1 ≫

. каждому из нас хотелось бы, чтобы высшая Творящая Любовь истребила, искоренила зло из мира в одно мгновение, как бы по волшебству. Но нам предлагается совершенно другое, то, что соответствует достоинству человека. Нам предлагается, чтобы мы как часть творения, в котором есть зло, — чтобы мы соучаствовали в борьбе со злом, чтобы сама природа в нашем лице поставила злу плотину. ( Ал.Мень "О добре и зле" )

Представим себе идущий по океану громадный, сильный корабль, являющийся гордостью человеческого ума и изобретательности и последним словом науки и техники. Пусть это будет "Титаник".

Он уверенно и гордо несется по волнам, рассекая своей могучей грудью пенистые гребни волн, как будто насмехаясь над яростью стихий, победителем которых он себя считает. А его пассажиры, чувствуя себя на этом гиганте в совершенной безопасности, предаются развлечениям и удовольствиям.

И вот навстречу кораблю, воплощению людского самомнения и гордости, идет льдина. Она как будто не велика с виду, но основание ее так глубоко и так прочно, что корабль не выдерживает столкновения и должен погибнуть.

Легко представить себе смятение, ужас и отчаяние пассажиров, разбуженных ударом от сна и осознавших необходимость погибать среди мрака ночи в холодных пучинах океана.

Напрасно кормчий корабля старается успокоить пассажиров и доказать им, что в его распоряжении имеется достаточно спасательных средств, чтобы спасти всех пассажиров, но обезумевшие от страха люди его не слушают.

Одни, не зная, что предпринять, и не решаясь покинуть эту мнимую твердыню, в смертельном страхе носятся по кораблю, увеличивая панику и смятение. Другие, стараясь покинуть тонущий корабль возможно скорее, прыгают в наполненные пассажирами лодки сверху, опрокидывая их и губя вместе с собой других, уже спасшихся.

Одни, видя неизбежность гибели, без ропота покоряются своей участи, готовясь вместе с кораблем опуститься на дно океана, другие, не примиряясь с приближающейся гибелью, льют слезы, шлют мольбы и проклятия.

Небольшая часть не потерявших самообладания людей, напрягая усилия, стараются поддержать жизнь корабля хотя бы до прибытия помощи. Но помощь не прибывает, и корабль доживает свои последние минуты.

На своем посту до последнего момента, до погружения корабля в пучину океана, остается кормчий корабля и несколько верных своему долгу его сподвижников, которые прилагают усилия для спасения не себя, но других.

Наш современный мир - это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают.

Подобно кораблю, наш мир смело и уверенно шел по волнам океана жизни, гордый достижениями цивилизации: стремительным развитием науки и техники, индустрии комфортабельной жизни и развлечений.

Но под призрачным благополучием и кажущейся силой и мощью современного мира таилась скрытая болезнь, внутренняя слабость и бессодержательность, которые привели к встрече со "льдиной", к состоянию катастрофы.

Тщетно государственные мужи разных стран устраивают съезды и конференции, тщетно заседают в ООН, обсуждая вопросы мира и разоружения, вырабатывая способы и меры спасения больного хронической болезнью мира, но, вместо хотя бы незаметного и медленного улучшения, мы наблюдаем только ухудшение. В чем же причина?

А причина кроется, прежде всего, в косности мировоззрения людей и как следствие в таком же убожестве восприятия жизни теми, кто ими руководит. Разве не убожество — отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных благ за единственную ценность, в результате чего - бешеная погоня за наживой, свирепая конкуренция и соперничество? Разве не безумие — разговоры о разоружении и о мире и тайная подготовка к новым военным конфликтам и террористическим актам, или биржевые спекуляции, обогащающие или разоряющие в несколько минут многие сотни и тысячи людей, или уничтожение продуктов, чтобы не понижать на них цены? Разве не безумие - жажда удовольствий во что бы то ни стало, удовольствий низких, пошлых, грубых, или увлечение рекордами бессмысленными, глупыми, никому не нужными?

Список человеческих безумий говорит о том, что при подобном повальном безумии, которое овладело современным человечеством, об излечении застарелых недугов современного мира старыми способами и методами не может быть речи. Какие бы подпорки под расшатавшееся здание мира ни подставлялись, какие бы заплаты на полученные "пробоины" ни пришивались, главная причина хронической болезни современного мира — сознание его населения - не только остается все тем же, каким было, но с каждым годом заметно деморализуется все больше и больше (достаточно вспомнить об ужасах терроризма в Израиле и Америке).

