчет о поездке в Турцию на отдых. 1/640, -1.0, 8.0, 125, 14.

Мечеть впечатляет своими размерами, колоннами и арочными террасами. К сожалению, когда мы пришли, приближалось время полуденной молитвы — на посещение оставалось не более получаса.

Постояли в очереди. Катя получила голубую «юбку» и платок.

Фото 4. С непокрытой головой и в джинсах, туристов в Голубую мечеть не пускают. 1/125, -0.67, 8.0, 320, 14.

До сих пор в мечети мне доводилось побывать лишь один раз: посетил Кул-Шариф в Казани. Поэтому сравнить мне особо не с чем. Но то, что мы увидели в Султанахмет, поражает своим величием, легкостью и красотой!

Фотография 5. Купола мечети Султанахмет. Отзывы туристов об экскурсиях по Стамбулу. HDR из трех кадров, снятых на Nikon D610 и ширик Samyang 14mm f/2.8.

Особая, воздушная атмосфера в мечети создается лучами света, проникающими в помещение через 260 окон.

Фотография 6. Купол Голубой мечети в Стамбуле. Отзывы об отдыхе в Турции. 1/20, 8.0, 2500, 14.

Фото 7. Мечеть Султанахмет называют Голубой из-за небесного цвета глазурованных изразцов. 1/20, 8.0, 3200, 14.

Размеры центрального зала составляют 64*72 метра. Диаметр главного купола -23,5 метра. У западных ворот когда-то висела железная цепь – султан, въезжая через них на коне, был вынужден пригибаться, тем самым выражая почтение Аллаху.

Фотография 8. Красота Голубой мечети. Экскурсия по Стамбулу. 1/30, +0.67, 5.6, 1250, 14.

Огромный купол поддерживается четырьмя громаднейшими колоннами. Диаметр каждой из них — 5 метров.

Фотография 9. Японская туристка и продвинутый фотограф в Голубой мечети. Отчет о поездки по Турции самостоятельно. 1/40, -0.33, 5.6, 2500, 14.

Кроме самой мечети, в комплекс входит медресе, больница, почивальня и кухня. Но в XIХ веке госпиталь и дом для отдыха были разрушены.

Фото 10. Одна из створок ворот на выходе из мечети Султанахмет. 1/80, 5.6, 2500, 14.

Правила посещения Голубой мечети

Мечеть Султанахмет является действующим религиозным заведением, поэтому при ее посещении у Туристов возникают вопросы о стоимости билетов, о том, как одеваться, где оставить обувь и тому подобное. Ниже ответы на подобные вопросы.

  1. Лучше всего запланировать экскурсию так, чтобы очутиться в районе Голубой мечети в первой половине утра. Молитвы проводятся пять раз в сутки. Первая — на рассвете, последняя — на заходе солнца. Мечеть закрывают для туристов на 90 минут во время каждой молитвы. Желательно избегать посещения в это время (особенно в полдень в пятницу) или в течении получаса, после призыва муэдзина.
  2. На входе бесплатно выдают пластиковые пакеты для обуви, которую нужно снять, входя в храм. Учтите, что за вход денег не берут.
  3. Женщины должны укрывать голову при входе в мечеть (косынки также выдают бесплатно). Носить их нужно так, чтобы одинаковое количество ткани использовалось с обеих сторон. Один конец нужно обернуть вокруг шеи, закинув за плечи и укрыв их. Не нужно закрывать лицо, прячьте лишь волосы.
  4. Внутри мечети нельзя шуметь и пользоваться вспышкой на фотоаппарате, без причины пялиться и фотографировать молящихся людей.
  5. На выходе пластиковые пакеты для обуви и платки сдаются. Вы можете сделать пожертвования на содержание данного религиозного комплекса.

Адрес голубой мечети: Sultanahmet Mh., At Meydanı No:7, 34122 Fatih/İstanbul. GPS координаты: 41.005699, 28.977012.

Вышли из мечети, заряженные каким-то позитивом, впечатленные масштабами строения. Следующая экскурсия в Айя-Софию.

Фото 11. Вид на собор святой Софии, через ворота голубой мечети. Отчеты об экскурсиях по Стамбулу. 1/200, +0.33, 8.0, 320, 14.

Но погода стала портиться: набежали тучи, вот-вот случится ливень. В кассы Айя-Софии — очередь, поэтому бежим под землю: в Цистерну Базилика. Вход в нее находится в небольшом зданьице напротив Айя-Софьи слева (если стоять на площади Султанахмет лицом к храму и спиной к мечети).

Фотография 12. Туристы на площади Султанахмет в Стамбуле. Цистерна Базилика — за деревьями, слева от Айя-Софии. 1/320, -0.67, 320, 14.

Отзывы об экскурсии в Цистерну Базилика

Как жалко, что сюда нельзя пронести штатив! Покупаем билет, спускаемся по ступенькам вниз, и оказываемся в зазеркалье…

Цистерна Базилика (по-гречески — Βασιλική Κινστέρναı, по-турецки — Yerebatan Sarnıcı, что значит «цистерна, погруженная в землю») – это крупнейшее из нескольких десятков античных водохранилищ Константинополя. Построена она в 150-ти метрах от Айя-Софии, под площадью Стоа Базилика (Stoa Basilica) на первом холме Константинополя.

Строить водохранилище начали при римском императоре Константине I (306- 337 гг.), а закончили 532 году нашей эры. По своим размерам Цистерна Базилика – это как собор, закопанный в землю: 138 на 64,6 метров. Здесь содержался запас воды на случай засухи или войны (80 тыс. куб. метров). Для строительства водохранилища со всех концов империи свозили мраморные колонны, ранее стоявшие в античных храмах. Всего их 336 штук: 12 рядов по 28 колонн высотой 9 метров.

Фотография 13. В наши дни водохранилище Цистерна Базилика стоит почти без воды – лишь небольшой слой (именно в нём отражаются колонны), в котором плавают карпы. Снято на Nikon D610 с объективом Samyang 14mm f/2.8 одним кадром. Параметры: 1,6 секунды, f/5.0, 2000, 14. Обработка – псевдо-ХДР.

Все колонны отличаются по стилю. Особенно впечатляют туристов две: с головами медузы Горгоны в основании. Никто из археологов не смог узнать, из какого храма их доставили.

Фотография 14. Голова медузы Горгоны в Цистерне Базилика в Стамбуле. 1/10, 5.6, 25600, 14.

