1 ≫

Метеоры

Метеоры в Греции - очень интересное и необычное место, занесённое в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Причём это тот редкий случай, когда объект сочетает одновременно и культурные ценности, и является уникальным природным феноменом.

Метеоры - место восхитительной красоты, где рождаются эмоции, которые трудно передать словами. Здесь творения рук человеческих гармонично соединились с необыкновенной природной красотой. На нашей планете есть много районов с красивыми горами и захватывающими горными пейзажами. На земном шаре огромное количество старинных храмов. Но в мире очень мало мест, когда на высоте около 600 метров над уровнем моря на вершинах вертикальных монолитных скал на крохотных площадках ютятся каменные древние монастыри.

Сразу хочу предупредить, что на данной странице помещу информацию о Метеорах в Греции, в том числе информацию практического характера, а основную массу фотографий вынесу на отдельную страницу Метеоры фото.

А здесь - подробная карта самих Метеоров, где отмечены не только монастыри, но также и другие объекты: скиты, молельни, кельи отшельников.

Слово "метеорос" буквально означает "парящий высоко в воздухе". Впервые этот эпитет употребил преподобный Афанасий Метеорский, когда поднялся в первый раз на гигантскую скалу, где позже был построен монастырь Преображения. С тех пор этот скальный массив Фессалии и монастыри на этих скалах стали называть Метеорами. Потому что точнее не скажешь.

Греки говорят "Мет е ора" с ударением на второй слог, а буква "т" произносится очень похоже на английский глухой межзубный [θ].

Где находятся Метеоры? Как найти Метеоры на карте Греции?

Метеоры находятся примерно в центре материковой Греции в горах Фессалии - в 21 километре на северо-запад от города Трикала (на некоторых картах Трикеа), и возвышаются с севера над городком Каламбака.

Грубо говоря, между Афинами и Салониками найдите на карте Греции город Лариса, теперь западнее (левее) его найдите Трикалу, она же Трикеа, и чуть выше и левее, то есть в направлении северо-запада, будет Каламбака. Город Каламбака (Калампака, Калабака - возможны разные написания на русском) непосредственно примыкает к скальному массиву Метеор.

Геологическое происхождение Метеор Греции

Метеоры - прежде всего уникальный геологический феномен. Скалы расположены на западе фессалийской долины, между горными массивами Пинда и Антихасион. Средняя высота каменных столбов около 300 метров, но есть скалы высотой и более 600 метров. Как гласит принятая на данный момент научная теория, скалы Метеор образовались из конусообразной массы речных камней, песка и ила, скопившихся в дельте реки, которая в районе современного города Каламбака впадала в доисторическое озеро. Это озеро 25 миллионов лет назад покрывало всю фессалийскую равнину. Затем, когда горные хребты Олимпа и Оссы разделились в результате тектонического разлома, озеро нашло выход в Эгейское море, а скопившаяся конусообразная масса под воздействием землетрясений, дождей и ветров распалась на отдельные холмы и изрытые пещерами скалы, принявшие разнообразные формы.

Скажу честно. Глядя на эти огромные монументальные каменные столбы, вырастающие в небо, невозможно поверить, что они образовались из смеси речных камней, песка и ила, которые скопились в реке! Невозможно.

Краткая история монастырей Метеор

Уже в XI веке в Метеорах появились первые отшельники. В первую очередь они стремились найти здесь уединение и спокойствие, бежав от суеты мира. Многие ниши, углубления и пещеры в Метеорах имеют естественное, природное происхождение. Внутри какой-нибудь пещеры или рядом с ней отшельники сооружали небольшие хижины и устраивали места для молитв. Эти отшельники и столпники были основателями пустынного монашества в Метеорах, которые впоследствии стали святым местом.

В XII веке был основан скит Дупиани, находился он в северо-западной части метеорского "каменного леса". В XIV-XV веках отшельники уже стали осваивать самые высокие скалы, взбираясь на них при помощи свай и верёвок. Как именно первые отшельники забирались на отвесные скалы - сейчас можно лишь догадываться! Со временем на вершинах скал было построено около сорока монастырей и скитов, и Метеоры стали вторым после Афона центром монашеской жизни в Греции.

В тяжёлые времена сначала турецкой, а затем немецко-итальянской оккупации Греции монастыри Метеор укрывали в своих стенах тех, кто пришёл сюда за помощью и поддержкой. Фессалию стремились захватить крестоносцы, сербы, албанцы, турки, не прошла мимо и Вторая мировая война. Монастыри Святых Метеор веками были хранителями национальных традиций, прибежищем для гонимых, кормильцами для борцов за свободу, живыми источниками православной веры.