“Бывает у людей такое одичание духа, что они могут существовать, лишь осуждая друг друга. Это не досмотр доспеха с целью помощи, наоборот, осуждение становится смыслом жизни. Если у такого осуждателя отнять язык, он пропадет, засохнет, как растение без воды”. [2]

Человечество зашло в тупик, выбраться из которого обычными способами и мерами оно не может, в отличие от прежних тупиковых ситуаций, когда в них оказывались отдельные регионы планеты. Так смена цивилизации и замена обветшавшего мира новым последний раз имела место, когда происходило крушение великого мирового государства - Римской империи - и крушение того мира, который у нас принято называть языческим.

Многие дошедшие до нас с того времени исторические данные, произведения научные и литературные рисуют нам состояние тогдашнего мира настолько мрачными красками, что мы имеем полное основание утверждать, что оно вполне аналогично теперешнему, с той лишь разницей, что размер и размах тех отрицательных явлений, которые существуют теперь, превзошел все известные из истории подобного рода явления.

Но “перед самыми значительными событиями люди особенно не допускают возможности грядущего… Одинаково насмехаются слепые над указаниями зрячих. Одинаково перечисляют житейские мудрецы невозможность изменения существующего порядка, именно: все прочно и неизменно, каждый чуткий просто обманщик”. [3]

Хотя серьезные и вдумчивые люди сознают ненормальность наших условий жизни и необходимость замены их более нормальными, они обычно полагают, что пройдут столетия и даже тысячелетия, прежде чем старый строй жизни заменится новым. Однако они ошибаются. Если языческий мир для замены его христианским потребовал несколько столетий, то замена нашего мира новым произойдет гораздо быстрее. “То, для чего требовалось столетие, теперь протекает в пять лет, ибо действует прогрессия ускорения”.[2]

“В конце Кали Юги 1 , действительно, все процессы ускоряются, потому не следует принимать прошлые сроки как неизменные. Даже полвека в Кали Юге, при конце ее, уже представляет немалый срок”. [2]

Причины, свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Вот как об этом пишет Сергей Ключников:

“ХХ век - и об этом писали многие выдающиеся умы человечества - подытожил все наихудшие тенденции человеческой истории и подвел жителей планеты к опасно близкой гибельной черте, за которой всех может ждать катастрофа и закономерное возмездие. Прогресс материальных внешних форм жизни, выразившийся в создании мощной техногенной цивилизации, привел к деградации внутренней душевной сущности человека, дегуманизации его сознания и очерствению сердца. Острые щупальца цивилизации опутали планету железными проводами, соединившись в единую промышленно-информационную сеть, в единый организм, который работает на разрушение гораздо мощнее, нежели ранее. Если ранее раздробленность человечества на отдельные культуры и экономические региональные оазисы хотя и замедляла движение промышленной эволюции, науки и техники, но в то же время позволяла сохранять природу и душу в чистоте и целостности, то в ХХ веке гигантский технический монстр, объединив людей в энергетическое поле комфорта и цивилизации, поставил под удар само существование живого. В последнем столетии прогресс поработил человечество гипертрофированной стимуляцией потребности к удобствам и пустым удовольствиям, закрепил в людях алчную склонность требовать немедленного результата в своих индивидуалистических действиях и не брезговать, ради достижения цели, попранием тысячелетиями складывающихся этических норм. Этика в восприятии подобного массового человека стала досадной помехой, синонимом скуки, превратилась в набор внешних правил.

Ненависть одних народов к другим сохранилась, едва прикрытая цивилизованно-правовым лицемерием. Богатые страны еще более изощренно продолжали грабеж бедных и менее сильных. Культ грубой силы, подкрепленный изобретением чудовищных по разрушительности видов оружия, сделался нормой международной политики. Технократический натиск на природу возрос в геометрической прогрессии. Пошлость культуры, искусства, нравов далеко превзошла декадентские выверты начала века, ныне представляющиеся почти невинными. Планета стала перед реальной угрозой гибели, в которой смешалось и переплелось все - и перспектива экологических катаклизмов, и тревожные зарницы возможного ядерного апокалипсиса, и глубокое разложение сознания человечества. Люди в своем подавляющем большинстве потеряли ощущение правды, чувство смысла бытия, знание путей выхода из тупика. Прежние духовные идеалы, сдерживающие моральные тормоза и путеводные звезды религиозных истин утратили свою сдерживающую и притягательную функцию”. [4]

Знакомство с законами, управляющими миром, говорит нам, что все сущее во Вселенной подчинено одним и тем же вечным, неизменным законам эволюции – замены отживших форм жизни новыми. Жизнь растения, животного и человека так же, как жизнь государства, народа и всего человечества, имеет период своего развития, расцвета, увядания и смерти.

Все, что имеет начало, должно иметь конец. Начало конца наступает тогда, когда данный для развития жизни импульс организмом изжит и дальнейшее существование такого отжившего организма уже не только не ведет к прогрессу, благу и добру, но грозит стать тормозом для эволюции, ибо вместо положительных качеств начинает развивать отрицательные; тогда жизни такой формы ставится предел и вместо нее создается новая форма.

