1 ≫

Что такое термостат? При работе двигателя выделяется не только энергия крутящего момента, но и тепло. Чтобы мотор не перегревался и работал в своем режиме, предусмотрена система охлаждения. Она состоит из водяного насоса, который приводится в действие от шкива, радиатора (зачастую двух- или трехсекционного), патрубков и многих других элементов. Немаловажной составляющей в конструкции системы является и термостат. Что это такое и как его проверить, расскажем в нашей сегодняшней статье.

Назначение

Итак, что такое термостат? Это конструктивный элемент системы охлаждения, предназначенный для управления потоками ОЖ (охлаждающей жидкости) в процессе работы двигателя. Как известно, на автомобиле используется два контура – малый и большой. Сперва жидкость циркулирует по первому кругу. Затем, когда мотор прогреется до оптимальных температур, клапан открывается, и тосол идет уже по большому контуру. Именно в качестве клапана и выступает термостат.

Где находится

Что такое термостат, немного разобрались. Теперь нужно выяснить расположение данного элемента. Обычно корпус термостата можно увидеть на входе помпы или на выходе из ГБЦ.

Устройство

Данный механизм состоит из нескольких элементов:

  • корпуса клапана;
  • возвратной пружины;
  • нижней и верхней рамки;
  • штока;
  • тарелки клапана;
  • резиновой полости;
  • уплотнительного кольца;
  • направляющего устройства;
  • термоэлемента.

Последний представляет собой некий датчик термостата. Увеличение температуры отражается на его консистенции, что позволяет клапану менять свое положение. На современных автомобилях используются термостаты с твердым наполнителем. Таким образом, термостат – это термочувствительный механический клапан. Он находится в латунной рамке. Тарелка элемента насаживается на корпус термостата.

Что данная деталь собой представляет? Он выполняет роль цилиндра, внутри которого имеется шток, упирающийся в резиновую полость с одной стороны и в рамку с другой. Сам термоэлемент находится между корпусом и резиновой полостью. Наполнитель представляет собой смесь меди и гранулированного воска.

Как работает

При запуске двигателя данный клапан находится в закрытом положении. Охлаждающая жидкость двигается по малому кругу, минуя основной радиатор. Таким образом обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Как только температура тосола достигает заданных параметров (порядка 80 градусов), термоэлемент начинает плавиться. Так, корпус термостата двигается по штоку. Тарелка начинает преодолевать усилие возвратной пружины. Открывается доступ к большому контуру охлаждающей системы. Отметим, что клапан открывается не сразу, а постепенно. Таким образом происходит равномерный переход жидкости из одного круга во второй. Полностью термостат открывается лишь при 95 и более градусах. Когда двигатель глушится, температура жидкости падает. Соответственно, термоэлемент начинает приобретать твердое состояние. Этот процесс цикличный и повторяется множество раз.

О температурном режиме

Температура открытия термостата может быть разной. Обычно она колеблется в режиме от 70 до 85 градусов. Различают зимние и летние элементы. В первом случае температура термостата (когда он открывается) составляет 82 градуса, во втором – 72 (как пример – автомобиль «ГАЗель» с двигателем ЗМЗ). Опытные автомобилисты рекомендуют менять данный элемент посезонно, чтобы не подвергать машину перегреву. Но такая тенденция наблюдается лишь на отечественных автомобилях. Иномарки рассчитаны на более гибкий температурный диапазон. В них можно не менять термостат на «зимний» или «летний». Но если машина испытывает перегрев, все же стоит подумать о замене на более низкотемпературный элемент. Иногда клапан может вовсе не работать. Поэтому ниже мы рассмотрим, как проверить термостат самостоятельно.

Проверка работоспособности – способ №1

Чтобы убедиться в исправности данного элемента, следует завести мотор и прогреть его до рабочих температур. Далее необходимо открыть капот и проверить, насколько нагрелись нижние и верхние патрубки, что идут на радиатор. Но тут стоит отметить два нюанса:

  • Трубки могут быть очень горячими. Поэтому притрагиваемся к ним только через плотные перчатки.
  • Чтобы не поранить руку о вентилятор (особенно если он не электрический, а приводится в действие от вискомуфты), проверку делаем на заглушенном моторе.