С момента своего строительства Цистерна Базилика несколько раз реконструировалась: первый — в 1723 году (год основания Екатеринбурга), восстановительные работы провел архитектор Мухаммад Ага из города Кайсери, во второй раз — в XIX веке. В 1968 году отремонтировали треснувшие колонны и каменную кладку стен. В 1985 году Стамбульский метрополитен провел генеральную уборку: вывезли 50 тысяч тонн хлама. Для туристов достопримечательность открыли в 1987 году.

Время работы музея «Цистерна Базилика» — с 9 до 17:30 (зимой), кроме первого дня во время религиозных праздников, и первого января. Летом достопримечательность открыта на один час дольше: до 18:30. Цена билета — 20 лир (6,5 долларов) с одного туриста.

Выходим на улицу. Дождь закончился. Можно подкрепиться вкуснейшей вареной кукурузой и идти стоять в очереди в музей Айя-София.

Фото 15. На улицах Стамбула туристы с голода не умрут. 1/250, 5.6, 400, 14.

Во многих отчетах туристов перед поездкой в Турцию мне приходилось читать советы приходить сюда заранее, чтобы не ждать по нескольку часов. Ну, наверное, июнь 2016 года — особенное время, и из-за терактов сократилось число европейцев, а российским туристам запретили вообще продавать сюда путевки. Поэтому в кассу стояло не более пятидесяти человек, и на покупку билетов мы потратили не дольше 15-ти минут.

Фотография 16. Музей под открытым небом у входа в Собор Святой Софии. 1/100, -1.33, 8.0, 160, 14.

Собор Святой Софии (Премудрости Божией матери, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (по-гречески Ἁγία Σοφία)) – наверное, самое известное и впечатляющее здание Стамбула.

И это – третья реинкарнация храма. Сначала, 15 февраля 360 года, Константин II построил акрополь, представляющий собой традиционную латинскую Базилику с колоннами, галереями и большой балочной крышей. В 404 году первая София, сгорела во время бунта.

Затем император Феодосий II открыл 10 октября 405 года новую версию, простоявшую до 532 года, когда во время «Бунта Ника» его снова сожгли и разрушили.

И вот уже через несколько дней после разрушения император Юстиниан I повелел заложить Айю-Софию v 3.0, которая должна была стать краше и величественнее, чем ее предшественники.

Фотография 17. Небольшой зал у входа в собор Айя Софию. Отзывы туристов о самостоятельной поездке в Стамбул. 1/13, 0.33, 5.6, 14.

Здание Собора Святой Софии состоит из 2-х этажей, в центре — гигантский неф, покрытый огромным куполом, окруженным куполками поменьше.

Фотография 18. Строение собора Айя-София. Отчеты туристов об экскурсиях в Стамбуле.

Размеры храма впечатляют: 82 на 72 метра в плане, диаметр купола 33 метра, высота — около 55 метров. Представьте только, более 1500 лет назад построили эту громадину, не имея кранов, экскаваторов и грузовиков! В те времена, более 1000 лет с момента своей постройки, Святая София Константинопольская, оставалась самым крупным храмом христианского мира, пока в Риме не воздвигли Собор Святого Петра.

Фотография 19. Интерьер собора Айя-София. Отзывы туристов об экскурсии в Стамбуле. 1/6, +0.33, 5.6, 1250, 14.

За 1400 лет, что Айя-София украшает город, она побывала собором, мечетью (после падения Константинополя в 1453 году и захвата его османами), а теперь является музеем (с 1935 года).

История строительства Айя-София началась в 532 году нашей эры, когда бунт Ника, одно из самых масштабных восстаний в истории города, поразил Константинополь.

В то время во главе империи стоял Юстиниан I, правивший страной уже в течение 5 лет и утративший популярность у населения. Столкновения начались на ипподроме, с потасовки между двумя группами, болельщиков (синяя и зеленая), быстро распространились по городу под крики «Ника» (по-гречески, победа) желавших свергнуть ненавистного тирана. Народу не нравились высокие налоги – вот, что было причиной «бурления масс». Император стянул войска и жестоко покарал, бунтовщиков.

Фотография 20. Интерьеры Айя-Софии. Экскурсии в Стамбуле. 1/40, 0.33, 5.6, 2500, 14.

На месте сожженного во время бунта храма решено заложить новый, еще более прекрасный. Античный стихотворец Павел Силенциарий, современник строительства, описывал Айя-Софию, как триумф Юстиниана I и всего христианства: «Я говорю! Прославленный Римский Капитолий, уступи дорогу! Мой император превзошел это чудо, как Бог превосходит идолов!». В общем, Россия – наследница Византии, и, как видно, льстить царям научились у нас издревле.

Для строительства собора император Юстиниан I прислал двух лучших специалистов, своего времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Профессор W. Eugene Kleinbauer пишет, что «современники не называли их архитекторами (хотя в 6 веке, это слово уже было в обиходе), их величали mechanikoi или mechanopoioi, а эти термины означают очень небольшое количество практиков искусства проектирования зданий, машин или других сложных конструкций.

Фотография 21. Купол собора Айя-София в Стамбуле. Отчет о поездке в Турцию самостоятельно. 1/25, 5.6, 2500, 14.

Архитекторы возвели собор за рекордные 6 лет. Для сравнения, собор Нотр-Дам де Пари в Париже средневековые строители строили почти 100 лет. Спешка стала причиной некоторых проблем: античные источники (как писатель Прокопий Кесарийский) сообщают, что у строителей были проблемы с возведением купола — конструкция чуть не упала во время стройки. Для распределения веса купола, использовалась система колонн. «Колонны были не рассчитаны на такую массу, и неожиданно стали расходиться в стороны», — пишет Прокопий Кесарийский. Тем не менее, Исидор и Анфимий заставили куполообразную крышу стоять.

Фото 22. Мозаика у имперских ворот в Соборе Святой Софии. Датируется концом IX – началом X веков. Император с нимбом – по-видимому, Лев VI Мудрый или его сын Константин VII. Отзывы об экскурсии по Стамбулу. Снято на камеру Nikon D750 и объектив Nikon 24-70mm f/2.8G. Настройки: 1/50, 2.8, 1250, 70.

Вид собора поражал. «Кажется, купол не лежит на твердых стенах, а свисает с небес на той золотой цепи», – написал Прокопий Кесарийский.