Поэтому на замену отжившей цивилизации новой - должно смотреть как на нормальное явление, вытекающее из основных законов эволюции. Если бы такой замены не было, то и жизнь была бы невозможна, ибо нельзя себе представить, чтобы могли существовать вечно одни и те же первоначальные, однажды зародившиеся формы жизни. В результате же замены жизнь только выигрывает. В самом деле, если вместо изнеженного и развращенного деспота, каким была Римская империя, появилось несколько новых, молодых, хотя полудиких, но способных к эволюции государств, то для жизни это был только выигрыш.

Конечно, такие замены не протекают безболезненно и сопровождаются для человечества страданием, но главной причиной страдания является не сама перемена, которая неизбежна, но незнание законов эволюции и вытекающего отсюда неумения правильно оценивать создающееся положение, чего можно избегнуть.

При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Новая жизнь всегда предъявляет новые требования, и принятие этих новых требований составляет главную трудность и главное препятствие для большинства людей, считающих все старое лучшим, более для себя близким и дорогим,

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после совершившегося уже факта, тогда как принятие или непринятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни, как будто зависит от каждого лично.

Ненужных страданий, как уже сказано, можно избегнуть, зная космические законы, или законы эволюции, которые при этом действуют. Эти законы можно иметь своими друзьями, своими помощниками и даже своими слугами, если их знать и уметь ими управлять, или же своими непримиримыми врагами, которые уничтожают всякого, кто думает им сопротивляться.

Они отбирают все ценное и пригодное для эволюции и отметают в сторону, как мусор, как непригодное, все отсталое. Они производят оценку каждого лишь по степени пригодности или непригодности его для дальнейшего развития.

Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все непрогрессирующее подлежит уничтожению.

Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно необходимость разрушения старого. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень сознания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие.

Наглядный пример такого неудачного противодействия новому течению жизни можно найти, если вспомнить многолетние безуспешные попытки государств-колонизаторов всеми правдами-неправдами сохранить свое господство в колониях.

“Откуда пришла неподвижность мышления нашей расы? Подобное умирание сопровождало конец каждой расы. Это старость, это конец, это нежелание приобщиться к эволюции”. [3]

Между тем время планетной эволюции на земле подошло к своему рубежу, к решающему часу испытаний. И хотя религии предпочитали называть этот рубеж Страшным Судом или концом света, эзотерические учения предпочитали говорить о смене человеческой расы, сопровождающейся крупнейшими потрясениями, грозящими всеобщей гибелью, но при благоприятном сценарии событий обещающей стать концом тьмы. [4]

“К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. Те же лжепророки, тот же лжеспаситель, те же войны, те же предательства и духовное одичание. У нас гордятся крохами цивилизации, так же точно Атланты умели промчаться над планетою, чтобы скорее обмануть друг друга: так же осквернялись храмы, и наука сделалась предметом спекуляции и раздора. То же самое происходило в строительстве, точно не дерзали строить прочно. Так же восставали против Иерархии и удушались собственным эгоизмом. Так же нарушали равновесие подземных сил и создали взаимными усилиями катастрофу”.[5]

Потому чрезвычайно трудна и неблагодарна роль тех, кто в переходное время берется сообщить людям то, что, по условиям времени, наиболее необходимо. Как подойти к сознанию людей, чтобы они встретили ваши слова сочувственно, в какой форме предложить им то новое, которое неизбежно идет само, чтобы оно было для них приемлемо, где найти те слова, чтобы убедить, что спасение впереди, в устремлении к новому и гибель в неподвижности и в закостенелости в старом?

Когда человек слышит то, чего он никогда не слышал, он никогда не должен говорить: этого не может быть, это невероятно. Это убийственная формула несознательности, которую незнание выдвигает против знания, не имеет за собой никакого подтверждения и закрывает врата для доступа знания, потому что, то, что произнесено, то уже существует, но если мы его не видим, это не значит, что его нет или не может быть.

Все, что зародилось в мысли человека и произнесено, - все существует, и все возможно. Человеческая мысль не может создать то, что невозможно и не может существовать, ибо для невозможного и несуществующего нет идеи, нет выражения.

Незнание - главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе. Конечно, при таких познаниях не может быть широты взглядов, не может быть правильной оценки происходящих событий, а если нет правильной оценки, то всегда возможны ошибки. Всякое событие, выходящее из ряда обыденных явлений, ставит незнающего человека в тупик. Он беспомощно опускает руки, говоря: “Конец всему”, между тем для знающего это будет концом лишь отжившего и началом нового.