Если оба патрубка горячие после тщательного прогрева, значит элемент исправен и не нуждается в замене.

Как проверить термостат? Способ №2

Необходимо отметить, что в предыдущем методе есть риск перегреть мотор. Если жидкость не будет поступать в основной радиатор, она нагреется за считаные секунды. К тому же элемент может заклинить в одном положении. Особенно проблематично выявить неисправность, если клапан открыт лишь наполовину. Так, мотор будет охлаждаться и прогреваться, но очень долго. Сам производитель не дает регламента по времени прогрева мотора. Этот параметр сугубо индивидуален для каждого климата и температуры воздуха. Поэтому для более точных данных снимаем элемент наружу и несем в дом на кухню. Заливаем воду в кастрюлю (можно брать небольшую), помещаем туда термостат и ставим на плиту. Как только вода начала пузыриться, внимательно следим за открытием клапана. Пружинка должна плавно двигаться. Если этого не произошло, значит элемент заклинило.

Подлежит ли ремонту?

Корпус термостата является неразборным. Поэтому в случае выхода из строя деталь меняется целиком на новую. Благо, стоимость элемента не более 200 рублей (для отечественных ВАЗов).

Итак, мы выяснили, что такое термостат, как он работает и как его проверить.

Материалы: http://fb.ru/article/327532/chto-takoe-termostat-i-kak-ego-proverit

2 ≫

Принцип работы термостата кроется в небольшом цилиндре, внутри которого находится воск. Звучит необычно, но каждому автолюбителю, который занимается самостоятельным обслуживанием своей машины, необходимо знать особенности работы и основные неисправности. Ознакомившись с данным материалом, читатели получат ответы на все вопросы, касающиеся термостата.

Принцип работы термостата

Итак, термостат представляет собой регулятор температуры антифриза (охлаждающей жидкости) в системе охлаждения мотора. Некоторые автомобилисты по этой причине называет этот агрегат терморегулятором, что не является ошибкой. Его основные задачи:

  • Поддерживать необходимый для двигателя тепловой режим;
  • Ускорять прогрев силовой установки.

Работа у него достаточно сложная. При первом пуске двигателя показатели температуры антифриза и окружающей среды не отличаются. Чтобы сделать время прогрева мотора минимальным, агрегат направляет охлаждающую жидкость по малому кругу: через помпу, рубашку и радиатор салона. При этом терморегулятор закрывает поток антифриза к радиатору двигателя.

Через некоторое время температура силовой установки начинает расти, тогда термостат открывает клапан и запускает поток антифриза по большому кругу, который проходит через помпу, рубашку, радиатор салона и основной радиатор. На основе этих знаний можно прийти к выводу, что термостат автомобильный работает в двух положениях:

Большой и малый контур системы охлаждения

Аналогичным образом термостат функционирует в обратном порядке: антифриз начинает циркулировать по малому кругу, если температура снижается – клапан в этот момент закрывается. Для примера можно взять автомобильный режим «start-stop», когда машина с горячим мотором выезжает из пробки на свободную трассу. Подходит для примера и включение отопителя салона.

Если температура антифриза составляет 80-95°C, то клапан терморегулятора остается в промежуточном состоянии, как результат – основной радиатора получает лишь часть антифриза. Чем больше поднимается клапан, тем выше количество поступающей охлаждающей жидкости в область основного радиатора. При помощи клапана и происходит регулировка температурного режима, за счет которой значительно снижается токсичность выхлопных газов, выполняется полное сгорание топлива.

С тем, как работает термостат мы разобрались. Теперь стоит рассмотреть его устройство. Современный термостат для автомобилей изготовлен из меди и латуни. Все процессы в агрегате выполняются при помощи небольшого цилиндра – термоэлемента. Внутри этого цилиндра есть твердое вещество, в котором находится смесь алюминия, графита, гранулированного воска и различных порошков меди.

При 82°С твердое вещество начинает плавиться, а если быть точнее – то плавится в основном гранулированный воск. При разработке агрегата воск был выбран из-за моментального расширения под действием тепла. После перехода в жидкое состояние под действием высоких температур он может точно также быстро застыть при понижении градусов.