Фотография 23. Масштабы интерьера Айя-Софии поражают даже нас. Представьте, что чувствовал князь Владимир, креститель Руси, когда сюда заходил! 1/80, 5.6, 5000, 24.

К несчастью, купол так и не устоял: рухнул через пару десятков лет. И уже Исидор Младший воздвиг новую крышу, простоявшую (с небольшими реконструкциями) 1400 лет до наших дней.

Купол Айя-Софии лежит не на цилиндре, а на «парусах» — сферических треугольниках, венчающих колонну. Они-то и позволяют удерживать такую огромную массу и выполнить помещение в виде квадрата.

Под куполом — 40 окон, через которые попадает солнечный свет в храм. Во времена Юстиниана I стены были позолоченными, и казалось, что свет растворял стены и создавал атмосферу священной тайны… Как говорят, император вошел в построенный храм, и произнес: «Соломон, я превзошел тебя!» (речь идет о, Иерусалимском храме).

Фотография 24. Крест на стенах Айя-Софии. 1/20, +0.67, 5.6, 5000, 14.

Современные посетители отмечают, что в Айя-Софии есть два уровня: первый этаж и галерея выше. Наличие этих двух этажей может говорить о том, что людей в Византийской империи делили по полу и сословию.

Фото 25. Коридор на второй этаж, в галерею Айя-Софии. 1/60, +1.0, 8063, 14.

Часть галереи служила для императора и его супруги. В неф можно войти через девять дверных проемов. Центральные имперские ворота служили дверью для императора и его слуг.

Фото 26. Величественные интерьеры Айя-Софии, справа – мозаика с Богородицей и Христом. Поездки в Турцию самостоятельно. 1/15, 5.6, 2500, 14.

На момент открытия убранство Айя-Софии, по-видимому, было очень простым: например, из украшений — только кресты. Но со временем оно менялось, появлялись орнаменты и мозаики. В течении столетий после Юстиниана I добавлялось большое количество мозаик, портретов императоров и членов их семей, изображений Христа.

Однако, в VIII-IX веках наступает период иконоборчества в Византийской империи и некоторые мозаики были уничтожены. Иконоборчество бушевало в период с 726 по 787 и с 815 по 843 годы. В это время издан закон «О запрете изображений людей», крест объявлен наиболее приемлемым украшением для византийских церквей. Борцы с иконами боялись, что молящиеся направят свое почитание картинке, а не святому человеку, на нем изображенному. В общем: «Не сотвори себе кумира».

Как перестали бороться с иконами, каждый новый император желал оставить на стенах Айя-Софии свое селфи. Самая известная мозаика выложена на абсиде храма – четырехметровая Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях. Её выложили 29 марта 867 года на высоте 30 метров, над имперскими входными воротами в собор.

Фото 27. Мозаика «Деисус» (Дева Мария, Иисус и Иоан Предтеча) в Айя-Софии. 1/50, -1.0, 5.6, 640, 14.

Фотография 28. Так выглядела мозаика «Деисус» в момент создания в 1261 году. 1/30, 5.6, 640, 14.

Фото 29. Мозаика «императрица Зоя». Датируется XI веком. Отзывы об экскурсии в Стамбуле. 1/25, 5.6, 3200, 14.

Фотография 30. Мозаика с изображением Иоанна II Комнина в Софийском соборе (Константинополь, XII век). 1/50, 5.6, 3200, 14.

Фото 31. Мраморные ворота в Айя-Софии. 1/20, 5.6, 3200, 14.

На втором этаже есть мраморные ворота — выбивающиеся из общего стиля. В зале исцарапаны стены. Ученые нашли надписи типа: «Здесь был Хальвдан…». Оставили их викинги в IX веке. Учитывая то, что русы пришли, скорее всего из Скандинавии, может, вещий Олег эти каракули и накарябал (моё личное ни на чем не основанное мнение).

Следующая страница в истории Айя-Софии открылась в 1453 году, когда Константинополь пал под натиском армии султана Мехмеда II, а Византийская империя прекратила свое существование.

К этому моменту держава уже долгие годы переживала агонию, Собор Святой Софии стоял в плачевном состоянии. Тем не менее, христианский храм произвел на османского правителя такое огромное впечатление, что он решил превратить его в мечеть. «Какой купол может соревноваться с десятью сферами небес! В этой работе превосходный мастер продемонстрировал всё, что знает архитектурная наука!» — писал османский историк Турсун-Бей.

К церкви пристроили четыре высоченных минарета (60 метров): «Одни из самых высоких, из когда-либо построенных». Все мозаики закрасили краской, кроме «Девы Марии с младенцем Иисусом» на апсиде. Кроме того, на колонны, обрамляющие апсиду и неф, повесили четыре монограммы халифов.

Стиль Айя-Софии, в частности, ее купола, влияли на османскую архитектуру еще долгие годы. Наиболее заметно это на примере внешнего вида Голубой мечети, построенной в Стамбуле в XVII веке.

Фото 31. Так Собор Святой Софии выглядел во времена, когда он служил мечетью. Литография с картины итальянца Гаспара Фоссати, выполненная литографом Louis Haghe в 1852 году.

Фотография 33. Многострадальная и повидавшая много на своем веку Айя-София. 1/15, 5.6, 3200, 14.

Фотография 33. Возможно, такие шлемы одевали воины, штурмовавшие стены Константинополя в 1453 году. 1/400, 5.6, 2500, 14.

В 1934 году правительство Турции секуляризовало Айя-Софию и превратило ее в музей. Турецкий Министерский Совет объявил, что, «из-за исторической значимости преобразование мечети, уникального архитектурного памятника искусства, расположенного в центре Стамбула, в музей благосклонно встретит Восточный мир. И превращение музея станет поводом для человечества, создать новый институт знаний».

Фотография 33. Ворота в Айя-Софию. 1/15, +1.0, 5.6, 8063, 14.

Исследовательские, ремонтные и реставрационные работы в соборе продолжаются и по сей день. Святая София Константинопольская теперь — один из главных центров притяжения туристов в Стамбул.

Время работы музея Айя-София в летнее время (с 15 апреля по 25 октября) — с 9 до 19: 00. Билеты перестают продавать за один час до закрытия. В зимний сезон с (25 октября по 15 апреля) достопримечательность открыта с 9 до 17:00. Цена билета — 40 лир (14 долларов США). Координаты GPS: 41.008253, 28.979386.