Преимущество знания перед незнанием настолько очевидно, что об этом можно не говорить, но нужно сказать, какого рода знание необходимо в наступающую эпоху, ибо знание знанию рознь. В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления или весьма смутные, или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные - для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов, она требует признания невидимого мира. Его признание не должно обозначать лишь то, что мы будем признавать, что он где-то существует. Он должен войти в наше сознание, и мы должны овладеть им настолько, чтобы из невидимого он стал для нас видимым, чтобы он стал для нас такой же реальностью, как мир физический, чтобы мы могли принимать в жизни его такое же участие, как в жизни физического мира.

“Действительность и иллюзия начнут казаться человечеству из одного источника, если поймете, что животворный сосуд един. Бессмысленная будет Вселенная при отделении незримого мира от видимого. Если мы мним, что путь наш случайность, а за нею пустота, то бедно наше воображение”. [6]

Если в отживающую эпоху было допустимо бессознательное прозябание, то в наступающую - необходимо сознательное существование. Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

В отличие от земных, человеческих, космические законы действуют на совершенно иных основаниях. Анна Безант в своей книге “Законы Высшей Жизни”, проводя параллель между законами человеческими и законами космическими, говорит:

“Законы космические, или законы природы, не имеют ничего общего с законами человеческими”.

“Законы природы не есть приказание: делай это, не делай того — как это принято в законах человеческих, но простое утверждение, что при известных условиях произойдут известные результаты. За нарушение закона природы не следует никакого наказания, налагаемого по произволу. Природа не наказывает. В ее царстве существует причинная связь между явлениями, строгая последовательность совершающегося и - ничего больше. Результат есть неизбежное следствие, вытекающее из причины, а не произвольно наложенная кара”.

“Закон человеческий может быть отменен, может быть нарушен, закон же природы - никогда. Природа не знает нарушения своих законов. Что бы вы ни делали, закон остается неизменным. Вы можете разбиться при встрече с ним вдребезги, но он останется непоколебимым, как непоколебима скала, о которую разбиваются волны прибоя”.

“Но эти же законы, поступающие с нами таким образом, пока мы их не знаем, делаются нашими слугами, помощниками, двигателями ввысь, когда наше незнание заменяется знанием. Закон, являющийся опасным, пока мы его не знаем, становится спасательным, когда мы его познаем. И всегда, когда мы научаемся работать в согласии с природой, мы побеждаем ее, и ее силы делаются неизбежно нашими слугами. Это относится ко всем силам Вселенной, в каждой точке ее как наверху, так и внизу, как в мире видимом, так и в мире невидимом”. [7]

Природа побеждается послушанием ее законам”, — сказал один великий мыслитель.

Выяснив всю важность и необходимость знания космических законов для переживаемой эпохи перехода к новому миру, нужно сказать, что вторым условием, благодаря которому мы можем избегнуть страданий переходной эпохи, есть оздоровление и обновление жизни. И начинать эти изменения следует … с себя. А именно, с мелочей своей повседневной жизни, с недочетов своего домашнего обихода. Всякий день и всякий час нужно стараться что-нибудь уродливое заменить прекрасным, что-нибудь отрицательное - положительным, что-нибудь несовершенное - совершенным.

Вспомним, как радостно встречают всякую перемену в своей жизни дети. Такое событие, как случайная поездка в соседний город или переезд на другую квартиру, служит для них предлогом радостной суеты и оживленных разговоров на долгое время. Или вспомним, как радостно устраивают свою жизнь молодожены. С каким интересом и полным вниманием обсуждают они всякую мелочь и всякую деталь предстоящей им новой жизни, ибо все кажется им важным и стоящим внимания и обсуждения.

Стоит сравнить себя с детьми, переезжающими на новое местожительство, или с молодоженами, устраивающими свою новую жизнь, чтобы вспомнить забытую прелесть новизны, забытую радость созидания и творчества.

К творчеству и созиданию новой жизни приглашаются все. Доступ и врата в новый мир открыты для всех, исключая тех, кто сам себе закрыл вход своим неразумением.

Остается сказать несколько слов относительно того, кто же должен взяться за переустройство и обновление мира в первую очередь. Задача эта возлагается, прежде всего, на женщину. Новая эпоха, которая зовется эпохой Матери Мира, есть эпоха женщины. Она выводит женщину из того приниженного и неравноправного положения, которое женщина занимала до сих пор, и отводит подобающее ей место.

Так как наступление новой эпохи связано с овладением невидимым миром, его энергиями, то главная помощь женщины должна заключаться в создании условий, облегчающих приближение и слияние мира видимого с невидимым. “Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо женское начало, как основа и сущность. Именно только женщина может решить проблему двух миров, потому что работа сердца женщины гораздо тоньше, и тем трансцендентальность является облегченной.” [2]

Так как разложение мира началось с семьи, то восстановление его может начаться в обратном порядке, то есть только с семьи.

