1 ≫

Здание министерства юстиции Франции

Министерство юстиции Франции — министерство правительства Франции, которое отвечает за:

  • надзор судопроизводства, его обслуживания и администрирования;
  • участие в качестве вице-президента судебного совета (который курирует судебную производительность и консультирует по прокурорской исполнительности);
  • надзор прокуратуры;
  • тюремную систему;
  • законодательные акты, затрагивающие гражданское или уголовное законодательство или процедуры.

Бюро и офисы

  • Кабинет министра
  • Генеральный секретариат — Администрация
  • Управление Генерального инспектора
  • Управление по судебному администрированию
  • Управление гражданского правосудия
  • Управление государственного обвинения
  • Французская служба исполнения наказаний
  • Управление по делам несовершеннолетних
  • Управление бухгалтерского учета и бюджета.

См. также

Напишите отзыв о статье "Министерство юстиции Франции"

Литература

  • Дерюжинский В. Ф. Комитет иностранных законодательств во Франции // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • [www.justice.gouv.fr Официальный сайт]   (фр.)

Отрывок, характеризующий Министерство юстиции Франции

– Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно.

– Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан.

– Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме.

– Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом.

– Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично…

И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте.

– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.

Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.

– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.

– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.

– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…

– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.

Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.

– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.

Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.

– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.

Материалы: http://wiki-org.ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8

2 ≫

Во Франции отмечаются три основные категории коррупции:

- дача комиссионных за получение государственных контрактов и подрядов;

- взносы в фонды политических партий взамен за встречные выгоды,

- подкуп иностранных чиновников для получения выгодных контрактов и подрядов за рубежом.

Основными структурами во Франции, работающими на антикоррупционном направлении, являются:

- Центральная служба по предупреждению коррупции (Service central de prevention de la corruption/SCPC), которая осуществляет систематический мониторинг ситуации в области коррупции в стране и за рубежом, готовит ежегодные отчеты по наиболее острым проблемам, направляемые в заинтересованные официальные инстанции (Администрация Президента, Председатель Правительства, профильные министерства, Счетная палата, Сенат, Национальное Собрание). Указанные отчеты носят публичный характер и размещаются на сайте службы в «Интернете».

Основной задачей службы является выявление наиболее чувствительных областей, связанных с возможными проявлениями коррупции и, соответственно, «узких» мест в законодательстве, которые требуется устранить. В ее функции входит также предупреждение случаев коррупции во взаимоотношениях государства с коммерческими структурами. С этой целью служба тесно взаимодействует с государственными и региональными органами, профессиональными и отраслевыми объединениями и крупным бизнесом, готовя по их заказу аналитические материалы, давая соответствующие рекомендации по предупреждению и борьбе с коррупцией и организуя профильное обучение;

- Главная дирекция конкуренции (Direction generate de la concurrence) Министерства экономики, восстановления производственного потенциала и цифровой отрасли Франции. Среди многочисленных полномочий данного подразделения - выявление практики возмездного оказания услуг, передачи подарков, создание и резервирование монопольных позиций;

- Министерство юстиции, которое мобилизует прокурорскую систему посредством циркулярных указаний, направленных на уголовное преследование коррупции;

- национальная полиция, участвующая в борьбе с коррупцией в сотрудничестве с другими компетентными органами. В ее составе учреждено специализированное бюро по борьбе с коррупцией (l'office anticorruption de la police judiciaire);

- парламент Франции, полномочиями которого предусмотрен общий парламентский надзор со стороны обеих палат (Национального собрания и Сената) за соблюдением национальных законов с точки зрения их соответствия правовой системе в целом, исполнения и эффективности в ходе подготовки ежегодных докладов по этому вопросу профильными комиссиями (по законодательству и по финансам).

Вместе с тем более эффективным инструментом парламентского контроля является практика создания комиссий ad hoc по расследованию конкретных случаев коррупции (по случаям коррупции, получившим общенациональный или международный резонанс);

Значительную роль в противодействии коррупции во Франции играют общественные организации.

Так, в 2002 г. была создана общественная ассоциация «Антикор», которая видит свою основную задачу в пожизненном отстранении от участия в политической жизни лиц, осужденных за коррупцию. Она разработала свою антикоррупционную Хартию, которая пока не получила широкой поддержки, т.к. указанный документ налагает серьезные этические обязательства на депутатов.

Французское отделение неправительственной организации «Транспэренси интернешнл» регулярно публикует все известные случаи международной коррупции, готовит обзоры законодательств и правоприменительной практики в разных странах, а также всемирную классификацию стран по уровню коррумпированности. Основная заявленная задача организации - привлечение внимания широкой общественности к проблеме коррупции с целью мобилизации государственных и частных институтов для борьбы с ней, а также деятельность по предупреждению этого явления путем выработки и распространения конкретных рекомендаций и прямого сотрудничества с предприятиями и органами государственного управления. НПО проводит свою работу на основе трехлетних планов действий, оперативных планов антикоррупционных мероприятий, публикует ежегодные отчеты;

Отраслевые ассоциации и объединения, в том числе «Движение предприятий Франции», Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса и Объединение торгово- промышленных палат Франции, взаимодействуют с профильными государственными ведомствами, занимающимися борьбой с коррупцией, ведут разъяснительную работу со своими членами, разрабатывают и внедряют отраслевые этические нормы и стандарты предупреждения и борьбы с коррупцией на предприятиях.