Вплоть до второй половины XX века добраться до монастырей было чрезвычайно сложно. Чтобы попасть на вершину отвесной скалы, нужно было либо карабкаться по приставной лестнице, либо сесть в некую плетёную конструкцию, подобие корзины, верёвочной сетки, которая подвешивалась на канате за крюк и затягивалась наверх при помощи лебёдки.

В последние 50 лет осуществлены монументальные реставрационные работы во многих монастырях Метеор. Восстановлены и отреставрированы многие фрески и ценные реликвии, обустроена территория монастырей и их окрестности. Теперь в скалах вырублены ровные широкие ступени, идти удобно и совершенно не страшно.

В настоящее время в Метеорах шесть действующих православных монастырей:

Два монастыря женские, четыре - мужские.

Часы, когда можно посетить монастыри, отличаются в зависимости от сезона. Летнее расписание действует с 1 апреля до 31 октября, зимнее - с 1 ноября до 31 марта. На страницах монастырей (по ссылкам выше) указано время работы каждого из них.

Также в своём первоначальном виде восстановлены четыре старинных монастыря, которые находятся в скалах, но не на вершинах гор. Это Сретенский монастырь (подворье монастыря Великого Метеора), монастырь Святого Николая Бадова и монастырь Святого Антония Бадова (подворья монастыря Святой Троицы). О них - тоже отдельная статья.

Заслуживает упоминания и Адрахти - скала-обелиск, которую называют сердцем Метеор.

Сколько дней нужно на осмотр Метеоров?

Теоретически можно успеть посмотреть все шесть действующих монастырей за один день. В этом случае вам нужно будет приехать сюда в субботу или воскресенье, потому что в будние дни как минимум один из монастырей будет закрыт. Можно выделить на осмотр каждого монастыря полчаса, и успеть посетить за один день их все. Это лучше, чем совсем не увидеть Метеоры. Но я советую приехать сюда на два, а лучше на три дня.

Лучший вариант, на мой взгляд, запланировать по два монастыря на день; кроме посещения действующих монастырей интересно прогуляться по "традиционной деревне" Кастраки и городку Каламбаке, подняться к Адрахти, найти монастыри Св. Николая Бадова и Св. Антония, возможно, даже исследовать пещерные скиты.

Если вы занимаетесь скалолазанием, я уверена, вы с удовольствием и даже с восторгом проведёте здесь неделю, а может быть, месяц! Мне кажется, Метеоры - просто рай для скалолазания!

Я слышала, что могут запретить скалолазание в Метеорах, но, кажется, пока не запретили. Не поднимайтесь на скалы с действующими монастырями.

Где остановиться в Метеорах

Кастраки - туристический посёлок с множеством отелей и гостевых домов. Каламбака - маленький городок, где тоже весьма развита туристическая инфраструктура. Но если вы будете искать отель на букинге, вводите "Калампака" - результаты поиска будут и по Кастраки, и по Каламбаке.

Как добраться до Метеор Греции

В Метеоры из Салоников ежедневно ходят автобусы и поезда. Ищите автобус или поезд до Каламбаки. Из Афин, наверняка, тоже регулярно ходит транспорт. Но мы рекомендуем арендовать машину в Салониках или в Афинах - на ней вы не только в удобное для вас время доберётесь до Метеор, но на машине вы легко будете перемещаться и между монастырями.

В рамках организованной экскурсии с курортов Халкидики в Метеоры попасть очень просто: на Кассандре и на Ситонии буквально в каждом туристическом офисе предлагают соответствующие экскурсионные туры полного дня. Вас едва ли не до рассвета посадят в автобус, привезут утром в Метеоры, но вряд ли программа вашего тура будет включать все шесть действующих монастырей, не говоря уже о том, что в составе туристической группы почти невозможно почувствовать дух и атмосферу этих мест. Но и это лучше, чем ничего!

Мы побывали во всех шести действующих монастырях. Вход везде стоит одинаково: 3 евро с человека, дети бесплатно. Во всех монастырях есть требования к внешнему виду посетителей . Женщинам обязательно быть в юбке, но если вы в штанах, можно взять одну из запахивающихся юбок, которые висят при входе в каждый монастырь. Видно, что эти юбки были сшиты специально, они чистые и выглядят новыми. Платок на голове желателен, но не столь обязателен, как подол. Также лучше, если ваши плечи не будут обнажены (в случае и с женщинами, и с мужчинами). Мужчин в шортах значительно выше колена, скорее всего, не пустят. Хотя мне приходилось видеть, как мужчины в шортах, заходя на территорию православного храма, ничуть не смущаясь, обматываются теми же "общественными" юбками (было это в Вырице), так что и такой вариант есть, если что))

Во всех монастырях часть территории закрыта для туристов. Честно говоря, иначе и быть не может. Открытые для туристов территории ежедневно наполняются сотнями людей, организованные группы порой следуют одна за другой: пока одна группа слушает экскурсию и теснится в маленьком помещении храма, другая группа уже ожидает в притворе. Какое уж тут спокойствие, молитва и сосредоточение? Поэтому у монахов есть помещения, в которые туристов не допускают, и только вечером, после закрытия монастырей, монахи-насельники становятся полноправными хозяевами своих обителей.