Как сэкономить на посещении музеев в Стамбуле

В общей сумме стоимость билетов на экскурсию по знаменитым местам Стамбула оказывается ощутимой для кошелька туриста. Снизить затраты можно, купив музейную карту (Museum Pass Istanbul). По состоянию на декабрь 2016 года, ее цена составляет 85 турецких лир (приблизительно, 5 долларов США), то есть скидка составит около 35 лир.

Главное преимущество музейной карты — в музеи можно проходить без очереди. То есть турист имеет возможность существенно сократить потери времени.

Вот список музеев, которые можно пройти без дополнительной оплаты и без очереди:

  1. Собор Святой Софии (Hagia Sophia Museum).
  2. Дворец Топкапы и Гарем (Topkapi Museum and Harem).
  3. Археологический музей (Archaeological Museum).
  4. Музей мозаики (Mosaic Museum).
  5. Музей турецкого и исламского искусства (Museum of Turkish and Islamic Arts).
  6. Музей истории науки и технологий в Исламе (Museum of the History of Science and Technology of Islam).
  7. Музей Хора (Сhora Museum).
  8. Галата Мевлеви (Galata Mevlevi House Museum).
  9. Дворец Йылдыз (Yildiz Palace).
  10. Крепость Румели Хысар (Rumeli Hisari Museum).
  11. Музей Фетхие (Fethiye Museum).

Детям до 12 лет вход бесплатный. Музейная карта Museum Pass Istanbul безличная, но в один музей можно войти только единожды, то есть на семью из двух человек нужно покупать две штуки. Не путайте музейную карту для туристов с такой же, для граждан Турции: она называется «Müzekart» и стоит 30 турецких лир, иностранцам не подходит.

Конечно, за то время, что мы пробыли в Стамбуле (вечер в первый день по прилету в Турцию, вечер после возращения из Эскишехира, и один полный день) – очень и очень мало для знакомства с этим прекрасным городом. Атмосфера там такая, что можно даже не ходить ни в какие музеи: приятно просто сидеть на лавочке и глядеть на прохожих, наблюдать за вездесущими чайками и кошками.

Надеюсь, мы еще побываем в этой колыбели православной цивилизации… а в тот хороший день 4 июня 2016 мы вышли из Айя-Софии, пообедали в кафе и вернулись отдохнуть в гостиницу «Amaros Apartments». Вечером сели в трамвай Т-1 и, с пересадкой на метро, добрались в аэропорт. Отпуск в Турции закончился.

Фото 34. Так в Стамбуле выглядит трамвайная остановка. 1/50, 5.6, 4000, 14.

Вот мы с вами пришли к логическому концу эпопеи с четырнадцатью главами рассказа об отдыхе в Турции в мае-июне 2016 года. Потрясающе интересная страна, благодушные люди, великолепная природа и богатая история – делают ее такой привлекательной для десятков миллионов туристов со всего Света… и для нас так же.

Если вы читаете этот отчет, побывав в Турции уже после нашего отпуска, черкните пару строк с отзывами, пожалуйста! Может, ваша информация пригодится другим отдыхающим. Удачного отдыха, друзья!

Как я обрабатываю фотографии для статей

комментариев 35

Привет, Сергей! При беглом чтении бросились в глаза две опечатки: «вывезли 50 тысяч тонн шлама», «самым крупным храмом крестьянского мира», наверное — «хлама» и «христианского»?

Все остальное, вроде как, ничего. Вот, если только фото № 2… Мне не нравится совсем.

Здравствуй, Миша! Исправил опечатки — благодарю за замечание.

Уже с содроганием жду твоих комментариев: я считал, что снимок №2 «У ворот в Голубую мечеть» — лучший во всем отчете. 🙂

На самом деле, я совсем не хотел комментировать. Бегло просмотрев отчет, я понял, что подарок тебе не пошел впрок! Формально — придраться не к чему… но мне скучно.

Фотка. Я не знаю, как оформить в слова свою мысль, а думать лень, но красота архитектуры — это гармония математических построений, и улучшать изображение архитектурного объекта геометрическими искажениями ее подобия совсем ни к чему.

На самом деле, я знал, конечно, что этот снимок тебе не понравится — за столько времени уже вкусы друг друга изучили, и помню, что дисторсию ты ненавидишь. 🙂

То, что не смог написать свой «Баудолино», признаю… Куда же мне до великого Умберто Эко. Начинать нужно с чтения литературы — а я совсем разучился, потому и речь, и фантазия бедные. Так и живу…

Сергей, дело не во вкусе. Использовать искажение «пространства» (можно я так скажу?), как художественный прием, может только большой мастер. Иногда это удается нам, простым смертным, и это — удача.

Хочу напомнить тебе твой комментарий к моему снимку Голубой мечети примерно с того же ракурса, что и №2 в твоем отчете (ты его найдешь легко, не надо ссылок на фото в этом отчете): «Миша, считаю, что выигрышнее центральная композиция смотрелась бы… Чтобы ты точно посередине мечети стоял… Левее, чем сейчас..» Вот ты и встал левее.

Я не ждал от тебя романа, но можно же иногда и из «рамок» вылезти, или тебя Стамбул не зацепил?

Еще об «Эко» — вот описание «медуз» меня так ошеломило, что я снял их во весь кадр. Это то место, где автор сравнивает уста медуз со срамными губами.

Меня Стамбул сразил! И я говорил, что, наряду с Нью-Йорком и Гонконгом, он стал тем местом, куда хотелось бы еще обязательно приехать. Но, думаю, мы с тобой по разным критериям его оценивали.

Я не знаю, как это выразить… Но, если я правильно чувствую, он тебе нравится, условно говоря, Айя-Софией, Голубой мечетью и другими достопримечательностями, дышащими историей. Мне экскурсии очень понравились, но вернуться в Стамбул я хотел бы не из-за них (хотя, безусловно, к ним бы и пошел в следующий раз снова), а из-за какой-то особенной атмосферы города. Это все вместе: знаковые здания, история, люди, транспорт, штрихи какие-то едва уловимые, и те простые «арабские улочки» из прошлой главы отзыва. На медуз я посмотрел, щелкнул… и забыл… Не, не забыл — анализировал, что они не очень хорошо получились из-за высокого ИСО… 🙂 И у тебя пересмотрел кадры в альбоме — не получилось, как у тебя настроение передать в фотографии.