Термоэлемент (цилиндр) соединен с клапаном при помощи штыря. При повышении температуры воск внутри твердого вещества расширяется и поднимает клапан за счет штыря. Принцип работы терморегулятора мы уже знаем – большой круг начинает функционировать при открытом клапане термостата. Когда водитель глушит мотор, он остывает, а воск снова переходит в твердое состояние.

В «домашних» условиях мы можем узнать, функционирует ли его клапан, датчик, в порядке ли само железо термостата. При этом снимать устройство с двигателя не обязательно. Наша задача заключается в поиске неисправностей и в проверке клапана: реагирует ли он на повышение температуры, в каком положении находится, открыт или закрыт. Зная, что такое термостат в машине, автомобилист сможет самостоятельно определить возможную неисправность.

Перед тем, как проверить термостат, нам нужно отыскать его под капотом и потрогать патрубки, которые отходят от устройства. Проходит работа по следующей схеме:

  1. Заводим мотор и ждем около 3 минут.
  2. Теперь трогаем шланг термостата, который идет к основному радиатору охлаждения.
  3. Этого времени не должно хватить для открытия клапана термостата. То есть если клапан холодный, то заслонка находится в закрытом положении. Если клапан нагревается, значит нарушена нормальная работа датчика – неисправность удалить можно заменой.
  4. Проверив закрытую заслонку, переходим к открытию. Для этого ждем уже 5 минут и снова трогаем шланг, идущий к радиатору. При нормальной работе он станет горячим, значит термостат направил охлаждающую жидкость по большому кругу – устройство работает.

Как проверить работу термостата под капотом мы уже знаем. Но существует ещё один метод проверки, который можно провести в домашних условиях. Для этого необходимо полностью отсоединить устройство и поместить в кастрюлю (подойдет и другая емкость) с водой. Теперь включаем газ и ждем полного кипения. Изначально клапан должен быть закрыт, но после кипения он откроется. Этот метод не только покажет, функционирует ли агрегат или нет, но и наглядно продемонстрирует принцип работы терморегулятора.

Если клапан термостата заклинило в открытом положении, то мотор очень долго будет прогреваться до рабочей температуры. В холодное время года нужный температурный режим и вовсе не будет достигнут. Если все элементы системы охлаждения находятся в исправном состоянии, то прогрев мотора проходит за 5-10 минут.

Также термостат может «зависнуть» в закрытом положении. Такая неисправность входит в причины перегрева двигателя. При закрытом клапане перегрев будет в любом режиме эксплуатации и даже в мороз. Что касается неполного открытия, то здесь может быть два варианта: мотор не наберет необходимую температуру или перегреется.

Материалы: http://blog-mycar.ru/obshhee-ustrojstvo-avtomobilya/termostat-princip-raboty-ustrojstvo-neispravnosti-i-proverka.html

3 ≫

Автомобильные двигатели охлаждаются во время работы тосолом или антифризом. Важным элементом такой системы охлаждения служит термостат. Он расположен между мотором и радиатором, и благодаря ему температура двигателя остается в заданных пределах.

После того как двигатель завели, ему нужно прогреться до рабочей температуры. Чтобы ускорить, этот процесс, охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует по малому кругу через рубашку охлаждения и радиатор печки. Блокирует ее поток именно термостат.

Когда же двигатель нагреется до 95 градусов, клапан термостата сработает, и тосол начнет циркулировать уже по большому кругу через радиатор, охлаждая таким образом мотор. Когда открывается клапан основной циркуляции, малый круг перекрывается. Принцип работы термостата основан на физических свойствах воска, который находится у него внутри. При температуре в 82˚С воск плавится.

В жидком состоянии он увеличивается в объеме и выталкивает штырь, который и открывает клапан. При охлаждении двигателя воск в термостате застывает, штырь возвращается на место, клапан закрывается. Воск плавится быстро, благодаря примесям из порошка графита, меди и алюминия.

Делают автомобильные термостаты из меди или латуни. Устроены они достаточно просто. Стандартный термостат состоит из таких деталей:

  • корпуса;
  • клапана малого круга охлаждения;
  • выходного патрубка, соединенного с насосом;
  • воскового шарика;
  • входного патрубка, подключенного к радиатору;
  • клапана основного круга охлаждения;
  • двух пружин;
  • поршня.