Монахи и монашки не слишком стремятся к общению с туристами, и это тоже понятно. Конечно, для них такая туристическая популярность Метеоров прежде всего помеха. Но, знаете, было бы несправедливо запретить людям видеть Метеоры и посещать монастыри, даже если их цель просто поглазеть - настолько место чудесное и уникальное. Такое место должно принадлежать всем.

Но многие туристы приезжают сюда как паломники. И им тоже важна тишина и спокойствие, чтобы сосредоточиться и вознести свои молитвы в этих святых для всех православных местах. Когда здесь не бывает туристических групп?

Я читала, что утром, сразу после открытия монастырей, туристические группы ещё не успевают доехать сюда, и мы старались каждый раз к 9 утра приезжать в монастыри в Метеорах, но всякий раз уже в 9 утра мы сталкивались с группами туристов, пусть с одной-двумя. Уверена, меньше всего людей в каждом из монастырей перед закрытием. Также в какие-то монастыри возят туристические группы в обязательном порядке (как, например, в монастырь Великого Метеора), а куда-то практически никогда не доезжают организованные группы (монастырь Св. Николая).

Мы встречали много русскоговорящих туристов в Метеорах, но практически все они были из Украины. Русских, путешествующих самостоятельно, почему-то очень мало. И это странно. Тем более, святыни в Метеорах - православные, а Греция - популярное туристическое направление для россиян. А что можно увидеть за несколько часов, приехав на автобусе с экскурсией с полуострова Халкидики?

В Метеорах между монастырями проложены прекрасные дороги с отличным покрытием, хотя и не очень широкие, с множеством крутых и очень крутых поворотов - будьте внимательны и водите машину с умом! Нам эти повороты, спуски и подъёмы доставили немало удовольствия!

Только осторожнее, на дорогу любят выползти черепахи! ;)

Можно ли перемещаться в самих Метеорах пешком или на общественном транспорте?

Можно. Из Каламбаки через Кастраки несколько раз в день в монастыри Метеор ходит рейсовый автобус. И, соответственно, обратно из монастырей в Каламбаку. На фото справа - расписание и маршрут автобусов, фотография увеличивается, кликните по ней. Листочек был не очень целым, но другого не видела, уж извиняйте!

Можно подняться из Каламбаки пешком по тропе до монастыря Святой Троицы. Теоретически. Но летом пешком вы долго не походите. Жара (нет, пекло!) начинается уже вскоре после 9 утра. Жара спадает после 18.00, но монастыри закрываются, самое позднее, в 17.00. Поэтому самый лучший и удобный вариант - это арендованная машина. С кондиционером. Ну, или поездка в прохладное время года. Арендовать машину - не страшно, не сложно и не очень дорого, подробнее о том, как арендовать машину в Салониках - здесь. Внедорожник брать не нужно, с подъёмами в Метеорах справится любая малолитражка. Поставить машину можно у всех монастырей, с парковкой обычно проблем нет, и она бесплатна.

Между монастырями расстояния в 1-2 километра. На машине это 5 минут, а вот пешком значительно дольше.

Как ориентироваться в Метеорах? Легко. В любом из отелей вам с готовностью бесплатно выдадут карту, где всё очень наглядно и понятно. Об этом не волнуйтесь.

Легко ли доступны "парящие" монастыри Метеоров?

Вы наверняка уже видели фотографии Метеоров, и если вы подумали, что до монастырей не так-то просто дойти от ближайшей автопарковки, то вы. правы)) Самый легкодоступный из монастырей - монастырь Св. Стефана: сюда не нужно долго подниматься по ступенькам, нужно лишь перейти мостик. Но чтобы дойти до остальных монастырей, приготовьтесь минут 10-15 попыхтеть. Пожилым людям и инвалидам, к сожалению, будет действительно сложно - не все смогут попасть в большинство монастырей. Особенно тяжело, как мне показалось, подняться к монастырям Святой Троицы и Св. Николая.