Ты не совсем прав: я еду в путешествие по «литературной дороге». Например, название города, запавшее в душу с детства — Агра, Джорджтаун, «аэродром подскока в Сингапуре». Но влюбляюсь в города уже сейчас, и за другие качества: Куала-Лумпур — жаркое дыхание свободы и толерантности, Стамбул — широкая улыбка продавца бубликов и льстивость льнущих к ногам кошек.

Ну… в общем, моё куцее «люди… штрихи едва уловимые», ты выразил поэтичным «Стамбул — это широкая улыбка продавца бубликов и льстивость льнущих к ногам кошек». 🙂 Не способен я такие перлы выдавать, Миша.

Кстати, очередь в Софию, хоть и была длинная (двадцатые числа июня 2015 года), но двигалась бодро. Но народу, если сравнивать с той же Голубой мечетью, было много-много больше — приходилось идти на всякие ухищрения, чтобы фотографировать не только спины. За достопримечательностями надо ездить в несезон!

Почитал твой отчет о поездке на отдых в Гоа в Индии в несезон, рассказы других туристов, отзывы о поездке в тот же Стамбул, например, зимой — тоже соглашусь, что в нестандартное время ехать лучше. Эх, только и пляжного отдыха тоже хочется ведь!

Тут есть решение: отель, где есть бассейн с подогревом (если отдыхать в Турции весной), или просто бассейн. На первый взгляд — абсурд, но вот на Пенанге (Малайзия) в море не покупаешься (грязно и медузы), на Бали с купанием тоже проблемы, Мумбаи — грязь, в море не войти и т.д. и т.п. Затратно, но вот бассейн на крыше «Marina Bay Sands» — мечта, и вид на Сингапур уже по-другому не представляешь.

Мои коллеги отдыхали в Турции в апреле: две пожилые женщины, нормальная «треха», бассейн с подогревом, объехали с экскурсиями все, даже на кораблике от Мраморного до Черного проплыли. На следующий год нам обещают рост экономики — будем надеяться, что последнее не отберут, и значит поездим еще.

Мне отчет понравился: много исторических фактов… правда, чтобы вникнуть, требуется время. Красивые фотографии. Насчет фото №2 ничего не скажу — не знаю пока, как бы сам сфотографировал. Купола смотрятся волшебно. Столько труда вложено.

В предыдущем комментарии написано: «На следующий год нам обещают рост экономики», — уверен, что ничего ощутимого не будет.

Добавлю. Есть опечатка в пункте 4 «Правил посещения Голубой мечети»: написано «без приличны».

Миша, спасибо за отзыв! Ошибку исправил. Все эти исторические факты нужно разузнавать перед поездкой в Стамбул, тогда и экскурсии в Голубую мечеть или Айя-Софию будут интереснее проходить. Вот, как Михаил Шмаков: мне кажется, еще до путешествия, знает историю каждого камня.

По поводу экономических успехов нашей страны — мечтать ведь нужно о чем-то хорошем! 🙂

Убранство Голубой мечети впечатляет. Жалко, что Айя-София ещё не отреставрирована, но даже в нынешнем состоянии впечатляют её архитектурные формы.

Спасибо за отзыв, Валентина! В Голубой мечети такая легкая, воздушная атмосфера! Видно, что здание на пару веков новее… 🙂 Даже по параметрам ISO на фотографиях можно понять, что в Айя-Софии было немного мрачновато.

Сергей, привет. Неплохие фотки, Про фото №2 скажу, что, скорее, не нравится: кривые колонны и эта странная балка сверху мешают. Поражают, конечно, пространства внутри храма. Но много кривых фотографий. Я люблю ровность и симметрию. Кривая решетка, потрет с кривыми вертикалями, кривая дверь, кривые купола и иконы. Внутри хочется больше таких фоток как №21: очень классная (но и её можно было бы еще симметричней сделать). Даже икона №28, с которой, по идее, ты не должен был испытывать перспективных проблем, и та снята криво. Очень понравилась номер №33 в сочетании с №31 — прямо сидел и сравнивал, что изменилось!

Еще заметил, что внутри все снимал на открытой, на сильно прикрытой дырке (f.5.6) — и как следствие: шумные фотки. Шумы подавлены, и выглядят снимки немного грязноватыми из-за шумов. А а ведь f2.8 у Самъянга 14mm f/2.8 очень резкая. Я, конечно, тебя понимаю: поставил f5.6 и не паришься с фокусом… но f5.6 против f2.8 — по ИСО разница огромная. Раз только мануальный фокус — наводи вручную, у тебя же есть чип, который показывает попал, если ты попал в фокус. Или нет у тебя чипа?

А вообще, в этом репортаже у тебя получилось вызвать у меня желание увидеть всю эту красоту собственными глазами. Так что спасибо тебе.

Паша, спасибо тебе за подробный анализ и честный отзыв! Диафрагму f/5.6 ставил, так как боялся, что ГРИП будет мала. Теперь понимаю, что зря: на прошлой неделе летал в Германию, взял на прокат машину и проехался в Дюссельдорф и в Кёльн — отснял материал для статьи о том, зачем нужен светосильный объектив. Очень много фотографировал на Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8 на открытой диафрагме — практически нет проблем с малой ГРИП. Что сказать? Опыт — сын ошибок трудных.

На подтверждение фокуса (у меня Samyang 14mm f/2.8 с чипом) я, как-то, не привык смотреть: 90% кадров снимается на f/8.0-11.0, где гиперфокальное расстояние начинается с полутора метров. Вот и не смотрю за фокусировкой…

На прошлой неделе в Стамбуле опять серьезный теракт был. Не думаю, что тебе удастся увидеть Айя-Софию и Голубую мечеть своими глазами в обозримом будущем…

P.S. На фото дворика Голубой мечети за номером 2, пожалуй, сверху балку стоило обрезать… 🙂 А уж по поводу дисторсии — тут я буду спорить… 🙂

Здорово! Всё очень понравилось: и отчёт, и фото!

Благодарю за обратную связь, Эдуард! В дальних странах всегда интересно побродить, посмотреть и простую жизнь людей, и ознакомиться с достопримечательностями. Раньше Стамбул, его Голубую мечеть и Айя-Софию только на чужих фотках да в фильмах видел. Теперь вот, удалось своими ногами походить, своими глазами увидеть. 🙂 И воспоминания греют душу.

Друзья, сегодня попался на удочку: одобрил снимки Эдуарда, выше. Это мошенничетво. Не открывайте ссылки на фото. Появится подписка на платные услуги. Извините пожалуйста, проморгал. 🙁

Почему мошенничество? Это — мои снимки, бесплатно просматривать можно!