Будучи жрицей домашнего очага, женщина может многое. Воспитывая детей в нужном направлении, она может изменить мировоззрение людей в короткий срок, изгнав из своего домашнего обихода все разлагающее, все тлетворное, все безнравственное: грязь и пошлость, нечистоту отношений, сор осуждений и пересудов, устарелый и ненужный хлам предрассудков и суеверий, заплесневелые привычки и традиции - все, что способствует тьме и мешает свету.

Попутно с этим женщина должна насаждать в своей семье начала правды и добра, начала истинного света культуры и знания, должна развивать в своей семье чувство долга и любовь к красоте, стремление к самосовершенствованию и самопожертвованию, любовь и сострадание ко всему существующему, ко всему живущему.

Она должна стать той доброй феей, которая задалась целью спасти мир от гибели и избавить его от зла, которая всюду вместо зла насаждает добро, вместо безобразия - красоту, вместо лжи - правду, вместо несправедливости - справедливость и вместо ненависти - любовь.

В том великая роль и значение семьи и женщины в семье, что, изгоняя из своего домашнего обихода все отрицательное и заменяя его положительным, она изгоняет это отрицательное и из обихода государственного и мирового, что, улучшая нравственный облик окружающих ее лиц, она улучшает нравственный облик человечества.

Постоянными, незаметными, но настойчивыми касаниями через своих любящих и любимых женщина может влиять на всю жизнь во всем ее многообразии: на законодательство, на политику, на финансы, на науку и т.д. до бесконечности. Нет такой области, куда не могло бы проникнуть благотворное влияние просвещенной, культурной и любящей женщины.

Конечно, роль женщины в наступающую эпоху не ограничивается только влиянием, то есть деятельностью пассивной. Она сама примет деятельное и активное участие в творческой работе по приведению в порядок расстроенного течения жизни.

Какой бы трудной ни казалась человечеству задача предотвращения катастрофической гибели планеты, участия в обновлении мира, оно способно преодолеть все предстоящие трудности, и помочь ему в этом может только сердце.

Наш ум — аппарат весьма несовершенный. Он требует постоянного за собой контроля и наблюдения, потому что его интересует не предмет мышления, но само мышление. Он может с одинаковой интенсивностью и напряжением мыслить как о самом возвышенном, так и о самом низменном. Он может по одному и тому же вопросу представить десять решений “за” и десять решений “против”, ибо его суждения меняются вместе с дуновением ветра.

Наш ум никогда не имеет правильного представления о текущих событиях. Он вечно ошибается и вовлекает человека в непоправимые ошибки и заблуждения. Он не видит и не понимает угрожающих человеку опасностей и часто ввергает его в самообман, в пороки и даже преступления.

Неуправляемый и недисциплинированный ум - наш враг, и доверяться ему весьма опасно. Человек должен из этого непонятного, капризного, противоречащего и опасного сотрудника сделать своего послушного слугу, который будет мыслить лишь в том направлении, которое ему указывается высшим сознанием человека.

Совершенная противоположность уму - сердце. Оно знает все и может дать ответ на любой неразрешимый для ума вопрос, если суметь к нему сознательно обратиться.

“Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить… Сердце человеческое престол сознания… Человеку дано сердце для высших сношений”. [2]

Потому все, что доходит до сознания человека, должно пройти через цензуру сердца. Все, что не может быть принято сразу, пусть полежит у престола сознания, в глубине сердца. Оно обсудит вопрос и вынесет правильное и безошибочное решение. Не должен лишь человек давать волю своему уму, ибо его скороспелые и необоснованные решения неизбежно приведут к ошибкам.

Таким образом, лишь в своем сердце человек должен искать ответы на все сложные и неразрешимые вопросы. Ни книжные теории, ни мнения других людей, ни собственное спекулятивное мышление не могут служить основанием для принятия того или иного решения в столь ответственных вопросах и в столь серьезное время, когда решается судьба человека на многие тысячелетия вперед, но лишь голос своего сердца может быть единственным верным советником, правильным судьей и бесспорным авторитетом.

1 Кали Юга (санскр.) — темная эпоха — наше время. Последний в цикле Веков Мира, длиной в несколько тысячелетий.

Материалы: http://www.nowimir.ru/DATA/010002.htm

2 ≫

Турция богата памятниками истории и культуры древних государств.

И древние ликийские города, ведущие свою историю аж с первого тысячелетия до нашей эры, архитектуру которых можно встретить и сейчас — подтверждение этому.

1. К северу от современного городка Демре.

Здесь и располагался один из крупнейших городов Ликии и её столица — Мира.

Сам город до наших дней не дошел — "помогли" землетрясения, грязевые сели и набеги арабов в 7 веке.

Но и сейчас мы можем своими глазами увидеть уникальные захоронения — гробницы, высеченные в скалах.

2. Решил не быть как все, и пока основная группа платила за вход на территорию, обошел КПП слева.