Сколько времени запланировать на каждый монастырь. Поскольку площадь монастырей небольшая, а часть помещений закрыта для постороннего взора, в большинстве монастырей примерно 40-45 минут будет более, чем достаточно для обычного туристического осмотра (не считая подъёма и спуска). Монастырь Мегала Метеора (Преображения) - самый крупный, здесь несколько уровней, ряд небольших музейных помещений, мы пробыли здесь два часа.

Во внутренних помещениях монастырей запрещено фотографировать. Даже без вспышки. Все иллюстрации, которые вы видите на этой и других страницах, отсканированы из буклета.

Во всех монастырях есть источники питьевой воды, где вы можете пополнить свои запасы. Имейте с собой бутылку с питьевой водой, она вам пригодится. Вода в источниках не очень вкусная, на мой взгляд, но в жару пить её приятно.

Во всех монастырях есть как минимум один открытый для туристов храм. Все храмы маленькие и уютные. Прекрасны алтари, многие из них искусно вырезаны из дерева. Достойны внимания фрески, среди которых есть и очень древние образцы.

Также в нескольких храмах (а точнее, в притворах храмов) я обратила внимание на сцены мученических смертей святых. Просто какая-то энциклопедия пыток и казней во фресках: четвертование, привязывание к бегущим лошадям, сдирание кожи, придавливание под плитой, раздавливание под специальным прессом, растягивание на дыбе и на колесе, повешение, в том числе вниз головой, распятие, замуровывание в камне, бичевание, отрубание конечностей и голов, закалывание копьями, ну и сжигание заживо само собой. Но атмосфера в монастырях к худшему от этого не меняется))

Как я поняла, эти "страшилки" - работы знаменитого греческого художника и иконописца Власия Тсотсониса, работы последних 10-15 лет, то есть совсем новые. Особенно их много, если я правильно помню, в Русану.

В каждом из монастырей Метеор работает сувенирный магазинчик. Но ассортимент в каждом из них немного разный. Ещё в первом посещённом нами монастыре мне понравилась книга, но я решила, что куплю её потом в любой другой обители. Но в магазинах других монастырей её не было. Ехать снова в первую обитель и платить ещё 3 евро за вход, чтобы только купить книгу, уже не хотелось. Поэтому если что-то понравилось, покупайте: не факт, что в магазине другого монастыря найдёте эту вещь.

Монашеские общины Святых Метеор живут сегодня полноценной жизнью, занимаются иконописью, золотым шитьём, миниатюрой, изготовлением свечей, ладана и небольших икон, садоводством и пчеловодством, ведут научно-исследовательскую деятельность и принимают туристов и паломников со всего мира.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Есть ли в России что-то подобное? Хотя бы отдалённо? Есть! Посмотрите наше Дивногорье!

Материалы: http://mementovitae.ru/meteory

2 ≫

Монастыри метеоры венчают 400-метровые пики в горах фессалии (горный массив пинд). Они напоминают гнезда гигантских орлов на высоких скалах из песчаника, выточенных и отполированных эрозией. Религиозная жизнь в этом месте зародилась в X или XI веке: анахореты (отшельники) облюбовали для жилья пещеры у подножия скал. Этим монахам удалось избежать притеснения албанцев, турок и разбойников и найти убежище в этих горах.

Название «Метеора» происходит от слова meteorizo, что значит «парящий в воздухе». Это самое точное описание внешнего вида монастырей. Когда ранним утром клубы тумана окутывают склоны гор, возвышающиеся над ними здания словно реют над облаками. Расцвет монастырей Метеоры приходится на окончание Средневековья - в то время здесь было 24 монастыря и скита. В наши дни обитаемыми остаются только 6 монастырей. Четыре из них мужские: Великий Метеор или Мегало Метеоро (Преображенский), Святого Варлаама, Святого Николая Анапавсаса и Святой Троицы. Два монастыря - женские: Святого Стефана и монастырь Русану (или монастырь Святой Варвары). Хотя остальные 18 обителей лежат в руинах, кое-где в них еще живут отшельники, желающие сохранить культурное и духовное наследство Византии.

Вид на Фессалийскую равнину

Самые первые скиты в горах появились в XI в. Отшельники бежали от мирской суеты, чтобы без помех продолжать свое служение Господу, и поселялись в простых горных пещерах. По мере того как их число росло, монахи объединились в монастырскую общину, подобную духовной республике на горе Афон.

Всего несколько отшельников основало самый первый скит, Дупиани, ныне разрушенный до основания. Свидетелем их подвижничества осталась лишь небольшая часовня XIII в.

