1 ≫

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно. Те, кто выбирают этнический стиль в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски – это не просто обычное убранство для стен. А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее.

Основное значение – защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно – защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Разнообразие видов масок

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие. Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска. На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст внутренний мир самого творца. Стилизованная яркая поделка – оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

Материалы: http://fb.ru/article/227222/afrikanskaya-maska-i-ee-magicheskoe-znachenie

2 ≫

Каждый предмет в африканской культуре имеет четкое значение, в нем заложена глубокая информация. Африканская маска - выражение невидимого мира. Даже концепция и дерево, из которого она сделана, несут определенную информацию. Например, в бывшей французской колонии, Камеруне, есть маски Рамун.

Они очень почитаемы у аборигенов. Эти маски отражают прошлое, с их помощью можно понять культуру камерунцев. Делают такие маски банулеки из племени банту. Живут они в горах. Больше им и заняться-то там особенно нечем…

Конечно, маски используют воинственные вожди для ритуальных церемоний.

К примеру, во время церемонии инициации подростков большую роль играют группы внутри племени. Там есть свои предводители дворянства. Абсолютно во всех церемониях, особенно в мистических при общении с мертвыми, маски имеют священный смысл.

Банулеки создают статуи своих предков, как бы умиротворяя умерших. Делают они и трубки, украшенные ящерицами и летучими мышами, которые тоже являются символами и ритуальными предметами. Татуировки на масках показывают этапы преображения человека, во время которого он раздваивается и общается с невидимым миром. Маски делают на всей территории черной Африки.

Чаще всего маска цветная и покрашена натуральными красками. Белую делают из известки, красную из коры африканских деревьев, а черную из глины. Украшают их ракушками, железом, медью и бронзой. Все это у африканцев - символы богатства. Часто встречаются маски из наипрочнейшего черного, как африканские ночи, эбенового дерева. Иногда в маски вставляют даже остатки костей и волос.

По маскам можно изучать культуру племени, экономику, фауну и флору местности, где оно живет. Вообще, маски - не только мистические предметы, они обладают необычными свойствами, по ним можно отследить творчество и самобытность народов Африки. Африканцы таким способом несут свою культуру в мир и передают своим потомкам.

Сделана маска из черного дерева, которое еще в Древнем Египте считалось драгоценностью - как золото или слоновая кость. Черное дерево очень твердое и обладает способностью к полировке до зеркального. Именно африканский эбен, самое красивое, дорогое и уникальное дерево в мире.

Оно не аллергенно и даже обладает лечебными свойствами. Символизирует оно, оказывается, вечную любовь. В черной жаркой Африке существуют предания, связанные с амулетами из черного дерева. И традиция дарить маску или амулет тому, кого сильно любишь.

Создателями древнейшей африканской скульптуры являются догоны. Их скульптуры, в стиле теллем, делаются только из твердых пород дерева. Это целые серии масок и статуэток - женские, мужские и животные изображения. Здесь сочетаются строгая форма и горячая страсть. Почти истерические жесты фигур активно контрастируют с четкими монументальными формами.

В наше время мы воспринимаем маски исключительно, как символ карнавалов и маскарадов. Скрывая лицо под выбранной личиной, мы на время становимся сказочными красавицами, суровыми пиратами или мужественными ковбоями, превращаясь в детей и воплощая таким образом свои старые мечты. Мы давно перестали относиться к маскам серьезно, они для нас всего лишь игра, однако в далекой раскаленной Африке вовсе не является предметом для развлечений. Там отношение к маскам не в пример нашему, трепетное, а само существование без такого, казалось бы, забавного атрибута просто немыслимо.

Африканский стиль интерьера, или африканское направление этно-стиля, или афростиль, значительно выделяется среди других этнических стилей, завоевывая все большую популярность. С уверенностью можно сказать, что этим он обязан таким чертам, как импульсивность, загадочность, и при этом – почти детская, но очень светлая наивность и простота.