Другими словами, все устройство автомобильного термостата – это цилиндр, возвратный штырь, два клапана и шарик воска. Именно проста и надежность конструкции объясняет тот факт, что она не изменяется на протяжении многих лет, и такие термостаты ставят даже на самые современные модели автомобилей.

В различных марках машин термостаты настраивают на разный температурный режим открывания. Ее обычно указывают на самом устройстве. Бывают бескорпусные термостаты. Их ставят прямо в блок двигателя.

Существует несколько видов таких устройств:

  • одноклапанные (классическая модель, доказавшая свою надежность);
  • двухступенчатые и двухклапанные (обладают повышенной пропускной способностью);
  • с электронным управлением (устанавливается на автомобилях с бортовым компьютером, температура включения и отключения может задаваться самим водителем).

Последний вид термостатов представляется наиболее перспективным, поскольку позволяет подстраивать температурный режим работы двигателя под местный климат.

Самая неприятная поломка – когда термостат заклинило в закрытом положении. Мотор начинает перегреваться практически при любой температуре на улице, даже в небольшой мороз. Последствия у этого бывают самые печальные, вплоть до полного ремонта двигателя. Что не допустить «закипания» мотора, нужно внимательно следить за датчиком температуры.

Когда клапан термостата открывается не до конца, то двигатель до рабочей температуры будет прогреваться слишком долго, а зимой совсем может до нее недотянуть. Определить такую неисправность можно, если ориентироваться на нормативные показатели: при температуре воздуха в 0 градусов мотор должен прогреваться не дольше 5–7 минут. Если же клапан открыт не полностью, то температура агрегата не поднимется выше 60–70 градусов.

Причин поломок у термостата много, но практика показывает, что основная кроется в разрушении корпуса и подвижных деталей под воздействием обычной коррозии. В результате клапаны не в состоянии полностью ни открыть, ни закрыть поток охлаждающей жидкости.

Выходят термостаты из строя и тогда, когда сам двигатель дает сбои и часто глохнет. Поскольку при любом запуске двигателя устройство тоже включается в работу, то оно гораздо быстрее изнашивается при неотрегулированном зажигании. Утешением для автовладельцев служит лишь то, что термостат стоит не очень дорого. И опытные механики рекомендуют менять его один-два раза в год.

Чтобы определить, исправен ли термостат, не обязательно даже знать, где он находится. Нужно просто прогреть двигатель так, чтобы стрелка температуры остановилась на грани красной зоны датчика. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний и нижний патрубки радиатора (черные резиновые шланги диаметром около 5 см).

Дальше нужно просто приложить к ним руку. Если верхний шланг будет горячим, а нижний – холодным, значит, клапан термостата так и не открылся, и устройство нужно срочно поменять. Ремонтировать термостат не имеет никакого смысла. Он устроен достаточно просто и стоит недорого.

  1. Двигатель долго набирает рабочую температуру.
  2. Мотор быстро перегревается.
  3. Стрелка датчика температуры резко поднимается сразу после остановки.
  4. Нижний патрубок становится горячим после нескольких минут работы двигателя (значит, клапан термостата постоянно открыт).
  5. Мотор перегревается, а нижний патрубок радиатора при этом холодный (термостат заклинило в закрытом положении).

Из-за нарушения температурного режима работы страдает двигатель. Он чрезмерно изнашивается, при этом потребляет больше масла и топлива.

Существует еще один простой способ проверки работоспособности термостата. Для этого достаточно положить его в емкость с горячей водой (примерно 100 ˚С). После этого нужно внимательно посмотреть открывается ли клапан устройства. Если нет – срочно поменять термостат на новый. Некоторые умельцы проверяют, работает ли термостат, нагревая его мощным строительным феном.

При замене термостата важно обращать внимание на то, при какой температуре, он срабатывает (она нанесена на его корпусе). Разумеется, если проигнорировать это требование, то температурный режим двигателя будет нарушен.

Материалы: http://golifehack.ru/termostat