В 1334 г. в монастыри Метеоры прибыл монах Афанасий. С его приходом монашеская жизнь действительно стала процветать в области. В 1370 г. он совместно с 14 монахами поднялся на самую высокую скалу и основал монастырь Великий Метеор, известный также как Метаморфозис (т.е. Преображения). Занимая площадь около 60 000 кв. м, Метеоры являются одним из крупнейших монастырских комплексов. Согласно легенде, орел, или даже ангел, вознес Афанасия до горной вершины. Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать остальные, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Со временем он и его последователи основали вокруг еще несколько монастырей.

В наши дни населены только 6 из 24 монастырей. В монастыре Святого Николая Анапавсаса, в часовне Иоанна Крестителя, выложенные на полках ровными рядами, хранятся черепа всех монахов, когда-либо живших в этой обители. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса (ок. 1500-1559), выдающегося иконописца критской школы - группы художников, в которую входил и знаменитый Эль Греко. Монастырь Святого Русану (или монастырь Св. Варвары) был основан в 1388 г. Вновь освященный в 1950 г., он чаще других подвергался разграблению и осквернению. Его фрески XVI в. являются несравненными шедеврами. Монастырь Святого Варлаама строился с 1518 по 1535 г., и в дорожном дневнике 1779 г. о нем упоминается как о женской обители.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса Подъем к монастырю Великий Метеор

Великий Метеор, самый большой комплекс, был назван так его основателем Афанасием в честь массивных, как бы зависших в воздухе каменных столбов, получивших название Метеоры. До 1923 г., когда к монастырям были проложены дороги и сделаны 143 каменные ступени для подъема, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по подвесной лестнице либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках. Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, а также продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

За исключением Агиоса Стефаноса (Святого Стефана), достаточно легкодоступного, в монастыри можно попасть, поднявшись по крутым каменным лестницам, насчитывающим порой свыше сотни ступенек. Монахи привыкли к посетителям, но желая сохранить священный характер этих мест, требуют соответствующего внешнего вида. У мужчин, женщин и детей должны быть закрыты руки, по крайней мере до локтей; для мужчин обязательны штаны, для женщин - длинные юбки.

Видео: монастыри Метеоры

Каламбака

У подножия тех самых скал, где построены монастыри Метеоры, самые высокие из которых достигают 300 м, находится город Каламбака. После Второй мировой войны она подверглась масштабной перестройке. Стоит посетить городской собор, при строительстве которого были частично задействованы материалы с античных построек. Вы сможете увидеть фрески XVI века и удивительную мраморную кафедру - на самом деле это амвон, восходящий, как и балдахин, к раннехристианской эпохе.

Подъем к монастырю Великий Метеор Вид на город Каламбака Улицы города

Находящаяся в двух километрах от города деревня Кастраки, окруженная виноградниками, также достойна вашего внимания.

Монастырь Агиос Николаос Анапафсас

За Кастраки, на левой стороне дороги, находится один из самых маленьких монастырей Метеоры. Такая же крохотная церковь украшена восхитительными фресками начала XVI века кисти Феофраста Критского, который также работал на горе Афон. Страшный суд, написанный на перегородке между нартексом и хорами, производит неизгладимое впечатление. Отсюда примерно за полтора часа вы можете дойти до монастыря Варлаама.

Крыши домов в Каламбаке Монастырь Агиос Николаос Анапафсас Вид на монастырь Агиос Николаос Анапафсас

Монастырь Русану (Святой Варвары)

Также очень маленький, этот монастырь (XVI век) ютится на узкой скале, куда можно добраться по подвесному мосту. Местоположение монастыря является его изюминкой: в качестве декораций на заднем фоне выступает невероятный ансамбль скал, высеченных водой, ветрами и перепадами температур. Пользуется неизменной популярностью у любителей альпинизма.

Комната внутри монастыря Монастырь Русану (Святой Варвары) Монастырь Русану на фоне скал

Монастырь Варлаам

Немного загодя дорога разветвляется. Левая ведет к монастырю Варлаам XVI века, построенному на узкой платформе на вершине скалы. Пройдя все 130 ступенек и ступив за порог, вы окажетесь в залитом солнцем церковном дворике. Внутри обязательно взгляните на картину, изображающую святого, скорбящего над суетностью этого мира перед скелетом Александра Македонского. Удивительная фреска Страшный суд на стене напротив хоров заслуживает отдельного внимания. Посетители также могут осмотреть подвал и помещение, где установлен пресс, а также взглянуть на работу подъемника.