Не понял, почему платное?

Это — бесплатный сервер для хранения фото. Я храню там свои фотографии, очень удобно делать ссылки. Сергей, удивил меня!

Эдуард, ресурс для Ваших снимков неудачный: иногда по Вашей ссылке открывается JPEG нормально, но чаще всего вылезает снимок с оберткой 100500 рекламных банеров. Вот Сергей и «порезал» Ваши ссылки. Загрузите картинки на Яндекс-Фотки, например, и все будет нормально.

Паша, речь идет именно о мошенничестве. Как всё было.

1) Эдуард оставил ссылки на фотографии.

2) Я открыл с мобильного. Посмотрел снимки, одобрил.

3) Через минуту на сотовый приходит 2 SMS с номера 5151 и 3410.

4) Я не стал открывать ссылки, решил поискать информацию. Выяснил, что телефонный номер 8 800 303-89-81 фигурирует во многих базах мошенников. При этом, судя по тому, что есть в Интернет, Мегафон с преступниками заодно: поскольку активно с ними сотрудничает и прячет от пользователей факт подписки.

Что произошло? Открывая картинку с мобильного ты автоматически подписываешься на платную подписку сайта fotosbank.ru. С моего счета сразу сняли 20 рублей. И далее — по 20 рублей в сутки незаметно списывается со счета. По отзывам в Интернете, таким образом списывается по нескольку тысяч рублей, если не заметить во время.

А Мегафон эту подписку прячет. На сайте их написано: «Чтобы проверить перечень платных подписок, наберите *505#». Я так сделал — приходит сообщение, что платных подписок нет. Потратил минут 30, чтобы найти в дебрях меню личного кабинета, что услуга подписки на сайт fotosbank.ru подключена и стоит 20 рублей в сутки.

Как видно из скриншота, я на такую подписку попадал в druzyatyt.ru. Но там, я на чей-то чужой сайт заходил и сразу же ее отменил. А здесь — Эдуард подкинул.

Поэтому еще раз прошу, если кто-то из читателей открыл ссылки, что пришли с извещением о новом комментарии Эдуарда, зайти в личный кабинет сотового оператора и разобраться. По отзывам в Интернет, с мошенниками сотрудничает не только Мегафон, но и Теле 2. При этом, если заходишь в Интернет не со смартфона, а, скажем, с мобильного модема или планшета, то он тебя автоматически подписывает и даже СМС-уведомления не приходят. Просто воруют по 600 рублей в месяц и все.

Возможно, Эдуард не виноват: платные подписки подсунул сайт Радикал, куда он загрузил свои снимки.

Сергей, я — программист, и считаю, что перейдя браузером по ссылке невозможно подписать свой номер телефона на какие-то платные сервисы. Браузеры не имеют права читать или передавать номер телефона. Скорее всего, это — совпадение.

Я много раз смотрел фотки через ресурс Радикал и никаких подписок у меня не возникало. Это — просто очень назойливый ресурс, который пихает рекламу везде, где можно. Опасность представляют вопросы от браузера типа «Недостоверный сертификат. Небезопасно перейти на сайт. Безопасно — отклонить переход по ссылке». В таком вопросе ни в коем случае нельзя говорить, что доверяю и небезопасно перехожу, так как в этом случае браузер получит возможность читать ресурсы устройства.

Если бы я узнал, что мобильный оператор подключил мне без моего ведома платные услуги и украл мои деньги, я бы пошел и написан заявление в полицию.

Паша, я сделал приписку, что, возможно, Эдуард не виноват. И открыл я его ссылку только потому, что знаю Radikal, и даже на сайте есть ссылки на картинки, размещенные на этом сайте.

Думаю, что Радикал мне подсунул рекламный баннер (ты знаешь, сколько их выпрыгивает). Посмотри в Интернете по запросу «Мегафон мошенники платные подписки». Ты увидишь, что это — правовая проблема нашего государства. Этим занимаются все основные сотовые операторы.

При чем, у меня Билайн делал это и без ссылок на сайты (у меня нет Интернета). Просто приходит сообщение: вы подписаны на музыкальный сигнал, 2 месяца бесплатно, потом 5 рублей в день. Если ты сразу эту подписку не отменил, а потом про нее забыл, то через 2 месяца начинают снимать по 150 рублей… Насколько перспективно жаловаться, трудно сказать: они ведь предупредили. А прикинь, приходит пенсионерке такое сообщение — она вообще не понимает, что такое «подписка»…

Что касается моего случая с фотками Эдуарад: я посмотрел один снимок, на втором выскочило окошко и отдельная кнопка «Посмотреть фото». Нажал, получил подписку. Когда стал искать информацию в Интернете, увидел, что там полупрозрачным шрифтом, почти сходным с фоном, написано, что услуга платная. Т.е. формально не придерешься.

В Интернете пишут, что в сговоре с мошенниками либо сами операторы, либо работники сотовых компаний. Раз надпись предупреждающая есть, ничего не сделаешь с ними.

Это да — они маскируют кнопку «Доверяю подложному сертификату» на «Посмотреть фото», есть такая опасность. А Радикал — это редкостное «Г…», так же, как всякие рапид-шары — там действительно могут подсовывать вплоть до вирусов…

Подтверждением тому, что Мегафон в сговоре — у них можно послать СМС на определенный номер с запретом подписок. Но он действует только 3 месяца, а потом автоматически снимается и тебя подписывают.

Один раз тоже попадал примерно на такую удочку (не на Радикале). Открыл по ссылке сайт посмотреть: есть ли что там интересного — и попал на подписку. Сразу списали, кажется, 20 рублей. Ладно, СМС сразу пришло, что у меня со счета убыли эти деньги. Разобрался. Внизу маленькими невзрачными буквами написано что-то типа: «В случае открытия сайта — даете согласие на подписку».

Недавно опять чуть не нарвался на такое дело. На сайте трезвенников (ссылку увидел случайно в Одноклассниках) поместили мою фотографию, украденную с фотобанка Лори со всеми логотипами. Хотел посмотреть, что за статью проиллюстрировали, но получил предупреждение о дурной репутации сайта. После этого увидел, что, открыв сайт, попадаешь на подписку. Передумал смотреть: украли мое фото, да еще за это заплатить им 20 рублей.

Мошенники, понятное дело, изобретательные. Бесит только, что власти не приструнивают операторов связи.