3. У нас в России осенние дожди заливают грязь во дворах, а в Турции еще даже апельсины не созрели.

4. А вот для гранатов — самый сезон.

Два стакана свежевыжатого сока тут — 1 доллар.

5. Мимо дышащих невыносимым жаром парников можно дойти практически до скалы с гробницами.

Один минус — в этом случае вы не увидите местный амфитеатр. А он хорош..

6. Короче, зажал я денег на вход. И к гробницам не поднимешься, да и захотелось посмотреть, что тут есть в округе.

Кстати, насчет гробниц — ликийцы были знатными мастерами резьбы по камню. Они и свои города — акрополисы, строили у скал, и кладбища — некрополисы, готовили еще при жизни.

И, к слову, места для развлечений строили всегда недалеко от таких захоронений — чтобы и мертвым было не скучно.

Чем выше в скале гробница, тем знатнее и богаче был похороненный горожанин.

Вместе с телом складывали богатства, необходимые умершему в новой жизни.

Так и стояло кладбище с замурованными сокровищами столетия, пока арабы и еже сюда не вломились и не разгромили все постройки, разграбив драгоценности.

7. В округе все довольно бедно.

Люди живут только сельским хозяйством — теплицы, деревья, бедные дома и убитые машинки…

8. А вот здесь расчищали поле для очередных посадок и наткнулись на христианский храм.

Удивительно, но сюда почему-то не водят туристов.

"Вход запрещен" гласит табличка.

9. Обратите внимание, насколько ниже современного слоя земли находится храм.

А сколько еще всего вокруг наверняка…

10. Это конечно не церковь Святого Николая, что находится в центре Демре, но тоже интересное здание.

Аккуратное, с резьбой и остатками фресок на стенах.

Жаль, что никакой информации рядом нет. Может, когда-нибудь и откроют для туристов, расскажут, что тут было.

11. Колонны, больше свойственные языческому храму и алтарь.

12. Нагулялся, нагрелся.

Пора и по кофейку. Хотя турецкий кофе — не моё…

13. А ближе к вечеру я всё же побывал в амфитеатре.

Древний город, созвучный первому — Лимира.

Находится он в нескольких километрах от современного города Финике и когда-то был городом портовым.

Основан он еще в 4 веке до нашей эры и пережил множество войн и набегов, по-мирному расплачиваясь с завоевателями.

Даже войско Александра Македонского бывало тут.

14. Расцвет города пришелся на 2-3 века до нашей эры, когда римляне возвели здесь театр, купальни и дороги.

Часть построек дошла до наших дней.

К сожалению, как пробраться к купальням и агоре я не нашел — всё за колючей проволокой.

А вот амфитеатр прямо у дороги и с калиткой в заборе.

Естественно, полез вверх.

15. Красотка, правда, какая-то мешалась.

16. С властью Византии Лимира становится христианским городом, однако все те же набеги арабов быстро сводят весь авторитет и богатство региона на нет.

Люди бегут, город пустеет.

17. Кладка на самом верху.

2 век до нашей эры!

18. Арочная галерея. Проходит вдоль всех трибун, правда кое-где перекрыта металлическими решетками для безопасности.

Когда-то здесь отдыхали от просмотров выступлений в театре.

Чаёк может пили…

19. 28 ярусов. Сильно!

Состояние, конечно, не идеальное.

20. А вот так турецкие пчелы делают турецкий мёд.

Местный колхоз совсем рядом и с вершины театра видно всё.

21. Вернёмся к архитектуре и посмотрим детали, которые могут быть интересны юным археологам.

Вот что это, например?

Место для крепления плит?

22. А вот и сами плиты-сиденья. Вечером темнеет и холодает быстро.

Камни уже холодные. Да и во время премьеры что-то нужно было подкладывать. Твёрдо же.

24. Короче говоря, красотища и масштаб!

Жаль, что это всё довольно в свободном доступе и особо не поддерживается.

26. Внизу хитрый мальчик продавал гранаты с деревьев по соседству.

1 штука — 1 доллар. Вырастет, поедет в город, будет на курортах джинсами торговать.

27. Ну или как папка за цитрусовыми ухаживать и гонять на модном тракторе.

Говорят, больше в Турции особо нечем заниматься.

28. И снова к истории. Пара-тройка километров и прямо вдоль дороги можно увидеть ликийские гробницы.

Вот они, совсем рядом. И не высоко.

Можно спокойно подняться к ним.

29. Ощущения, конечно, очень сложные.

С одной стороны, это кладбище. Но понятно, что за сотни лет там уже ничего не осталось.

С другой — это уникальнейшая культура и возможность буквально прикоснуться к тому, что было нормой для цивилизации ещё до нашей эры.

Смотрите, какие колонны по бокам!

31. Греческий? Римский?

Или всё-таки ликийский?

32. Внутри пусто.