Практически все предметы африканского декора хорошо вписываются в современный интерьер, а потому решать, в каком количестве они будут присутствовать – дело исключительно Вашего вкуса и потребностей. Важнейшие элементы интерьера по-африкански - многочисленные предметы декора и прикладного искусства. Самобытное искусство передают изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: ритуальные шаманские маски, маски африканских вождей, черные глянцевые статуэтки резных идолов из тика, керамическая и деревянная посуда, шкатулки причудливой формы, этнические музыкальные инструменты вроде тамтамов, обтянутых шкурами диких животных, и многое другое.

Африканские маски, их разновидности, значение и применение в современном интерьере

Африканские маски у многочисленных племен черного континента играют роль тотемов, талисманов, оберегов и амулетов. Ритуальные маски из Африки используют в жертвоприношениях богам, чтобы те снизошли до смертных и даровали им победу в битве с другим племенем, хороший урожай, здоровых сыновей и дочерей.

Разновидности ритуальных масок из Африки

Африканские маски, изображающие спокойное лицо с закрытыми глазами, используют в обрядах погребения. Такую маску надевают на лицо умершему человеку как олицетворение покоя и продолжения жизни в духовном обличье.

На африканском континенте во все времена было ярко выражено земледелие. Для привлечения большого урожая, дождей для полива растений жители многих деревушек использовали маски, расписанные тремя цветами: белым, зеленым и синим, что означало небо, воду и землю .

Такое произведение художественной пластики, как маска воина-охотника, было очень страшным. Черты лица были искажены, зачастую в них просматривались черты волка, тигра или медведя. Такие маски носили самые лучшие воины и охотники африканского племени.

В некоторых африканских обрядах присутствовали такие атрибуты, как маски-приманки, к ним относится, к примеру, маска животного с ярым оскалом, с дикими глазами или дьявольской улыбкой. Глаза таких масок окрашивались в ярко-алый цвет, оскал делался серым или белым, сама маска была в черно-коричневых тонах. Надевал ее вождь племени и его приближенные. Считалось, что человек, на лице которого надета такая маска, становится временным сосудом для духов и демонов.

Мода на экзотические вещи не может пройти по определению. Людям испокон веков нравились необычные предметы, одними из которых являются ритуальные маски из Африки. Еще 20-30 лет назад дизайнеры облюбовали их и внесли в индустрию роскоши, поставив в один ряд с крокодиловой и змеиной кожей, шкурами жирафов, львов, зебр и других обитателей саванны.

Источники: art.sovfarfor.com, www.superstyle.ru, stranamasterov.ru, maasai-shuka.com, forum.awd.ru

Исторический город Краков замки

Краков город, история которого, неразрывно связана с историей Польши, как государства. Он по праву считается культурной столицей страны, которой гордятся все .

История Большого театра в Москве

У Большого театра, известному всем культурному миру было несколько предшественников с грустной судьбой. Историю театра принято отсчитывать с 1776 года .

Пират Черная Борода

Когда современный человек слышит о пиратах, в его представлении чаще всего возникают лихие вооруженные «до зубов» ребята, не боящиеся проблем .

Туристическая Испания

Столица Испании – Мадрид. Когда-то этот город был всего лишь маленькой деревней, находящейся прямо у стен крепости Маджирит. Сейчас, .

Петроглифы - тайна наскальных рисунков

Петроглифы - это древние наскальные рисунки, обнаруживаемые в самых разных уголках планеты. Содержание петроглифов в настоящее время представляет собой .

Лунный город – советский проект

Развернувшаяся в 60-х годах XX века космическая гонка между СССР и США вызвала невероятно быстрые шаги в исследования космоса. В .

Неизвестные герои космоса

Россия, несмотря на длительное время реанимации, после распада СССР, все же сохранила передовые позиции в области освоения космоса. Однако очень мало .

Материалы: http://www.objectiv-x.ru/poleznaya_informaciya/afrikanskaja-maska.html

3 ≫

  • 07 ноября 2014 02:40:24

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Типология африканских масок

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.

Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.

Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.

Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.

Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.

Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

Авторы текста и фотографий: коллекционеры Бутовская Марина Львовна и Бутовский Руслан Олегович

Материалы: http://afroart.ru/zapiski-kollektsionerov.html