Франция провозглашает принцип свободы личности и невмешательства во внутренние дела других лиц как абсолютный приоритет. Эту позицию подкрепляют положения национального законодательства в части защиты профессиональной тайны. Статья 40 Уголовно-процессуального Кодекса Франции требует от граждан инициативно предоставлять информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, но не о личностях преступников. Отсюда слабое распространение во Франции системы «whistieblowing» (обязательного доносительства), получившей широкое распространение в англо-саксонских странах во многом благодаря материальной заинтересованности доносителей.

Телефон: (495) 955-59-99

Адрес: 119991, ГПС-1, город Москва, улица Житная, дом 14

Материалы: http://minjust.ru/ru/press/news/franciya

3 ≫

Судебная организация во Франции регулируется рядом законов, главные из которых Конституция 1958 г. разделы VIII “О судебной власти” и IX “О Верховном Суде”, ордонансы “О судебной организации” и “О статусе магистратуры” и др.

Французская судебная организация имеет ветви, являющиеся ее самостоятельными частями: 1) общие суды по гражданским и уголовным делам; 2) суды по административным делам, так называемая административная юстиция; 3) Конституционный Совет.

Особенностью системы общих судов является то, что суды по уголовным делам являются отделениями судов по гражданским делам. Она состоит из четырех звеньев: 1) трибуналы низшей инстанции с единоличной формой отправления правосудия (трибуналы процесса по гражданским делам и трибуналы полиции по делам о проступках). Их 456. 2) трибуналы высшей инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия (трибуналы большого процесса по гражданским делам и трибуналы исправительной полиции по делам о деликтах). Их 172. Дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей. Это основное звено французской судебной системы. Широкая подсудность. Апелляционная инстанция для трибуналов низшей инстанции; 3) апелляционные суды. Их 27. Каждый из них обслуживает 3-4 департамента. Дела рассматриваются в составе пяти и более судей. При них действует суд ассизов, который рассматривает уголовные дела о преступлениях в составе трех профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (шеффенов), образующих единую судейскую коллегию, совместно решающую фактические и правовые вопросы дела. При апелляционных судах действует обвинительная камера, в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с преданием обвиняемого суду. 4) Возглавляет судебную систему Франции Кассационный суд, действующий в качестве кассационной инстанции, т.е. он проверяет законность судебных решений, вынесенных нижестоящими судами, в составе не менее девяти судей.

Конституцией Французской республики 1958 г. предусмотрена также Высокая палата правосудия. Она действует в качестве суда первой инстанции по делам о должностных преступлениях высших чиновников, включая Президента. Образуется обеими палатами – Национальным собранием и сенатом.

К специальным судам отнесены военные трибуналы, коммерческие, таможенные и патентные суды, третейские, по квартирной палате, суды по делам несовершеннолетних. Последние действуют в трех видах: судьи для детей; трибунал по делам несовершеннолетних, суд присяжных по этой категории дел. Подсудность зависит от тяжести совершенного преступления и возраста несовершеннолетнего.

Формирование судейского корпуса осуществляется во Франции путем назначения судей Президентом по рекомендации Высшего совета магистратуры. Сам совет состоит из девяти членов, назначаемых Президентом. Председатель этого совета – Президент, заместитель его – министр юстиции.

Высший совет магистратуры наделен правом наложения на судей дисциплинарных взысканий, решает вопросы, связанные с продвижением судей по служебной лестнице.

Прокуратура во Франции едина и строго централизована. Это орган обвинительной власти, осуществляющий уголовное преследование, надзор за производством предварительного следствия, обжалование судебных постановлений в вышестоящие судебные инстанции. Она выполняет также некоторые функции судебного управления (аттестация судей, контроль за деятельностью судей низшей инстанции, предоставление судьями отпусков и др.).

Органы предварительного расследования во Франции – это прежде всего судебная полиции и следственные судьи, состоящие при трибуналах исправительной полиции. Судебная полиция проводит дознание и расследование в упрощенной форме. Офицеры судебной полиции проводят дознание в полном объеме по делам о проступках и правонарушениях. Следственный судья назначается Президентом на три года из числа судей трибуналов высшей инстанции. Он ведет предварительное следствие по делам о преступлениях.

Главой прокуратуры во Франции является министр юстиции. Низшее звено прокурорской системы – прокурор республики, состоящий при трибуналах исправительной полиции. При апелляционных судах и Кассационном суде состоят генерал-прокуроры.

Основным нормативным актом во Франции, регламентирующим организацию и деятельность адвокатуры, является Закон от 31 декабря 1971 г. “О реформе некоторых судебных и юридических профессий”, которым были внесены изменения в правовой статус адвокатов. Им была введена единая профессия адвоката вместо прежнего деления их на собственно адвокатов и поверенных.

Адвокаты объединяются в коллегии, которые являются юридическими лицами. Их высшим органом является общее собрание их членов, избирающих исполнительный орган – Совет. Если в коллегии адвокатов более 20 членов, они могут подразделяться на колонны (секции). Французские адвокаты вправе иметь свои собственные кабинеты (бюро), но могут осуществлять свои профессиональные обязанности в составе адвокатского товарищества.

Контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществляют апелляционные суды по соответствующим округам. Единого центра для руководства адвокатурой в стране не имеется. Национальная ассоциация адвокатов – творческий союз, занимающийся главным образом повышением профессионального уровня адвокатов, вопросами адвокатской этики и др.

Адвокатом во Франции может быть гражданин страны, имеющий диплом юриста или доктора права, прошедший стажировку (3-5 лет), принесший перед апелляционным судом соответствующую присягу. Стажировку не проходят бывшие судьи, прокуроры, профессора и преподаватели права.

Материалы: http://studopedia.ru/2_129866_yustitsiya-frantsii.html