Монастырь Великий Метеор

На одной высоте с Варлаамом находится Великий Метеор, также называемый Преображенским монастырем, основанный самым первым в середине XIV столетия на самой высокой скале. Чтобы добраться до него, нужно спуститься на 106 ступенек, потом подняться на 192. Несмотря на частые разрушения, Великий Метеор сохранил бесценные свидетельства византийского искусства, в частности расшитые одеяния священников и строгие фрески. Церковь Преображения известна своим деревянным иконостасом. Поблизости можно увидеть старую столовую, кухню, множество комнат, где проходили различные занятия, и оссуарий с черепами умерших монахов. С балкона открывается восхитительный вид на комплекс Варлаам.

Территория монастыря Монастырь Великий Метеор Во дворе монастыря

Монастырь Агия Триада (Святая Троица)

Один из самых редко посещаемых и наиболее уединенных, монастырь Агия Триада (Святая Троица) построен на вершине огромной скалы, которая издалека кажется парящей в воздухе. Хотя часть его была построена в XV веке, ему не хватает единства из-за пристроенных современных зданий.

Оссуарий с черепами умерших монахов Монастырь Агия Триада Кабинка, которая курсирует между монастырями

Монастырь Агиос Стефанос (Святой Стефан)

Последний монастырь, который вам предстоит открыть, является также самым легкодоступным благодаря пешеходному мосту, который связывает его с дорогой. Это место знаменито своим видом на Каламбаку и Фессалийскую равнину. Бывшая столовая превращена в музей, самый полный в Метеорах, где выставлены иконы, предметы культа, раскрашенные манускрипты и вышивки. Единственная церковь построена лишь в XVIII веке.

Монастырь Агиос Стефанос Внутри церкви На территории монастыря Агиос Стефанос

Монахи-альпинисты

Никто не знает, каким именно образом первым монахам удавалось подняться на скалы Метеоры. Невероятные сказочные истории заставляют воображение вырисовывать огромные бумажные змеи, веревки, привязанные к лапам ястреба, сооружение лесов, гигантские деревья - все, с помощью чего можно было бы осуществить подъем. Возможно, что когда-то давно пастухи и охотники подсказали монахам пути, известные им одним. Вскоре они стали использовать веревочную лестницу, которую позже заменили сетка или некое подобие корзины, привязанные веревкой и поднимаемые с помощью лебедки. Чтобы достигнуть самых высоких скал, требовалось около получаса. Если верить записям путешественников былых времен, веревка менялась только после того, как старая обрывалась! До сих пор можно увидеть эти сооружения, ныне приводимые в действие электрическим подъемником. Сегодня они предназначены для грузов, а посетители предпочитают подниматься пешком.

Завораживающие скалы монастырей Метеоры

Хронология

  • XI в.: В горных пещерах селятся первые отшельники.
  • Ок. 1370: Монах Афанасий основал Мегало Метеоро.
  • 1939-1945: Бомбежки во время Второй мировой войны наносят монастырям тяжелый урон.
  • Начиная с 1972: Продолжается реконструкция всех функциональных монастырей.
  • 1988: Монастыри Метеоры включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото- и видеоматериалы, размещенные на сайте, являются собственностью их авторов и используются исключительно в информационных целях согласно лицензии Creative Commons.

Материалы: http://www.smileplanet.ru/greece/monastyri-meteory/

3 ≫

Метеоры (греч. Μετέωρα ) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων ) Элладской православной церкви.

Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.

Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).

Отшельники

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.

Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.

Образование монастырского комплекса

В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор» или Преображения. Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». В 1371 году в Метеоры прибыл эпирский Иоанн Уреш Палеолог, недавно принявший престол после смерти своего отца Симеона Синиши. Познакомившись с Афанасием Метеорским, Иоанн решил оставить управление страной и принял монашеский постриг под именем Иоасаф; в 1390-х годах, после смерти Афанасия, он стал игуменом Преображенского монастыря. С 1490 года настоятель Преображенского монастыря является руководителем всей монастырской общины Литополиса (скального города) Стаги.

Перечень монастырей

Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри):

  • «Архангелов» (греч. Ταξιαρχών )
  • «Вериг Апостола Петра» (начало XV века) ( Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου )
  • «Вседержителя» ( Παντοκράτορα )
  • «Иоанна Бунильского» ( Ιωάννου του Μπουνήλα )
  • «Иоанна Предтечи» (середина XVII века) ( Προδρόμου )
  • «Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) ( Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων )
  • «Калистрата» ( Καλλιστράτου )
  • «Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) ( Παναγίας της Μήκανης )
  • «Преображенский» («Мегала Метеора») ( της Μεταμόρφωσης )