Я понял! Спасибо, Павел, за разъяснение! Я покину Radikal и действительно перейду на Яндекс.

Живу в Израиле, не знал, что так может быть.

Всего подписчиков на новые статьи сайта:

А вы подписались?

Копирование любых материалов сайта запрещено. Согласно ч.1 статьи 146 УК РФ нарушение авторских прав правообладателя влечет гражданскую и/или уголовную ответственность.

Материалы: http://photo-and-travels.ru/stambul-golubaya-mechet-i-ajya-sofiya/

2 ≫

Турция – традиционно одно из наиболее посещаемых туристами государств. Турецкая республика – так правильно называется эта страна – расположена главным образом в юго-восточной Европе, а частично на Ближнем Востоке. Восток, как известно, «дело тонкое», он всегда привлекал, точнее, манил путешественников из разных стран света.

Крупнейший город Турецкой республики – Стамбул, древний город, бывшая столица Византийской, Римской, Османской и Латинской империй.

У туристов, которые приехали сюда, часто возникает вопрос, что же из достопримечательностей посмотреть. Айя-София (Святая София) – это древний храм, наиболее интересный для посещения. Этот памятник древнего зодчества находится в историческом центре города, в районе под названием Султанахмет. Ранее это был центр Константинополя, недалеко располагался императорский дворец.

Мечеть Айя-София – одна из главных достопримечательностей города Стамбула (Турция). Как известно, раньше на территории страны была расположена Византийская империя, славящаяся высоким уровнем культуры. Айя-София переводится с греческого языка как «святая мудрость». Прежде это был православный патриарший собор, потом здание исполняло функции мечети (мусульманское религиозное строение), а ныне это – музей, статус которого храм получил в первой половине XX века, точнее, в 1935 году.

Здание Айя София считалось самым крупным христианским храмом более тысячи лет, вплоть до постройки Собора Святого Петра (Рим, Италия). Высота собора – 55,6 метров, а диаметр купола достигает 31 метра.

Собор Айя-София был построен в 324 – 337 годах на главной рыночной площади Августеон при императоре Константине Первом (по некоторым другим данным – при императоре Констанции Втором). Сначала храм был арианским («арианство» - одно из течений в христианстве, утверждающее сотворенную природу бога-сына), затем был передан христианству императором Феодосием Первым. Но прожило здание недолго. Во период народного восстания в 404 году собор погиб в огне. Выстроенный на его месте новый храм тоже сгорел (415 год).

По приказу Феодосия на том же месте была возведена новая базилика. Базилика – это тип прямоугольного строения с нечетным количеством нефов (разных по высоте). Но и этот собор был уничтожен огнем. Это произошло в 532 году, но развалины этой постройки были найдены лишь во время раскопок в XX веке на территории собора.

После этого, третьего пожара, по велению императора Юстиниана и был возведен собор, который ныне носит название Айя-София.

Для постройки были приглашены лучшие архитекторы, имеющие уже большой опыт построек храмового типа. Это были Анфимий Тралльский и Исидор Мелецкий. По легенде, задумку зодчих воплощали ежедневно более десяти тысяч рабочих!

В стольный град Константинополь свозили лучшие материалы, мрамор и колонны с древних строений (колонны из Храма Солнца, колонны из зеленого мрамора – из Эфеса). И действительно, постройка стала самым богатым и самым большим храмом того времени. Это строение и превратилось впоследствии в нынешний Собор Святой Софии.

В исторический период Византийского царства Айя-София несколько раз страдала от землетрясений, следовательно, достраивалась и перестраивалась. В частности, она получила более высокий купол. Для усиления устойчивости стен были достроены контрфорсы (выступающие из них колонны для укрепления несущих конструкций), и это, конечно, изменило вид собора.

С собором Святой Софии по легенде связано историческое разделение христианских церквей на католическую и православную, так как именно в этом здании в июле 1054 года кардинал Гумберт вручил Михаилу Курулларию отлучительную грамоту.

До 1204 года одной из святынь храма являлась знаменитая Туринская плащаница, в которую, согласно преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после мучений и смерти.

После исторического завоевания османами в 1453 году собору Святой Софии пришлось сменить религию. Ее обратили в ислам, пристроив по углам четыре минарета и превратив в мечеть. Как известно, в мусульманской религии важно при молитве обращаться на древний храм, Мекку. Османам пришлось переиначить внутри собора все, фрески были замазаны штукатуркой (благодаря чему сохранились сквозь многие века), а молящиеся располагались под углом относительно прямоугольного здания.

Дальше, вплоть до середины девятнадцатого века, никаких работ по перестройке собор Айя-София в Стамбуле не претерпевал. В XIX веке было решено реставрировать здание в связи с угрозой обрушения. Вскоре после реставрации, в 1935 году, мечеть превратили в музей, оставив лишь небольшое помещение для мусульманских богослужений.

Архитектурно собор представляет собой прямоугольник, образующий четыре нефа (центральный – побольше и боковые – поменьше). Это увенчанная куполом базилика с средокрестием, представляющим собой четырехугольник. Здание было шедевром купольной системы своего времени, а прочность стен, по легенде, сохраняется благодаря экстракту листьев ясеня, добавленному в раствор. Сложная система тройных арок и колонн поддерживает купол со всех сторон и тем самым укрепляет его.

Итак, мечеть Айя-София в Стамбуле – одна из самых главных достопримечательностей. Рассмотрим основные реликвии этого интереснейшего музея.

• Покрытая медью «плачущая колонна», по поверью, исполняет желания тех, кто положит руку в отверстие и ощутит влагу.

• «Холодное окно» - еще одно чудо природы, из него даже в самый жаркий и душный день веет холодный ветерок.

• Древние фрески с изображением Иисуса Христа и Богоматери, сохранившиеся под плотными слоями штукатурки, представляют собой величественное зрелище.

• В верхней галерее храма на перилах можно увидеть граффити. Многие из них сделаны много сотен лет назад и охраняются государством (для этого покрыты прозрачным пластиком). Это надписи - скандинавские руны - предположительно были нацарапаны на парапете собора воинами в Средние века.

• Мозаики собора представляют собой интересный образец монументального искусства Византии.

• Портрет императора Александра был сделан при его жизни, открыли достопримечательность в 1958 году в ходе работ по реставрации мозаичного покрытия.

В соборе имеются также мусульманские святыни, к которым ежегодно съезжаются тысячи паломников. Среди них можно выделить:

• Минбар (место, откуда имам проповедует).