Тела в таких гробницах за столетия превращались в прах еще до вскрытия их грабителями.

33. Так и представляю завернутого в саван местного купца по центру, а на постаменте дорогая ткань, серебряная посуда, украшения и самые лучшие фрукты…

34. И всё-так как они умудрялись так аккуратно все высечь прямо в скале?

35. Всё, солнышко садится.

Ещё минут 5-10, и будет темно. Пора по машинам.

36. Вдыхаю аромат апельсиновых садов, пытаясь представить себе большой древний город.

С трудом, но что-то да фантазируется.

37. Не перестану повторять — повезло Турции с таким историческим богатством.

Его бы хранить достойно.

Понятно, что тысячу лет простояло и еще столько же простоит. И всё же…

Не переключайтесь, впереди много интересных мест!

Если вам понравился этот материал, я буду благодарен если вы поделитесь им в социальных сетях:

Вы можете подписаться на еженедельную почтовую рассылку, куда я отправляю самые интересные материалы:

Данный материал является объектом авторского права.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Материалы: http://nikitinskiy.com/turciya-drevnie-mira-i-limira/

3 ≫

Миры – древнейший город, заслуживающий внимания благодаря епископу Николаю, впоследствии ставшему святым и чудотворцем. Мало кто не слышал о великом святителе. Сегодня сюда едут поклониться храму, где он когда-то служил, и походить тропами, на которые ступали его ноги. Этот великий христианин имел горячую веру, нелицемерную любовь и ревность по Богу. Чудотворец – именно так его называют, потому что вряд ли можно сосчитать количество чудес, связанных с именем святого Николая…

Точно неизвестно, когда Миры Ликийские образовались, но, опираясь на некоторые записи в летописных книгах, можно предположительно сказать, что это пятый век. Сегодня через город проложена новая дорога Каша — Фенике. В районе Кале на 25 км и стоит славный город. Он известен многими событиями, одно из них – это встреча апостола Павла со своими последователями, когда он направлялся в Рим. Это происходило в 60 году, во времена раннего христианства.

Во II веке н. э. город сделался епархиальным центром. В 300 году н. э. епископом Миры стал Николай, уроженец Патары, где он служил до самой кончины в 325 году. После смерти епископ Николай Мир Ликийских был вскоре признан святым, так как Бог прославил его чудесными явлениями у раки. Теперь город стал местом паломничества для верующих.

В церкви, названной в честь святого Николая, к гробнице зачастую стоит очередь. Это связано с тем, что паломники, преклоняясь мощам, подолгу загадывают желания. Хотя, согласно православной традиции, не нужно по нескольку минут стоять у раки, задерживая других, достаточно поклониться мощам и мысленно попросить святого о заступничестве и помощи.

Желания не должны быть эгоистичными и корыстными, по большому счету, самое важное для христианина – это спасение души. Все просьбы можно высказать в молитве дома, а у раки с мощами лишь попросить не забыть святого то, о чём было сказано в келейной молитве.

Славный город Миры Ликийские имеет много достопримечательностей. Он входит в конфедерацию древней Ликии. Расположен близко к морю. Согласно легенде, у гавани реки Андрак, под названием Андриаке, пристал к берегу апостол Павел перед тем, как отправиться в Рим. Территориально город располагался вблизи с современным турецким городком Демре (Кале – провинция Анталья).

Название города Миры Ликийские происходит от слова «мирра» — смола благовоний. Но есть и другая версия: город был назван «Маура» и имеет этрусское происхождение. В переводе это значит «место Матери-богини». Но впоследствии оно претерпело фонетические изменения, в результате чего вышло название – Миры. От античного города сохранились развалины театра (греко-римского) и гробницы, высеченные в скалах, уникальность которых заключается в том, что они находятся на возвышенных местах. Это древняя традиция народов Ликии. Таким образом мёртвые должны иметь лучшвозможность попасть на небо.

Будучи крупным городом, Миры Ликийские со времени Феодосия II был столицей Ликии. В III—II столетиях до н. э. она имела право на чеканку собственных монет. Упадок наступил в VII веке. Тогда город был разрушен при арабских набегах и затоплен грязями реки Мирос. Церковь тоже неоднократно разрушалась. Особенно сильно она подверглась разгрому в 1034 году.

После византийский император Константин IX Мономах вместе с женой Зоей дали указания построить вокруг церкви крепостную стену и преобразовали её в монастырь. В мае 1087 года итальянские купцы завладели мощами, которые принадлежат пастырю, и перевезли их в Бари. Здесь Николай Чудотворец Мир Ликийских был объявлен святым покровителем города. Согласно легенде, при открытии мощей итальянские монахи ощутили пряный запах мирры.

В 1863 монастырь был выкуплен Александром II. Начались работы по восстановлению. Но вскоре они были остановлены. В 1963 году на монастырской территории проводились раскопки, в результате которых обнаружили цветные мозаики из мрамора — остатки настенной живописи.