  • «Русану или Арсану» ( Ρουσάνου / Αρσάνου )
  • «Святого Антония» (XIV век) ( Αγίου Αντωνίου )
  • «Святого Варлаама» или Всех Святых ( Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων )
  • «Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» ( Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά )
  • «Святого Григория» (XIV век) ( Αγίου Γρηγορίου )
  • «Святого Димитрия» ( Αγίου Δημητρίου )
  • «Святого Модеста» (XII век) ( Μοδέστου )
  • «Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) ( Αγίας Μονής )
  • «Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) ( Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα )
  • «Святого Николая Анапавсаса» ( Αγίου Νικολάου Αναπαυσά )
  • «Святого Стефана» ( Αγίου Στεφάνου )
  • «Святой Троицы» ( Αγίας Τριάδος )
  • «Святых Апостолов» (начало XVI века) ( Αγίων Αποστόλων )
  • «Святых Феодор» ( Αγίων Θεοδώρων )
  • «Сретения» ( Υπαπαντής )

Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.

До 20-х годов XX века, когда к монастырям были проложены дороги и сделаны каменные ступени для подъёма, монахи и посетители могли попасть в монастыри только по навесным деревянным лестницам, либо с помощью монахов, которые поднимали их в специальных сетках (а в первые века существования комплекса монахами использовались сплошные леса из брусьев, крепившиеся в расщелинах скал). Подъём занимал более получаса; сети иногда рвались, монах-гимнограф так предупреждал об опасности: Сеть говорит иноку: Будь бдителен; я не только поднимаю тебя от земли к вершине, но возношу тебя на Небо.

Таким же образом на вершину скал поднимались все строительные материалы для возведения монастырских строений, продукты питания и другие необходимые для монастырской жизни вещи.

Во время Второй мировой войны монастыри были разграблены немецкими и итальянскими оккупантами, пострадали они и в годы Гражданской войны. Однако уже в первые послевоенные годы началось восстановление монастырской жизни, при этом Метеоры стали популярным туристическим объектом.

В настоящее время действует только шесть монастырей:

  • мужские — «Преображения», «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы»;
  • женские — «Русану или монастырь святой Варвары», «Святого Стефана».

Другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

Преображенский монастырь (Великий Метеор)

Мужской монастырь Преображения Господня (греч. της Μεταμόρφωσης του Σωτήρος ), известный также как Великий Метеор (греч. Μεγάλο Μετέωρο ) расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года.

Главный собор монастыря (кафоликон) — Преображенский собор — построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых.

В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф (до пострига был последним сербским царём в 1371—1372 годы) расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Он помогал и другим обителям Метеор, защищая их права царскими грамотами.

В 1484 году собор был восстановлен и заново расписан, о чём свидетельствует надпись на южной стороне алтаря. Новый этап реконструкции собора пришёлся на середину XVI века, когда после посещения Метеоры патриархом Иеремией I монастырский комплекс вступил в период наивысшего расцвета. В это время была построена значительная часть дошедших до нас построек монастыря (больница, кухня, трапезная, дом для престарелых монахов), а Преображенский собор обрёл нынешний вид. Сохранившаяся роспись собора фресками высокого художественного уровня была выполнена в 1552 году неизвестным мастером. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений. Примечателен также деревянный резно трон игумена с перламутровой инкрустацией (начало XVII века).

В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. Там в пещере жил основатель монастыря, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.

Монастырь неоднократно разграблялся турками (например, в 1609 и 1616 годах), в 1633 году пережил сильный пожар. Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни обители предметов. Монастырь пострадал во время Второй мировой войны; после восстановления монастырских строений в помещениях Мегала Метеора была открыта гостиница, однако впоследствии монастырь вновь стал действующим.

Монастырь Варлаама

Монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ ) или Всех Святых (греч. Αγίων Πάντων ). В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве. После его смерти все помещения оставались необитаемы долгие годы.

В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатного рода Апсарадов из города Янина, до этого прожившие семь лет на столпе Предтечи в Преображенском монастыре (Великий Метеор) поднялись на скалу с единственной целью — отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей, построенную Варлаамом. Однако братья после восстановления церкви остались на скале и постепенно к ним присоединились другие монахи, число которых к середине XVI века достигло 30 человек. В 1542 году братьями была построена новая просторная церковь с двумя куполами, построенная по подобию Афонских церквей, посвященная Всем Святым, ставшая кафоликоном монастыря. После смерти братьев — Феофана в 1544 году и Нектария в 1550 году монастырь продолжал процветать, получая от верующих земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и деревни. В 1922 году для более удобного подъёма к монастырю в скале были прорублены ступени.

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором.