• Ложу Султана (выстроена при реставрации братьями Фоссати).

Словно вышедшая из восточной сказки, турецкая Святая Мудрость соединяет в себе, казалось бы, противоположные понятия: православие и восточный ислам, две религии, столь различные, но и в чем-то очень похожие друг на друга. Снаружи храм кажется простым нагромождением архитектурных форм разных эпох и назначений, но внутри вас поразит величественность купола и его высота, а также многое другое.

Это единственное здание, сохранившееся с шестого века нашей эры до современности почти в неизменном виде, теперь заслуженно стало музеем, устав отдавать религиозный долг разным конфессиям.

Если вам посчастливится побывать в Стамбуле хотя бы пару дней, обязательно посетите собор Айя-София. Турция заиграет для вас новыми красками благодаря этому храму.

Материалы: http://fb.ru/article/146436/mechet-ayya-sofiya-v-stambule

3 ≫

Айя-София расположена на площади Султана Ахмеда, напротив мечети Султана Ахмеда. Айя-София 916 лет была церковью и 418 лет мечетью. С 1953 года выполняет функции музея и исторического памятника. Византийские летописцы утверждают, что строительство Айя-Софии было начато при императоре Константине I (324-337) и завершено к 360 году уже при императоре Константине II. Поле завершения строительства Айя-София была названа Великой Церковью. А в V веке церковь получила название Айя-София.

Первая церковь Айя-Софии была построена из дерева и имела пять неф. После восстания деревянную церковь сожгли, и от нее ничего не осталось. Заново отстроил церковь Феодосий II. Вторая Айя-София была открыта в 415 году. Новая церковь так же состояла из пяти частей и была самой большой и главной церковью в городе. В 532 году на ипподроме началось восстание против императора Юстиниана, храм сгорел до основания. В этом же году — 532 г. было начато строительство храма и завершено в 537 г, по приказу Юстиниана II.

Император Константин Мономах, Иисус Вседержитель и императрица Зоя (11 век)

В центре Иисус Вседержитель, Мария и Иоанн Креститель

Наряду с архитектурой, Айя-София так же славится своими мозаиками. Вся внутренняя поверхность стен, сводок, арок и полукуполов, за исключением стен с мраморным покрытием были покрыты мозаиками. В период византийского иконоборчества, первые мозаики были полностью уничтожены. вместо уничтоженных мозаик украсили внутреннюю часть церкви позолоченными фигурами растений. Эти фигурные мозаики датируемые IX и XII веками, имеются над императорским порталом, над южным входом (вестибюль), на абсциссе полукополов, на северной стене Тимпанон, а так же в южной и серной галереях.

Император Иоан II Комнин, императрица Ирина с Алексием, Мария с Иисусом в руках

Мария с младенцем Иисусом, Юстиниан, Константин

Композиция Вседержителя, расположенная на куполе, в османский период была закрашена надписями казаскера Мустафы Иззет Эфенди. После завоевания Стамбула, самое древнее сооружение города Ай-София находилось в очень плачевном состоянии. После превращения церкви в мечеть.ю в западной части маленького купола был возведен деревянный минарет.

В более поздний период султан Мехмед Завоеватель возвел на юго-западной стороне кирпичный минарет. В период правления султанf Беязыда II, был возведен тонкий минарета северо-восточной стороне Айя-Софии. Кроме того, султан Мехмед Завоеватель построил в северной части сооружение медресе.

  • С собором Святой Софии связаны различные истории и легенды. Так известно, что во время строительства собора император Юстиниан приказал свозить лучшие строительные материалы со всех провинций, которые в то время находились под его властью. Это делалось для того, чтобы храм Святой Софии был как можно масштабнее и грандиознее.
  • Колонны и мрамор, используемые в конструкции, были взяты из древних городов в окрестностях Анатолии и Сирии, например, с Аспендуса, Эпхессуса, Баалбека и Тарсы. Белый мрамор поставляли с Мраморного острова, зеленый порфир с острова Рибоза, розовый мрамор из Афона и желтый из Северной Африки. Кроме того, во время строительства собора для нефов использовались колонны из храма Артемиды в Эфесе, а для поддержки купола взяли 8 колонн, привезенных из Египта.
  • Именно в этом здании в 1054 году начался раскол христианства на православие и католицизм. А впоследствии это событие спровоцировала крестовый поход, в результате которого в 1204 году из этого собора в Константинополе украли Туринскую плащаницу.
  • В стенах Айя Софии расположена гробница Дандоло, основателя малоизвестной Латинской империи. Он якобы похоронен в соборе, но в результате исследований тело не было обнаружено. Существует версия, что останки были выброшены после завоевания Стамбула османами.
  • Кстати, при случае также посетите Древнерусский собор Святой Софии, расположенный в Киеве, сравните его со стамбульским, найдите сходство и различия. Ведь, несмотря на то, что он должен был быть похожим на храм, существовавший в Константинополе, его архитектура имеет заметные особенности. Главный в Древней Руси собор Святой Софии был построен в те времена, когда на княжном престоле находился Ярослав Мудрый. Это православная святыня 11 века, удивительный памятник архитектуры, символ Древней Руси.
  • Известный еще один храм Святой Софии, местом расположения которого является турецкий город Трабзон. Он появился в XIII веке и пару лет назад стал мечетью. Да что там говорить соборов с таким названием немало. Вспомните тот же Новгород. Путешествуйте, знакомьтесь с историей и архитектурой нашей планеты, наслаждайтесь прекрасными творениями предков и не забывайте оставить хоть что-то после себя!

Храм Айя-София расположен в Турции, в Стамбуле. Район, в котором он находится, называется Фатих. Здание собора стоит напротив Голубой мечети. Рядом с ними – удивительные памятники истории и архитектуры:

  • Айя София Хюррем Султан Хамам,
  • подземное водохранилище Базилика Цистерна,
  • Топкапы
  • и много чего другого.

Часы работы Айя-София: открыт с 09:00 до 17:00 со вторника по воскресенье. Время работы меняется в зависимости от сезона.

Цена билета в Айя-София – 30 TL. Ряд категорий посетителей имеет право на бесплатное посещение музея. Это:

  • турецкие дети и подростки в возрасте до 18 лет,
  • дети иностранцев до 12 лет и младше,
  • граждане Турецкой Республики в возрасте 65 лет и старше и т. д.

Материалы: http://stambule.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B0%D0%B9%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/