Для христиан город имеет особое значение. И этим он обязан православному святому Николаю, день памятования которого отмечают 19 декабря. Это великий чудотворец, известный своим скорым заступничеством и покровительством для детей. Особенно сирот, путешествующих и моряков. Многим он являлся воочию либо для наставления, либо для помощи. Немало известно историй о чудесах, связанных со святым.

Ещё при жизни пастырь спас одну девушку от позорного замужества из-за долгов отца. А вскоре и её сестёр. Он подкинул мешок с золотыми монетами в окно, когда была ночь. Счастливый отец смог решить все насущные проблемы и уберечь дочерей от замужества ради денег.

Множество людей исцелилось у раки святого. Известен случай усмирения морской бури Николаем и спасения от потопления корабля.

В России случилась история под названием «Стояние Зои». Она произошла во времена СССР. Но здесь Святитель Николай Мир Ликийских проявил себя как строгий ревнитель православия.

В западной традиции святой Николай стал прообразом для создания сказочного героя Санта-Клауса. Его воспринимают как заступника детей, которым он приносит подарки в ночь на Рождество.

Конечно, с точки зрения верующего человека это кощунство над образом святого, который стал чудаковатым, живёт в Лапландии, снимается в рекламе кока-колы и носит красную тужурку. А большинство туристов, посещающих пляжи Анталии, даже не подозревают, что находятся всего в двух часах езды от святого места, где можно помолиться и попросить о самом сокровенном, причем ни одна просьба не останется без внимания.

От былого святого города мало что осталось, ведь современная туриндустрия накладывает мощный отпечаток на все, превращая даже тихие места в своеобразный Диснейленд. Уже на подступах к храму, где служил когда-то архиепископ Мир Ликийских Чудотворец, туристов встречает большой пластиковый Санта, напоминая о новогодних праздниках. Уже дальше, ближе к церкви, стоит фигура Николая Угодника Божия, выполненная в каноническом стиле.

Тихими и умиротворенными эти места можно увидеть в холодное время года. Церковь святого вызывает ощущения вечности. Жаль, что мощи Николая Угодника находятся в Бари.

Экскурсию в Миры предлагают в каждой гостинице на побережье. Стоимость составит 40-60 долларов. Большинство туров предполагает обед и катание на корабле к о. Кекова для просмотра древних развалин.

Сам Николай появился на свет в городе Патары. Его отец и мать — Феофан и Нонна - выходцы из аристократов. Семья Николая была достаточно зажиточной. Но, несмотря на возможность роскошного существования, родители святого были приверженцами богоугодной христианской жизни. До глубокой старости они не имели детей, и лишь благодаря горячим молитвам и обещании посвятить дитя Богу Господь дал им радость быть родителями. В крещении младенца назвали Николай, что значит с греческого — побеждающий народ.

По преданию, с первых дней младенец постился по средам и пятницам, отказываясь от материнского молока. В отрочестве будущий святой показал особое расположение и способность к наукам. Его не занимали пустые развлечения, свойственные сверстникам. Все худое и греховное ему было чуждо. Большую часть времени молодой подвижник проводил за чтением Святого Писания и молитвой.

После смерти родителей Николай стал наследником большого состояния. Однако оно не приносило радости, подобной той, которая присутствует при общении с Богом.

Приняв сан священника, Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец проводил ещё более строгую жизнь подвижника. Свои благодеяния архиепископ желал делать тайно, как заповедано в Евангелии. От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезённые ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Несмотря на высокую должность, пресвитер Николай оставался образцом смирения, любви и кротости. Одежда Пастыря была простой, без всяких украшений. Еда святителя была постной, и принимал он её раз в сутки. Пастырь никому не отказывал в помощи и совете. Во времена служения святителя были гонения на христиан. Николай так же, как многие другие, подвергся мучениям и был заточен в темницу по приказу Диоклетиана и Максимиана.

Радиологические исследования подтвердили наличие на мощах признаков, указывающих на то, что Святитель Мир Ликийских находился долгое время в сырости, холоде… И также при радиологических исследованиях останков мощей Николая Чудотворца (1953–1957) было выяснено, что иконографический образ и портретное изображение совпадают с обликом, реконструированным по черепу из гробницы в Бари. Рост чудотворца составлял 167 см.

В достаточно преклонном возрасте (около 80 лет) Николай Чудотворец отошёл к Господу. По старому стилю этот день выпал на 6 декабря. А по-новому — это 19. Храм в Мирах существует и сегодня, но власти Турции разрешают совершать богослужения только один раз в год: 19 декабря.

Материалы: http://fb.ru/article/286350/miryi-likiyskie---mesto-svyatitelstva-nikolaya-chudotvortsa