В 1550-х—1560-х годах церковь Всех Святых была расписана известным живописцем Франко Кателано (роспись основного храма была окончена в 1566 году). Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана.

В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного.

Монастырь Святой Троицы

Скала, на которой стоит мужской монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος ), представляет собой наиболее впечатляющий вид Метеор: утёс высотой 400 метров, у подножья в глубине лежит русло реки Пиньос, а над ней — вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос.

Точных данных об основании монастыря не сохранилось, он был построен где-то в период с 1458 по 1476 год. Также достоверно неизвестно, является ли упоминаемый в монастырских хрониках монах Дометий его основателем.

В 1925 году при игумене Никандре в скале прорубили 140 ступеней, которые вслед за тропинкой у подножья скалы ведут в монастырь. При подъёме у входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи. Он был построен и расписан в 1682 году монахом Никодимом, о чём свидетельствует надпись над входом с внутренней стороны здания, прочитанная французским археологом XIX века Л. Хозе. Вероятно до того как были пробиты ступени, здесь было место затворничества какого-то схимника.

В северо-западной части монастыря находится кафоликон, посвящённый Святой Троице. Это маленький собор в византийском стиле, крестообразный, с двумя колоннами, низким куполом, состоит из центральной части, притвора и ризницы. Храм был основан во второй половине XV века. Согласно имеющийся в соборе надписи фрески в нём были выполнены в 1741 году священнослужителем Анатолием и его родным братом Никодимом. Придел перекрыт полусферическим перекрытием, над внутренней частью двери имеется надпись, которая сообщает, что придел был построен в 1689 году, а первый раз расписан фресками в 1692 году. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой были расхищены во времена иностранных завоеваний неизвестными варварами вместе с монастырскими колоколами. Удалось сохранить 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь святого Стефана. В 1979 году был украден древний деревянный иконостас собора вместе с иконами, вместо него был установлен новый позолоченный иконостас с иконами Христа (1662 года) и Богоматери (1718 года). Одно из главных сокровищ монастыря — Евангелие в серебряном окладе, изданное в 1539 году в Венеции.

Монастырь Русану или святой Варвары

Время создания монастыря Русану (греч. Μονή Ρουσάνου ) или Арсани (греч. Αρσάνη ) и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.

Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.

Кафоликон монастыря — церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора — страдания святых и «Восшествие на престол» — многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

Монастырь Святого Стефана

Монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου ) — самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городом Каламбака. Вход в монастырь наиболее доступен и осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров.

На каменной арке над входом в 1927 году обнаружили ранее замурованную плиту с надписью «6770 год. Иеремия», которая означает, что некий отшельник по имении Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, то есть в 1192 году от рождества Христова. Предположительно, этот отшельник и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню святого Стефана. Основание самого монастыря относится к концу XIV века. Он был построен Антонием Катакузиносом (племянником Симеона Уроша, сыном котороого был один из основателей Великого Метерора Иоасаф) и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным и вывел его из-под юрисдикции епархии Стаги. Долгие годы монастырю щедро благотворили правящие дома Румынии. Во время турецкого владычества обитель вела просветительскую деятельность; на монастырские средства была построена школа в близлежащем городе Каламбака. В 1798 году была сооружена церковь святого Харлампия — кафоликон монастыря. Церковь большей частью не расписана, иконостас выполнен в технике резьбы по дереву и украшен позолоченным крестом.

В конце XIX века в обители проживал 31 монах, но к 1960 году монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский, и сегодня процветает.

Монастырская трапезная, построенная в 1857 году, используется для экспозиции монастырских реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос с потиром (1631 год); множество переносных икон XVII—XVIII веков; рукопись Божественной литургии 1404 года, написанная одним из основателей монастыря.

Монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения византийской музыки, проводит обучение в области иконографии.

Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά ), называемый также Радостным (греч. Άσμενος ). Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII—XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Αναπαυσάς (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря. Первые письменное упоминание о монастыре относится к 1392 году.

Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

У входа в монастырь, в ущелье скалы, находится небольшая церковь святого Симеона.

На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.

На втором уровне расположен собор святого Николая — кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.

На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

В начале XX века монастырь Святого Николая опустел, его здания постепенно приходили в упадок, а хранившиеся в нём ценные рукописи были перенесены в монастырь Святой Троицы; в 1960-х годах силами министерства археологии Греции монастырь был восстановлен и в настоящее время действует.

Монастыри открыты для посещения верующими и туристами в установленные дни и часы. Вход для граждан Греции бесплатный, для остальных — 3 евро.

Материалы: http://azbyka.ru/palomnik/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D1%8B